Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И.Яковлева
| Утверждена приказом директора № 456 от 30.08.19 г. _________________ |
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 2-х классов
на 2019 – 2020 учебный год
«Шахматы»
(шахматно - задачная технология развития
способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)
Педагог:
Акишина Валентина Васильевна
г.Урай, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование.
5. Литература и средства обучения
6. Приложения:
6.1. Календарно – тематический план.
6.2. Бланки проверочных работ.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».
Задачи курса:
образовательные:
обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии
обучать основным тактическим приемам
обучать основам стратегии
обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов
обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев.
развивающие:
развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:
воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой
воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» рассчитана на четыре учебных года начальной школы: 34 учебных недели в году. Занятия проводятся один раз в две недели в подгруппах наполняемостью 11- 14 чел. Учащиеся 2-х классов уже освоили программу 1-го года обучения. В 2019 -2020 учебном году они обучаются по программе 2-го года обучения.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению
3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты освоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы:
1) использование знаний для описания и объяснения пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Ученик научится
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик получит возможность научиться:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивому учебно-познавательному интересу к новым общим способам решения задач;
адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанным устойчивым эстетическим предпочтениям и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
II год обучения
Тематика занятий
1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение полей и фигур на шахматной доске;
абсолютную ценность каждой шахматной фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
читать краткую и полную нотацию;
реализовывать большой материальный перевес
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ТЕМЫ II год обучения | Тео-рия | Прак-тика | Всего часов |
1. | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. | - | 6 | 6 |
2. | СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. | 1 | - | 1 |
3. | ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения. | 1 | 1 | 2 |
4. | ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен. Итого за второй год обучения | 4 6 | 4 11 | 8 17 |
5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.) | 1 | В сборник включена программа И.Г.Сухина «Шахматы – школе» начального общего образования, разработанная на основе шахматно - задачной технологии развития способности действовать “в уме” в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
1.3 | Рабочая программа по учебному предмету | 1 | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4х классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК « Шахматы – школе И.Г.Сухина» |
1.4 | Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. | 60 | Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”. |
1.5 | Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. | 1 | Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО. |
1.6 | Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013 | 1 | Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Шахматы - школе» (1-й год обучения) и предназначена для самостоятельной работы обучающихся. |
1.7 | Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. | 40 | Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”. |
1.8 | Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. | 1 | Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Учебник для 2-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО. |
2. | Демонстрационные учебные пособия | | |
2.1 | Демонстрационная магнитная доска с фигурами | 2 | Настенная доска предназначена для демонстрации учебного материала и учебно – иллюстративных партий |
2.2 | Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы | 2 | Шахматная сказка «Котята – хвастунишки» Сказка о шахматной доске «Лена и Ален» |
2.3 | Игральные доски с наборами шахматных фигур | 20 | Игральные наборы предназначены для решения позиционных композиций, обучения ориентации на плоскости, игре в парах, проведению соревнований |
2.4 | Шахматные часы | 20 | Часы предназначены для обучения и контроля времени игры на соревнованиях |
3 | Экранно-звуковые пособия | | |
3.1 | Обучающие CD - диски | 3 | - Специализированный программый комплекс «Шахматное образование» - Динозавры учат шахматам - Шахматная школа |
4 | Технические средства обучения | | |
4.1 | Компьютер, интерактивная доска с проектором | 1 | Оборудование предназначено для демонстрации видеоуроков и решения шахматных композиций группой и индивидуально. |
Литература:
Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/
Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2013 г.
Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с. ISBN 978-594198-080-2. “Chess Education – an Important Resource of the World System of Education”. International Research Conference Materials, Khanty-Mansiysk, 10–13 June 2013: A Collection of Abstracts / Compiled by: I. G. Sukhin, G. V. Kovaleva; scientific editor I. G. Sukhin. – Obninsk: Dukhovnoye Vozrozhdeniye, 2013. – 416 p.
Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.: А.В.Шатных к.п.н., доцент. И.Г.Сухин к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А. Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.
Приложение 6.1.
Календарно – тематический план
II год обучения
Наименование темы программы | Кол-во часов на тему | № занятия, дата проведе-ния | Наименование темы занятия | Вид занятия, форма | Материально-техническое оснащение, дидактическое обеспечение | Форма контроля | Домашнее задание |
1.ПОВТОРЕННИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 2.СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. 3.ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. 4. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. | 6 1 2 8 | № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 №8 №9 №10 № 11 № 12 №13 № 14 № 15 №16 № 17 Итого: 17 | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Основные шахматные термины. Ходы фигур каждой по отдельности Рокировка. Превращение пешки, взятие на проходе Взятия фигур. Упражнения на мат в один ход Начальная позиция. Мат. Пат. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, Запись «неподвижной шахматной позиции» . Краткая и полная нотация. ЦЕННОСТЬ ФИГУР. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА, РАЗМЕН. Выгодный и невыгодный размен. Защищенная и незащищенная фигура. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЯ. Три способа защиты от нападения: уничтожение атакующей фигуры, отход на безопасное поле, привлечение фигуры-защитника. ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Еще два способа защиты от нападения: перекрытие и контрнападение. | Практическая работа Разбор учебно-иллюстративных партий Практическая работа Работа на компьютерах Практическая работа Просмотр видеоурока Н.Калиниченко “История возникновения шахмат” Практическая работа. Запись шахматной партии из начального положения Разбор учебно-иллюстративных партий Практическая работа Разбор учебно-иллюстративных партий Практическая работа Разбор учебно-иллюстративных партий Практическая работа Компьютерные игры и упражнения на перекрытие и контрнападение Практическая работа | Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год. Персональные компьютеры для каждого учащегося, программный комплекс «Шахматное образов» ----- ----- Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год. Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год. Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год. ------- ------ Учебники “Шахматы, Второй год. ------ | Компьютерные игры и упражнен. Решение заданий комплекса “Шахматное образование --- --- Самостоя-тельная работа Самостоя-тельная работа --- Компью-терные тесты ------- Решение заданий комплекса “Шахматное образование Самостоя-тельная работа Тесты | Раб. тетрадь, 2 год обуч., стр. 3-4 Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры” ----- Раб. тетрадь, 2 год обуч., стр. 7-8 Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры” Раб. тетрадь, 2 год обуч., Ст. 11-12 Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры” ---- Раб. тетрадь стр.26 |
9