СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы ориентировано на формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся. Грамотное сопровождение педагога проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет ему перейти к современной субъектно-субъектной парадигме учения, а также реализовать системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности, возможности воспитания свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить и принимать решения. Материалы программы адресованы учителям биологии, химии, географии общеобразовательных школ, а также педагогам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа "ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области








Абдуразакова В.П.


Основы проектно-исследовательской деятельности


Программа внеурочной деятельности















2018

ББК 74.200.58

А 13



Печатается по решению методического совета ГБОУ СОШ с. Дмитриевка

от 29.08.2017 г.


Рецензент:

Кожевникова О.П., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра «Растениеводство и земледелие», СГАУ



Автор:

Абдуразакова Валентина Петровна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории


Абдуразакова В.П. Основы проектно-исследовательской деятельности: программа внеурочной деятельности. – Самара, 2018. – 38 с.


Содержание программы ориентировано на формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся. Грамотное сопровождение педагога проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет ему перейти к современной субъектно-субъектной парадигме учения, а также реализовать системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности, возможности воспитания свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить и принимать решения. Материалы программы адресованы учителям биологии, химии, географии общеобразовательных школ, а также педагогам дополнительного образования.









© Абдуразакова В.П., 2018




Содержание


1

Информационная карта……………………………………………………….

4

2


Пояснительная записка ………………………………………………………

5-9

3

Учебно-тематическое планирование………………………………………..

10

4

Содержание программы……………………………………………………..

11-14

5

Организационно-педагогические условия реализации программы……….

14-18

6

Планируемые результаты освоения программы…………………………...

19-20

7

Система диагностики образовательных результатов………………………

20-21

8

Список литературы…………………………………………………………..

22-25

9

Приложения…………………………………………………………………

26-37


Приложение 1. Критерии оценки результативности обучения……………

26


Приложение 2. Диагностическая карта оценки уровня освоения общеобразовательной программы…………………………………………

27


Приложение 3. Результативность реализации общеобразовательной программы в 2015-2017 гг……………………………………………………

27


3.1. Творческие работы учащихся в 2015-2017 гг………………………..

28


3.2. Список достижений учащихся по программе

«Основы проектно-исследовательской деятельности»……………………


29-30


Приложение 4. Примерная тематика исследовательских работ…………..

31-32

Приложение 5. План индивидуального учебного исследовательского проекта…………………………………………………………………………


33


Приложение 6. План индивидуальной работы с учащимися в течение учебного года………………………………………………………………….


34


Приложение 7. Дидактические материалы………………………………….

35-37


Приложение 7.1. Оценка группового учебного проекта…………………

35


Приложение 7.2. Примерный план публичного выступления…………...


36-37







1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Название программы: «Основы проектно-исследовательской деятельности»

2. Направленность: общеинтеллектуальная

3. Тип программы: общеразвивающая

4. Характер программы: обучающий

5. Уровень освоения: углублённый

6. Образовательная область: биология, экология, химия,

7. Срок реализации: 2 года

8. Возраст обучающихся: 11-18 лет

9. Форма организации образовательного процесса:

- очная, с дистанционной поддержкой;

- аудиторная и внеаудиторная;

- групповые занятия (семинары-практикумы, конференции, экскурсии), занятия в малых звеньях и индивидуальные занятия (выполнение проектно-исследовательских работ).

В программу включены блок «Основы проектно-исследовательской деятельности» и индивидуальные образовательные маршруты исследовательской деятельности учащихся в области биологии, экологии, химии и краеведению. Программа предполагает расширение тематики проектных и исследовательских работ, добавление новых индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с интересами и выбором учащихся.

В зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся, а также в зависимости от объёма и уровня сложности индивидуального образовательного маршрута годовой объём программы составляет 72 ч или 108 часов.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база.


Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 общеразвивающих программ различной направленности»;

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо МОН от 18.08.2017 № 09-1672);

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

  • Целевая программа Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Юго-Восточного округа на 2014-2016 годы

  • Программа развития школы.

  • Положение об организации исследовательской и проектной деятельности в школе.

