ФИЛИАЛ «МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 1 ИМ.С.И. ГУСЕВА»
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В П.МАЯКОВСКОЕ»
238033, Россия, Калининградская область,
Гусевский район, посёлок Маяковское,
ул Школьная, 11 тел/факс: 8(401-43) 9-33-19,
тел: 8(401-43) 9-33-36, е-mail: [email protected]
П Р О Г Р А М М А
профильного отряда физкультурно - оздоровительной направленности «Юные туристы – краеведы» в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Калейдоскоп»
Разработчик программы:
Учитель начальных классов
Безверхова А. Б.
2020 год
Пояснительная записка.
Профильный отряд спортивно – оздоровительного направления «Юные туристы – краеведы» размещён на базе филиала МОУ «СОШ №1 им. С. И. Гусева «СОШ в п. Маяковское» и предназначен для детей 8 – 14 лет.
Учитывая опыт работы на протяжении нескольких лет, можно с уверенностью сказать, что программа работы пришкольного лагеря, построенная в форме познавательной игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие отряд «Юные туристы-краеведы», стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. В этом году предполагается, что программа «Юный краевед» закрепит результаты прошлых лет и даст толчок к развитию новых творческих способностей.
При создании новой программы летнего пришкольного лагеря я исхожу из ряда достаточно простых, но вместе с тем весьма важных оснований.
В последнее время уделяется пристальное внимание проблеме детей и подростков, склонных к бродяжничеству и противоправному поведению, детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. «Так называемые молодежные «болезни»: детская безнадзорность при живых родителях, рост подростковой преступности, безразличие к собственной судьбе, профессиональной карьере, проблемам своей малой родины – все это является на сегодняшний день «диагнозом» не отдельно взятой территории, а всего нашего общества»1.
Поэтому обязательным условием для меня является вовлечение в лагерь детей из малообеспеченных и неполных семей, опекаемых, состоящих на учете в ПДН, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поскольку их количество из года в год неуклонно растет.
В системе детского оздоровительного лагеря потенциально заложены условия, обеспечивающие разнообразные виды деятельности, общения и сохранения здоровья детей. Обстановка детского оздоровительного лагеря позволяет скорректировать систему питания, воздушных ванн и многие другие факторы, способствующие укреплению здоровья детей.
Программа состоит из блоков: краеведческий, труд и безопасность, спортивно – оздоровительный, развивающий.
Однако отличительная особенность данной программы состоит в том, что она ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины – г. Гусева, п. Маяковское и России в целом. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Любовь к Отечеству начинается с малого – с любви к родному краю. Работа лагеря направлена на воспитание культуры и получение дополнительных знаний в области краеведения разновозрастной группой детей, которые уже приобрели первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.
Новизна программы заключается в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении различных видов деятельности.
Программа поможет ребятам больше узнать о Калининградской области, её флоре и фауне, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев.
Поэтому главная идея программы – приобщение школьников к знанию своей малой Родины, основам народной культуры, формирование гордости и любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений.
Программа способствует формированию у ребят:
интереса к истории родного края;
уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию,
мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
навыков ЗОЖ.
Ребята в лагере получат начальные сведения о природе Калининградской области, животного и растительного мира, больше узнают о памятных и исторических местах родного края.
Сроки реализации программы: июль 2020 года: лагерная смена, 21 день
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель – создание условий для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.
Задачи:
Развивать интерес к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию Калининградской области.
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся в каникулярное время.
Продолжить социальную адаптацию детей «группы риска» через вовлечение во все мероприятия.
Формировать познавательную активность школьников средствами игровых, проектных и здоровье – сберегающих технологий.
Способствовать созданию единого коллектива с эмоциональным климатом толерантности, доброты, взаимопонимания, способствующего успешной социализации детей.
Принципы реализации программы
Программа «Юные туристы-краеведы» летнего оздоровительного лаге-ря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
При написании программы я руководствовалась и принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принцип безопасности жизни, здоровья, психического состояния детей, защиты их прав и личного достоинства.
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с краеведческой деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
Формы реализации программы.
Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.
1. Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
Расширять кругозора учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах.