Программа предусматривает исследовательскую, проектную и практическую деятельность учащихся в рамках подготовки к участию в конкурсах проектно-исследовательских работ по биологическому, экологическому и химическому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных проектов естественнонаучной направленности.

Актуальность программы обусловлена высокими требованиями к качеству учебно-исследовательских работ в соответствии с требованиями ФГОС и высокой мотивационной составляющей для обучающихся, планирующих поступление в ВУЗ по естественно-научной направленности, за счет открытия новых, непривычных горизонтов в образовательном процессе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что:

- проектная и исследовательская деятельность учащихся в рамках новых ФГОС, позволяет формировать универсальные учебные действия, глубокие и прочные знания, общеобразовательные умения, универсальные компетенции, функциональную грамотность;

- исследовательская и проектная деятельность учащихся – образовательная технология как средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, обеспечивает деятельностный подход в обучении;

- в контексте образования, исследовательская и проектная деятельность -это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях;

- исследовательская и проектная деятельность ориентирована на интерес, на творческую саморазвитие и самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы;

- позволяет формировать у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Результативность реализации программы представлена в Приложении 3.

Потенциальная полезность: с формированием компетентного ученика-исследователя, ученика с проектным мышлением в школе создается развивающая среда, реализующая общий принцип развития ребенка, формирование социально адаптированной личности

Социальная значимость программы обусловлена тем, что подростки приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом.

Выполнение исследований в той или иной области биологии, экологии или химии способствует также профориентации учащихся.

Цель программы: создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся в процессе совершенствования у них навыков проектно-исследовательской деятельности и представления результатов своей работы на различных мероприятиях.

Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач.


Обучающие:

1. Углубление и расширение знаний в выбранной области исследования; систематизация знаний в области экологии, биологии, химии.

2. Освоение конкретных исследовательских методик, используемых для выполнения исследования по выбранной теме.

3. Обучение навыкам оформления исследовательских и проектных работ.

Развивающие:

1.Совершенствование навыков поиска, обработки и представления информации.

2. Развитие навыков целеполагания, анализа информации и формулирования выводов.

3. Совершенствование навыков работы с компьютерными программами (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint) и Интернет­-браузерами, используемыми для выполнения работ.

4. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии; сформировать необходимые для занятий способности; выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве; развитие мотивации к определенному виду деятельности

Воспитательные:

1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, патриотизма и т.п.

1. Создание условий для формирования у учащихся адекватной самооценки и веры в свои способности.

2.Создание условий для формирования целеустремлённости, развития умения ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

3. Совершенствование коммуникативных навыков (проведение социологических опросов, сотрудничество с социальными партнёрами, обмен опытом, публичные выступления).


Отличительные особенности данной программы:

1. Программа предназначена для осуществления проектно-­исследовательской деятельности на базе Научного общества учащихся («Эрудит») ГБОУ СОШ с. Дмитриевка, а также в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами (например, с ГБОУ СОШ с. Богдановка) и другими образовательными учреждениям (например, сотрудничество школы с областным эколого-биологическим центром, с вузами(в рамках программы «Взлет»); включает общие групповые занятия (экскурсии, семинары-практикумы, конференции) и работу в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по выбранному направлению с руководителем;

2. Значительную часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, вне учебной аудитории (работа с библиотечными фондами и Интернет­источниками, проведение полевых исследований или социологического опроса, набор текста работы и оформление презентаций и т.п.). В связи с этим возможны внеаудиторные и заочные формы проведения занятий, например, обмен информацией с учащимися через электронную почту или социальные сети.

3. Вовлечение учащихся в исследовательскую или проектную деятельность обусловливает высокую степень когнитивности данной программы. Развитие когнитивных навыков облегчает в дальнейшем поиск необходимой информации, усвоение новых знаний и освоение учебных программ различного уровня не только по биологии, экологии и химии, но и по другим предметам.

Возраст учащихся, которым адресована данная программа, - 11-18 лет; возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на экскурсиях и конференциях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятий при необходимости делится на звенья по возрастам:

11-14 лет и 15-18 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по программе - 11 лет; поступающие на обучение должны иметь начальный опыт участия в исследовательской или проектной деятельности или выполнения творческих работ (докладов, презентаций и т.п.). При выборе темы и методики исследовательской работы необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся.

Срок реализации программы - 2 года и более.

Сроки реализации программы могут варьировать для отдельных учащихся в зависимости от уровня сложности и объёма исследовательской или проектной работы, а также желания учащихся продолжать проектно­исследовательскую деятельность по новой теме.

Поскольку программа состоит из 2 модулей, каждый из которых может изучаться самостоятельно, относительно независимо от другого, то воспитанники могут закончить изучение курса по окончании освоения модуля 1 -го года обучения, либо продолжить занятия по модулю 2-го года обучения.

Возможно также продолжение обучения в рамках данной программы в течение последующих лет (3-й год обучения и далее) обучающимися, работающими над долгосрочным исследованием или проектом, либо выбравшими новый индивидуальный образовательный маршрут для выполнения исследовательской работы (проекта) по новой теме. В этих случаях учащиеся посещают только индивидуальные занятия и защищают работы на конкурсных мероприятиях, а также могут участвовать в общих экскурсиях и выступать на итоговых конференциях.

Годовой объём программы - 72 /108 часов, в том числе:

- групповые занятия (семинары-практикумы, экскурсии, конференции, групповые консультации и т. п.) - 36 часов,

- индивидуальные занятия или занятия в малых звеньях - 36 часов или 72 часа (в зависимости от содержания индивидуального образовательного маршрута конкретного учащегося, объёма и уровня сложности выполняемой творческой работы). Занятия в малых звеньях (2-3 человека) проводятся для учащихся, выполняющих коллективную исследовательскую работу или проект.



Структура программы

Принцип построения программы - блочно-концентрический

заключается в следующем:

1. Программа состоит из двух блоков, различающихся по содержанию и форме организации занятий; каждый блок осваивается учащимися в течение 2 лет;

2. Программа 2-го года обучения повторяет разделы 1 -го года обучения, но содержание изучаемого материала углубляется и расширяется, несколько изменяется количество часов, отведённых на изучение отдельных разделов;

3. Алгоритм построения индивидуальных образовательных маршрутов единый, варьирует лишь содержание и количество часов на прохождение отдельных этапов индивидуального образовательного маршрута- ИОМ

(в соответствии с выбранной темой исследования или проекта, объёмом и уровнем сложности выполняемой работы).


Изучение материала программы построено следующим образом:

Блок 1. «Основы проектно-исследовательской деятельности» изучается на групповых занятиях.

Модуль 1. «Реферативные и учебно-исследовательские работы»

(1-й год обучения)

Модуль 2. «Комплексные исследования и проектная деятельность»

(2-й год обучения)

Блок 2. «Индивидуальные или коллективные исследования и проекты» изучается на индивидуальных занятиях или занятиях в малых звеньях

(в случае коллективной работы).

Продолжительность работы над темой определяется её объёмом и уровнем сложности; по окончании работы над одной темой учащиеся могут выбрать новую тему для исследования или проекта.


Два варианта последовательности изучения указанных блоков:

Вариант 1. В течение учебного года основы проектно­исследовательской деятельности изучаются параллельно с выполнением исследований (работой по индивидуальным образовательным маршрутам). Таким образом, в течение недели проводится по одному занятию из каждого блока. Такой вариант занятий может быть удобен для работы с учащимися, уже знакомыми с навыками выполнения и оформления исследования или проекта, выполняющими уже начатую ранее работу и участвующими в конкурсных мероприятиях с начала учебного года.

Вариант 2. В начале года воспитанники изучают блок «Основы проектно-исследовательской деятельности», а затем работают над конкретной исследовательской темой или проектом. Этот вариант может быть удобен для групп малого состава, а также для групп, выполняющих коллективное исследование или проект.










Таблица 1


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел

Кол-во часов

1 год обучения

(Модуль 1)

2 год обучения

(Модуль 2)

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Блок 1. Основы проектно­исследовательской деятельности

36

15

21

36

12

24

1.