Задачи образовательной деятельности:
расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
экскурсии, походы в природу;
посещение музея, библиотек;
проектная деятельность, создание презентации;
поиск необходимых материалов в Интернете.
2. Блок трудового воспитания и безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде. Проведение инструкций по охране труда.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание - процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы:
бытовой самообслуживающий труд;
общественно значимый труд.
Бытовой труд ребенка включает в себе, поддержание порядка в игровых комнатах. Дети привлекаются к самообслуживанию в кружках, в которых они занимаются.
Самообслуживающая деятельность в лагере включает дежурство по отряду и столовой.
Общественно значимый труд подразумевает содержание прилегающей территории в чистоте, уход за цветами на клумбах на территории.
3. Оздоровительный блок основан на мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, экскурсии.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний здоровом образе жизни.
Основные формы организации:
утренняя зарядка;
спортивные и подвижные игры;
закаливающие и гигиенические процедуры;
оздоровительные процедуры;
беседы медицинского работника;
горячее 3-х разовое питание;
влажная уборка, проветривание, температурный режим
4.Развивающий блок включает работу кружков, оформление презентаций, проведение викторин, игр.
Все мероприятия, реализуемые программой нацелены на:
создание единого образовательно-развивающего пространства, в котором осуществляется деятельность по развитию индивида;
расширение возможности приобретения практического и социального опыта ребенка;
создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, обеспечивающих развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, ценностных ориентаций
Методы деятельности
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный
Основные задачи:
изучение интересов детей и их родителей (анкетирование), учет результатов работы в предыдущем сезоне (самоанализ);
выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;
подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми, вожатых;
подготовка материально-технической базы;
проведение инструктивно-методических совещаний.
II этап Организационный
На этом этапе происходит освоение ролевых отношений, объяснение правил поведения в лагере. Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах). Итогом организационного периода становится представление отрядов.
Основные задачи:
формирование отрядов;
знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
оформление уголков отрядов;
введение в игровую ситуацию, в ситуацию общения, создание мотивации для дальнейшей деятельности.
III Практико-ориентированный
Это основной этап реализации программы – непосредственное проведение оздоровительной кампании согласно плана мероприятий по реализации программы, плана работы лагеря.
Основные задачи:
создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.
образовательная деятельность;
оздоровительная деятельность;
культурно - досуговая деятельность;
методическая работа с воспитателями, вожатыми.
В этот период происходит практическая реализация смены. Ребята приходят к пониманию большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится анализ психологического климата в отрядах. Возможна корректировка отдельных частей программы в случае необходимости.
IV Итогово - аналитический период
В этот период необходимо учесть, какое впечатление оставила смена у детей, для этого проводится анкетирование. В заключение определяется отряд-лидер и проводится награждение активных участников.
Основные задачи:
закрытие смены (последний день смены);
сбор отчетного материала;
подведение итогов летней оздоровительной компании;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Условия реализации программы
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав филиала МОУ«СОШ №1 им. С. И. Гусева» «СОШ в п. Маяковское»
Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Табеля посещаемости детей.
Акт приемки лагеря.
Материально-технические условия предусматривают:
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Отрядные комнаты, рекреации | Средства родителей. отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, КТИ, зарядка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Воспитатели |
Спортивная площадка | Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьный двор | Линейка, отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, КТД | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медсестра (по согласованию) |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Областной бюджет | Зав.столовой |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
воспитатели
медицинская сестра
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
Содержание программы
Форма: игра – путешествие «Родными тропами».