Введение. Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности

6

2

4

6

1

5

2.

Работа с литературой и другими источниками информации

4

2

2

6

2

4

3.

Методы исследований. Фиксация результатов исследования.

12

5

7

11

4

7

4.

Обработка и анализ результатов исследований

4

2

2

5

2

3

5.

Оформление работы

6

3

3

5

2

3

6.

Защита работы

4

1

3

3

1

2

Блок 2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты (индивидуальные образовательные маршруты)

36/72


36/72

36/72


36/72

1.

Выполнение теоретической части работы.

4/10


4/10

4/10


4/10

2.

Исследования по выбранной методике (или практическая работа в рамках проекта).

12/20


12/20

12/20


12/20

3.

Оформление текста работы, наглядности и тезисов к ней.

6/14


6/14

6/14


6/14

4.

Подготовка к защите работы, к участию в олимпиадах по биологии, экологии, химии.

8/18


8/18

8/18


8/18

5.

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, естественно-научной направленности различного уровня.

6/8


6/8

6/8


6/8


Итого:

72/108

14

58/94

72/108

12

60/96


С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам освоения программы в I полугодии (декабрь) и во II полугодии (апрель-май) проводится промежуточная аттестация учащихся.






4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Таблица 2

Блок 1. «Основы проектно-исследовательской деятельности»

(годовой объём - 36 часов)


1-й год обучения

Модуль 1. Реферативные и учебно­исследовательские работы.

2-й год обучения

Модуль 2. Комплексные исследования и проектная деятельность.

1. Введение. Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности


6 часов (2/4)

6 часов (1/5)

Ознакомление с программой. Направления и формы творческих работ в области биологии, экологии и химии, возможные объекты исследования.

Этапы исследования.

Практические работы.

Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований, с творческими работами воспитанников прошлых лет. Выбор темы для исследования.

Экскурсии «Объекты исследования в с.Дмитриевка», «Наши животные - объекты исследований», «Сорные растения - объект исследований».

Представление результатов выполненных ранее творческих работ (презентации, доклады, мини­исследования)

Ознакомление с программой. Возможные объекты исследования, тематика проектных и исследовательских работ.

Особенности проектной деятельности, этапы работы по проекту.

Практические работы.

Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований и проектов, с творческими работами воспитанников прошлых лет. Выбор темы для исследования или проекта. Экскурсии на реку, животноводческую ферму, и краеведческий музей школы. Экскурсия в лесопосадки в окрестностях села «Лесостепь и его обитатели - объекты исследования». (Темы экскурсий могут варьировать в зависимости от интересов учащихся).

2. Работа с литературой и другими источниками информации

4 часов (2/2)

6 часов (2/4)

Значение источников информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе.

Способы классификации литературы: функциональная, тематическая.

Правила подбора литературы и работы с книгой. Правила составления и оформления литературного обзора.

Практические работы.

Экскурсия в библиотеку ДК. Классификация книг в библиотеке по тематике и видам литературы. Подбор литературы по выбранной теме.

Поиск нужной информации в выбранных источниках. Составление плана литературного обзора. Составление списка литературы.

Доклады учащихся по итогам работы с литературой.

Электронные источники информации, поиск информации в Интернете. Правила безопасности при работе с интернет­источниками и электронными носителями информации.

Выбор источников информации. Обработка информации (текстовая и графическая) и компоновка материалов для литературного обзора.

Практические работы.

Экскурсия в Центр информационных технологий. Поиск материала в Интернете (работа с поисковыми системами и тематическими сайтами).

Работа с библиотечным каталогами. Подбор литературы по выбранной теме.

Обработка найденной информации. Составление литературного обзора по заданной теме, таблиц, схем, диаграмм по тексту.

Доклады учащихся по итогам работы с литературой.

3. Методы исследований. Фиксация результатов исследования.

12 часов (5/7)

11 часов (4/7)

Описание, наблюдение, эксперимент, социологический опрос, анализ литературных источников и интернет-ресурсов как методы исследований.