Содержание потока: в ходе смены ребята путешествуют тропами:
1-я ,2- я неделя - тропа «Край мой – гордость моя»»
3 - я неделя - тропа «Славные земляки»
Содержание троп: каждому дню недели соответствует свой привал:
Понедельник – привал «Исторический»
Вторник - привал «Обрядовый»
Среда – привал «Экскурсионный»
Четверг – привал «Игровой»
Пятница – привал «Творческий»
Суббота – «Интеллектуальный»
План работы профильного отряда «Юные туристы-краеведы»
1,2-ая неделя «Край мой – гордость моя» |
Дата | План мероприятий | Ответственные |
День первый 01.07. РАДУЖНЫЙ ДЕНЬ | 1.Жизнь летнего лагеря. (Законы, режим дня, символы, песня и т.д.) 2. Развлекательное шоу «Будем знакомы!» 3.Подготовка к торжественному открытию смены. 4.Линейка – старт профильной смены «Юные туристы-краеведы» | Воспитатели |
День второй 2.07. ДЕНЬ ПРЫГУНА | 1.Создание отрядных уголков. 2.Тест «Что бы ты хотел узнать о своём родном крае?» 3. Весёлые старты. | Воспитатели |
День третий 3.07. ДЕНЬ ЭКСКУРСИЙ и ВОЛШЕБНОГО КИНЕМАТОГРАФА | 1.Главные улицы посёлка. Изучение истории возникновения улиц. (Экскурсия) 3.Весёлое соревнование «Зоологические забеги» 4. Киносеанс | Воспитатели |
День четвёртый 4.07. ДЕНЬ УМЕЛЫХ РУЧЕК | 1. Познавательная викторина «Краснокнижные животные и растения Калининградской области» 2. Мастерская игрушек. Конкурс поделок из природного материала 3. Операция «Уют». | Воспитатели |
День пятый 5.07. ДЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР | 1.Игра-турнир по экологии Калининградской области 2. Конкурс кроссвордов «Рыбы, птицы, звери…» 3. Угадай мелодию. | Воспитатели |
|
День шестой 6.07 ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО РОДНОМУ КРАЮ | 1.Моя улица. Составление карты улицы. 2. Фото - конкурс «Где эта улица, где этот дом?» 3.«Солнечный круг» развлекательно – игровая программа. | Воспитатели |
День седьмой 7.07. ДЕНЬ ИСТОРИИ | 1. Выход в ДК п. Маяковское. Изучение народных обрядо. 2.Конкурс слоганов, частушек и песен «За здоровый образ жизни» 3.Спортивно-оздоровительная конкурсная программа «Летняя карусель» | Воспитатели |
День восьмой 8.07. ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ | 1.Линейка ко дню СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ 2. Познавательная беседа ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ 3.Посещение аттракционов. | Воспитатели |
3,4-я неделя «Славные земляки». |
День девятый 9.07. ДЕНЬ ПОЭТА | 1.Конкурс стихотворений поэтов Калининградской области. 2. Встреча с интересными людьми. | Воспитатели |
День десяты 10.07 ДЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СКАЗКИ | 1.Путешествие в страну сказок и приключений. Сказочное «Поле чудес» 2.Конкурс авторских работ «Сказка моего посёлка». | Воспитатели |
День двенадцатый 12.07. ДЕНЬ исследований | 1.Мини – исследование «Калининградские фамилии» 3.Викторина «Музыкальный калейдоскоп моего края» Мини – исследование «Охраняемые растения моей малой родины» | Воспитатели |
День одиннадцатый 11.07 ДЕНЬ ПДД и ТБ | 1. Викторина «Знатоки дорожной азбуки» Профилактическая беседа о правилах поведения на улице. ГИБДД 2. «Раз, два, три, четыре, пять, … начинаем мы играть» 4. Конкурс рисунков на асфальте «Спорт! Спорт! Спорт!» 5. Стадион г. Гусева «Дорожная эстафета» | Нач.лагеря Воспитатели |
День Тринадцатый 13.07 ДЕНЬ СЮРПРИЗОВ | 1.Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»; 2.Игровая программа «Страна Лимония» 3.История моей школы в истории страны. Гордость школы – её выпускники. Мини – исследования. | Воспитатели |
День четырнадцатый 14.07 ДЕНЬ МОЕГО ГОРОДА | 1. Презентация «Мой родной город.». Посещение библиотеки г.Гусева 2. Экскурсия по лагерю для родителей. Наши достижения. 3. Конкурс «Слабо» | Нач. лагеря Воспитатели |
День пятнадцатый 15.07 ДЕНЬ ДЕТСТВА | 1. Спортивная игра по станциям «Тропа испытаний» 2. Организация экологического субботника на территории школы. 3.Литературный калейдоскоп «Он родом из детства» | Воспитатели |
День шестнадцатый 16.07. МАРАФОНСКИЙ ЗАБЕГ | 1.Краеведческий марафон. «Патриот земли русской». Подвиг И.Сусанина. 2.Литературный час. | Воспитатели |
День семнадцатый 17.07. ДЕНЬ ЛЕГЕНД и ПРЕДАНИЙ | 1.Волшебный мир преданий моего народа. 2.Экскурсия в лес. Работа с дневником наблюдений. 3. День дарения подарков | Воспитатели |
День восемнадцатый 18.07. ДЕНЬ ПРОГУЛКИ ПОД ДОЖДЁМ | 1. «Мы этой памяти верны…»Встреча с ветеранами ВОВ». 2.Сочинение – рассуждение «Что я могу сделать для своей Родины» 3. «Исполнить долг перед погибшим». Герой – земляк – М.Ляполов. | Воспитатели |
День девятнадцатый 19.07. ДЕНЬ ПРОЕКТОВ | 1.Составление альбома «Достопримечательности моего города». 2.Защита проекта «Край творчества, любви и вдохновения!» 3.Шахматно-шашечный турнир. | Воспитатели |
День двадцатый 20.07. ДЕНЬ ШАХМАТ | 1.Из истории шахмат и шашек 2.Шашечный турнир. 3. Шахматный турнир. | Воспитатели |
День двадцать первый 21.07. ДЕНЬ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ | 1.Диагностирование участников лагерной смены. 2.Закрытие лагерной смены. 3.Презентация собранного материала по краеведению. | Организатор Воспитатели |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ближний:
охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города;
привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
укрепление физического и психического здоровья детей;
развитие творческой активности каждого ребенка;
укрепление дружбы и сотрудничества между разновозрастными детьми;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Отдаленный:
воспитание в детях любви к своей малой родине;
социальная адаптация детей «группы риска» через вовлечение во все мероприятия;
раскрытие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка.
Критерии оценивания и определения эффективности
воспитательного воздействия программы:
Качественные показатели | Количественные показатели |
Наличие устойчивых позитивных изменений поведения детей, участвующих в программе. Степень включенности в активную жизнь детского коллектива. Уровень формирования навыков общения. Проявление стойкого общего интереса, единства мнения родителей и детей. Степень адаптации детей, в окружающем мире посредством развития коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Степень проявления у детей понятия взаимопомощи. Психологически комфортная обстановка для всех участников программы. Готовность к творчеству и познанию. Приобретение нового социального опыта. | Количество охваченных детей организованными формами отдыха и оздоровления. Сохранность детей до конца смены. Степень включенности в проводимые мероприятия – 100% детей, наличие устойчивого интереса. Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, уменьшение количества конфликтных ситуаций к концу смены. Проявление улучшений психического и физического состояния здоровья у 100% детей. Отсутствие фактов совершения правонарушений у 100 % участников программы. Количество работ, изготовленных в творческой мастерской. У 90 % детей и родителей, участвующих в программе, появление стойкой положительной динамики в детско-родительских отношениях. |
Методы отслеживания результатов:
диагностические исследования,
наблюдение,
анкетирование,
самоанализ,
сбор информации,
сравнительный анализ.
Используемые методики:
Основы диагностики в работе вожатого
Карта настроения
Тест на определение особенностей характера по улыбке
Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное»
Анкета «Лесной лагерь»
Тест «Дерево»
Анкета «Десять моих Я»
Диагностика отряда методом с помощью социометрии
Ознакомительная анкета участника лагеря
Анкета родителям
Тест «Я – лидер»
Анкета «Что у меня на сердце»
Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере
«Методика изучения детской креативности» Е.Е.Тупик
Социометрия
Методика на определение уровня тревожности
Формы контроля:
однодневные экскурсии ,самоанализ,
коллективные творческие дела;
творческие задания: конкурсы, концерты, выставки
Список используемой литературы.
Григоренко Ю.Н., Кострецов У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.
Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество — игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Приложение 1
ЗАКОНЫ ОТРЯДА:
Всегда быть доброжелательными и внимательными друг к другу.
Уважать старших.
Быть сплоченными и организованными.
Ответственно подходить к любому делу.
Соблюдать режим лагеря.
Без опозданий приходить на мероприятия.
Своевременно и до конца выполнять все поручения.