Формы фиксации результатов исследования: протоколы наблюдений и экспериментов, социологического опроса, запись интервью и бесед; дневники наблюдений и полевые дневники; зарисовки, фото- и видеосъёмка, оформление коллекций и альбомов.

Правила ведения дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц.

Особенности фотосъемки

Практические работы.

Составление плана описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания (или обитания).

Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к рисункам и фотографиям. Сбор и оформление коллекций.

Наблюдение за поведенческими реакциями животных (по выбору). Фенологические наблюдения (во время экскурсий или практических занятий на природе или в селе).

Постановка мини-экспериментов (изучение пищевых предпочтений животных).

Составление анкет для социологического опроса (тема - по выбору учащихся).

Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований.

Мини-конференция «Применение различных методов исследования и форм фиксации результатов при изучении природных объектов».

Полевые исследования. Правила ведения полевого дневника.

Значение работы с картой. Масштаб и легенда карты. Правила нанесения объектов на карту и составления карты-схемы.

Методы исследования состояния окружающей среды. Мониторинг.

Комплексные исследования. Планирование исследования. Правила ведения протокола исследований.

Особенности проведения видеосъемки

Практические работы. Постановка цели и планирование исследования. Изучение уже имеющихся данных о выбранном объекте или по выбранному направлению (работа с архивами: дневниками наблюдений, материалами прежних исследований и т. п.).

Описание, фото- и видеосъёмка объекта и условий исследования; проведение мини­исследования (по выбору).

Чтение карты. Нанесение на карту объектов, маршрутов или территории исследования. Составление карты-схемы.

Оценка состояния окружающей среды методом лихеноиндикации, фиксация результатов исследования.

Составление вопросов для интервью, интервьюирование, запись интервью.

Встреча со старожилами села. работа с архивными материалами.

Анализ материалов из нескольких источников информации (по выбранной теме).

Конференция «Эмпирические методы познания наблюдение, эксперимент, сравнение, описание.


4. Обработка и анализ результатов исследования


4 часа (2/2)

5 часов (2/3)

Простейшие методы математической обработки полученных данных. Таблицы и правила их составления. Анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Формулирование выводов.

Практические работы. Математические расчёты по полученным результатам. Перевод числовых данных в проценты. Вычисление средних значений. Составление схем и таблиц по протоколам исследований.

Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Проверка соответствия выводов цели и задачам работы.


Методы математической обработки полученных данных. Графическое представление результатов исследования (схемы, графики, гистограммы, круговые диаграммы). Анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Практические работы.

Математические расчёты с применением формул. Работа в программе MS Excel. Построение графиков и диаграмм по табличным данным. Чтение своей и чужой стендовой графики.

Анализ полученных результатов; сравнение их с результатами, полученными другими исследователями. Формулирование выводов.

5. Оформление творческих работ


6 часов (3/3)

5 часов (2/3)

Структура и правила оформления исследовательской работы. Работа в программе MS Word.

Виды наглядности: рисунки, плакаты, фотографии, коллекции, стендовая графика, мультимедийные презентации.

Правила оформления мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint.

Практические работы.

Знакомство с оформлением прежних творческих работ.

Набор и форматирование текста в программе MS Word. Подбор иллюстраций и фотографий.

Создание мультимедийной презентации на заданную тему.

Особенности структуры и правил оформления реферата, исследовательской работы, проекта. Приложения, их оформление и место в структуре работы. Тезисы к работе, правила их составления.

Правила оформления стендовой графики. Способы оформления мультимедийных презентаций. Работа в программах MS Word, MS PowerPoint.

Практические работы. Построение структуры работы, подбор наглядности, выбор способов оформления. Анализ структуры и оформления исследовательских работ и презентаций прошлых лет.

Составление тезисов к работе.

Создание мультимедийной презентации на заданную тему.

6. Защита работы


4 часа (1/3)

3 часа (1/2)

Построение доклада. Использование наглядности при представлении работы. Речь докладчика. Психология выступления.

Практические работы. Речевой тренинг. Занятие-тренинг «Я выступаю перед публикой». Выступления с докладами, обсуждение докладов.

Особенности подготовки доклада для защиты разных форм творческих работ.

Практические работы. Занятие-тренинг по ораторскому мастерству.

Выступления с докладами, обсуждение докладов.



Тематика практических работ может изменяться в зависимости от условий реализации программы.



Блок 2. Индивидуальные или коллективные исследования или проекты (индивидуальные образовательные маршруты)


В зависимости от специфики выбранной темы и методики исследования, а также уровня освоения школьного курса биологии и экологии или химии годовой объём данного блока программы для конкретных учащихся может составлять 36 или 72 часа, а количество часов на выполнение той или иной части работы может варьировать. В связи с этим содержание данного блока представлено общим планом индивидуальной работы над исследовательской темой, а более конкретное содержание для каждого учащегося планируется ежегодно в виде индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 5).


План индивидуальной работы над исследовательской темой

1. Выбор темы и объекта исследования (см. Приложение 4).

2. Знакомство с другими работами по выбранному объекту и в данном направлении.

3. Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез.

4. Подбор источников информации и теоретического материала по выбранной теме.

5. Анализ материала из разных источников информации, написание литературного обзора.

6. Выбор методов исследования, знакомство с методиками, их освоение.

7. Описание объекта и условий исследования, фото- или видеосъёмка.

8. Корректировка цели и задач исследования, если это необходимо.

9. Проведение исследований по выбранной методике, фиксация результатов.

10. Обработка полученных данных: представление их в виде таблиц и схем, выполнение необходимых расчётов, построение графиков и диаграмм.

11.Анализ полученных результатов, сопоставление их с литературными данными и рабочими гипотезами, а также с результатами, полученными ранее другими исследователями (если таковые имеются).

12. Формулирование выводов и заключения.

13.Оформление (редактирование и форматирование) текста работы и приложений.

14. Оформление стендовой графики или презентации.

15. Написание тезисов к работе.

16. Подготовка доклада, репетиции.

17. Занятия и тестирование по теоретическим основам биологии и экологии (в случае необходимости - для подготовки к участию в предметных олимпиадах, командных конкурсах и т.п. ).

18. Предзащита работы и отдельных её этапов на мини-конференциях в группе или объединении.

12. Защита работы на семинарах, конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня.



5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма обучения - очная; возможно обучение с дистанционной поддержкой (общение с учащимися через электронную почту, скайп или социальные сети).

Форма организации образовательного процесса.

  • групповые занятия (общие теоретические занятия, конференции, экскурсии, участие в конкурсах); в случае выполнения коллективной проектной работы возможно проведение ряда занятий вместе с другими участниками проекта (учащимися других классов);

  • индивидуальные занятия (индивидуальные образовательные маршруты);

  • занятия в малом звене (2-3 человека) в рамках индивидуального образовательного маршрута, если авторство работы коллективное.

Форма проведения занятий - аудиторная; внеаудиторное проведение отдельных занятий (выездные занятия, практикумы в природе, экскурсии).

В процессе индивидуально-группового обучения большое значение приобретает самостоятельная работа, которая развивает способности учащихся к творчеству и самообразованию и саморазвитию, а также способствует самореализации личности. Успехи, достигнутые в процессе выполнения самостоятельных творческих работ, позитивно влияют на развитие самооценки.

Таким образом, в образовательном процессе используются практические формы занятий:

- самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами;

- консультирование у специалистов различного профиля по тематике и оформлению работы и подготовке к её защите (выступлению);

- выполнение практической части исследовательской работы по выбранной методике или практическая работа в рамках проекта;

- математическая обработка и анализ полученных результатов;

- оформление текста, тезисов и наглядности к работе (проекту);

- представление и защита творческих работ (исследовательских работ, проекта) на конкурсах и конференциях различного уровня.

Наполняемость объединения. В связи с обоснованием необходимости формирования группы малого состава для результативных занятий по программе «Основы проектно-исследовательской деятельности» наполняемость группы составляет 4-6 человек

Продолжительность одного занятия - 1 академический час = 45 минут; продолжительность экскурсий, практикумов, конференций, конкурсных мероприятий, а также индивидуальных занятий, требующих

большого объёма работы, может составлять 2 академических часа = 2*45 минут с перерывом 10 минут.