Всегда и везде сохранять порядок.
Никогда не сквернословить, не ругаться и не ссориться.
Внимательно слушать и не перебивать собеседника.
На дружинных делах поддерживать не только свой отряд, но и другие отряды.
Соблюдать традиции отряда.
Соблюдать традиции лагеря.
Приложение 2
ПРАВИЛА
поведения в лагере дневного пребывания
«Калейдоскоп»
Вести здоровый образ жизни:
ежедневно делать утреннюю зарядку, следить за осанкой, соблюдать правила личной гигиены – мыть руки перед едой и после посещения туалета; ежедневные прогулки на свежем воздухе;
следить за внешним видом – аккуратная чистая одежда, прическа, коротко остриженные ногти, всегда чистые руки;
полноценный дневной сон.
Соблюдать чистоту на территории лагеря:
участвовать в трудовых десантах;
ежедневно иметь чистую вторую обувь.
В столовой кушать, не торопясь, тщательно прожевывая пищу, не разговаривать во время еды.
Бережно относиться к имуществу лагеря. Уважать чужой труд.
С уважением относиться к труду воспитателей, медицинских работников, вожатых, технического персонала.
Внимательно относиться друг к другу, помогать, если другому плохо, не обижать младших, исключить все виды агрессивного нападения (кулаки, пинки, камни), стараясь убеждать словом и делом.
Принимать активное участие в жизни лагеря и отряда.
Ценить свое и чужое время. Быть точным.
В случае заболевания поставить в известность воспитателя и обратиться в медицинский центр. Аккуратно выполнять врачебные назначения
Приложение 3
Инструментарий оценивания эффективности реализации программы
Изменение отношения к другим, к жизнедеятельности в лагере
Как ты относишься | Показатели отношений |
К членам своего лагеря | Нормально |
Уважительно |
По-разному |
Восторженно |
К членам своего отряда | Нормально |
Уважительно |
Конфликтно |
Презрительно |
Безразлично |
Мальчики – к девочкам | Нормально |
Уважительно |
По-разному |
Восторженно |
Никак |
Девочки – к мальчикам | Нормально |
Уважительно |
По-разному |
Восторженно |
Никак |
К вожатым | Нормально |
Уважительно |
Восторженно |
к жизни в лагере | Нормально |
Уважительно |
Конфликтно |
Презрительно |
Безразлично |
Приложение 4
АНКЕТА
Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения родителей
№ п/п | В пришкольном лагере каждый ребенок имеет возможность получить | да | нет | затруд-няюсь ответить |
1 | физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление | | | |
2 | расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена видами деятельности | | | |
3 | органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности | | | |
4 | реализацию интересов и потенциалов личности | | | |
5 | формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире | | | |
6 | развлечения, игры, свобода в выборе занятий | | | |
7 | развитие творческого потенциала | | | |
8 | разрядка накопившейся за год напряженности | | | |
Ваши предложения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА
Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения учащихся
№ п/п | В пришкольном лагере я имею возможность | да | нет | затруд-няюсь ответить |
1 | физически и интеллектуальное оздоровиться | | | |
2 | расширить культурное пространство | | | |
3 | получить содержательный отдых | | | |
4 | творчески и интеллектуально развиваться во внеурочное время | | | |
5 | формировать собственные представления о самом себе и окружающем мире | | | |
6 | развлекаться, играть, свободно выбирать занятия | | | |
7 | делать все, что мне нравится | | | |
8 | получить разрядку от накопившейся за год напряженности | | | |
| В пришкольном лагере «Звездный» этим летом я мечтаю | | | |
1 | приобрести новых друзей | | | |
2 | в неформальной обстановке ближе узнать своих одноклассников | | | |
3 | получить эмоциональный заряд | | | |
4 | развить свой творческий потенциал | | | |
5 | оздоровиться | | | |
6 | провести время с пользой для себя | | | |
7 | встретиться с интересными людьми | | | |
8 | посетить любимые занятия | | | |
9 | ощутить состояние счастья и праздника, развлечения и веселья | | | |
10 | путешествовать (экскурсии, поездки) | | | |
11 | получить возможность отдохнуть от уроков | | | |
Твои пожелания ____________________________________________
1