Объём учебной нагрузки в неделю - 2 часа при годовом объёме программы 72 часа или или 3 часа при годовом объёме программы 108 часов, в зависимости от ситуации. При необходимости (например, подготовка и участие в конкурсах) допускается изменяющееся или «скользящее» расписание занятий, объём недельной нагрузки может быть увеличен до 4-6 часов - в таких случаях превышение обычной недельной нагрузки компенсируется её уменьшением в течение следующей учебной недели.

Методы обучения

С точки зрения различных классификаций, среди используемых методов обучения можно выделить следующие:

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, C. И. Перовский):

- практические (исследовательская работа или другая деятельность в рамках проекта);

  1. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И. Я. Лернера - М. Н. Скаткина:

- метод проблемного изложения,

- эвристический метод,

- исследовательский метод.

  1. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю. К. Бабанского:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности

- практические,

- проблемные,

- самостоятельной работы,

- работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учения

- методы формирования интереса к осуществляемой деятельности,

- анализ жизненных ситуаций,

- создание ситуаций успеха;

в) методы контроля и самоконтроля

- текущий и итоговый:

- анкетирование (участие в общем анкетировании воспитанников объединения);

- защита исследовательской работы или проекта на мероприятиях различного уровня;

- оценка результативности участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях; участия в реализации проекта.

  1. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения

- диалогический,

- эвристический,

- исследовательский.


Педагогические технологии

Проектно-исследовательские технологии являются основными для реализации программы «Основы проектно-исследовательской деятельности». Предполагают участие в коллективных проектах или выполнение исследовательских работ эколого-биологической и химической направленности. Применение этих технологий обеспечивает развитие исследовательских навыков (целеполагание, применение исследовательских методик, фиксация, обработка и анализ полученных результатов), навыков самостоятельной работы и сотрудничества, навыков публичного выступления.

Развивающее и проблемное обучение способствует формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Эти навыки относятся к универсальным учебным действиям и необходимы для выполнения исследовательских работ.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение повышает наглядность и информативность обучения, способствует формированию у учащихся информационной культуры, расширению кругозора, обогащению содержания образования.

Интегрированное обучение предполагает использование

межпредметных связей, так как выполнение исследовательских работ и проектов требует применения знаний, умений и навыков из различных образовательных областей (биологии, экологии, истории, математики, химии, русского языка, литературы, информатики). Интегрированное обучение способствует развитию универсальных учебных действий, формированию целостной картины мира.

Элементы тестового контроля используются для закрепления и диагностики знаний, подготовки к участию в предметных олимпиадах и конкурсах; направлены на развитие умения сравнивать и сопоставлять, выбирать верное решение.

Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие природных способностей и индивидуальных свойств личности учащихся в процессе выполнения индивидуальных проектно-исследовательских работ. Способствует повышению познавательной активности, формированию мотивации к самостоятельной учебной деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки.

Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.


Средства обучения


1. Материалы и оборудование для проведения исследований и обработки результатов (в зависимости от выбранной области и тематики исследования):

- домашние животные;

- комнатные растения в кабинете биологии или растения на пришкольном участке, материалы и оборудование для ухода за растениями,

- оборудование для полевых исследований;

- лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, наборы для микроскопирования, реактивы для анализа воды и др., лабораторная посуда, весы;

- калькуляторы (для математической обработки результатов исследований)

- канцелярские принадлежности.

2. Технические средства обучения:

- компьютер или ноутбук с колонками, соответствующим программным обеспечением (пакет Microsoft Office - Word, Excel, PowerPoint, Picture Manager; проигрыватель Windows Media и др.) и выходом в Интернет;

- мультимедийная установка;

- интерактивная доска или демонстрационный экран;

- принтер-сканер;

- съёмные носители информации;

3. Учебно-методические материалы:

- тематические мультимедийные презентации (Приложение 8)

- планы описания объектов исследования, бланки протоколов наблюдений и экспериментов; формы таблиц для обработки результатов исследования (Приложение 8);

- выполненные воспитанниками прошлых лет исследовательские работы и тезисы к ним, мультимедийные презентации;

- сборники тезисов исследовательских работ учащихся в области экологии, биологии и химии;

- тематическая и справочная литература, в т. ч. сборники с описанием исследовательских методик.



















6. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Результаты реализации программы сформулированы с учётом ФГОС и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- самореализация личности через выполнение исследовательских работ и участие в проектной деятельности;

- развитие целеустремлённости;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие познавательной активности;

- развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Метапредметные результаты:

- расширение кругозора;

- развитие логического мышления;

- развитие памяти;

- навыки взаимодействия в группе в процессе реализации проекта или выполнения коллективного исследования;

Универсальные учебные действия:

- умение работать с тестами;

- умения ориентироваться в информационном пространстве и выделить главное – научить добывать информацию, критически ее оценивать, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;

- навыки компьютерной грамотности, работы в программах Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint и интернет-браузерах;

- навыки работы по алгоритму;

- навыки фиксации результатов исследования;

- навыки анализа полученных результатов, представления их в виде схем, таблиц, графиков или диаграмм;

- навыки целеполагания и формулирования выводов;

- навыки публичного выступления, представления результатов своей работы;

-навыки анализа и корректировки результатов выполненной работы. Предметные результаты:

- общие знания в области экологии, биологии, химии;

- знание особенностей проведения биологических, экологических, химических исследований;

- навыки применения исследовательских методик;

Результаты, ожидаемые в процессе выполнения конкретной работы:

- освоение необходимых знаний в рамках выбранной темы исследования или проекта;

- освоение выбранной методики исследования, проведение исследований по выбранной теме;

- оформление исследовательской работы или проекта;

- защита исследовательской работы или проекта на конкурсах.


7. Система диагностики образовательных результатов

Диагностика образовательных результатов включает входной контроль и промежуточную аттестацию учащихся.

Входной контроль служит для определения начального уровня знаний, умений и навыков учащихся и проводится в конце предыдущего (май) или в начале текущего учебного года (сентябрь) в форме собеседования и отбора по результативности участия в проектно-исследовательской деятельности в процессе освоения программы «Основы проектно-исследовательской деятельности».

В ходе собеседования выявляются желание учащихся заниматься исследовательской или проектной деятельностью, область их интересов, планируются возможные направления индивидуальных образовательных маршрутов.

Текущий контроль проводится в течение учебного года посредством педагогического наблюдения, тестирования, проверки качества выполнения практических заданий и работы над выбранной темой на разных этапах исследования, проведения мини-конференций и предзащит творческих работ, анкетирования и аналитических бесед по итогам отдельных этапов выполнения исследовательской работы или реализации проекта. Важной частью контроля является учёт результативности участия учащихся в олимпиадах и конкурсах эколого-биологической и химической направленности различного уровня (по календарю мероприятий).

С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия

прогнозируемым результатам освоения программы в I полугодии (декабрь) и во II полугодии (апрель-май) проводится промежуточная аттестация учащихся.

Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и

личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам общеразвивающей программы «Основы проектно-исследовательской деятельности».

Аттестация позволяет выявить причины, способствующие или препятствующие реализации программы, и внести необходимые корректировки в её содержание.

Формы промежуточной аттестации:

Учёт результатов участия в конкурсных мероприятиях эколого­биологической и химической направленности в течение 1-го полугодия; мини-конференция по промежуточным результатам проведения исследования (декабрь);

Итоговая конференция научного общества учащихся «Эрудит» (май); учитывается также результативность участия в конкурсных мероприятиях в течение года.

Результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня демонстрируют:

- уровень предметных знаний,

- навыки проектно-исследовательской деятельности,

- навыки оформления текста работы и презентации,

- навыки публичного выступления и представления работы.

Промежуточная аттестация проводится с использованием оценочных материалов, разработанных для данной образовательной программы. Контроль знаний, практических умений и навыков учащихся осуществляется на основании критериев оценки результативности обучения (Приложение 1). Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту (Приложение 2).

8. Список литературы


Литература для педагога

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №. 1. – 2001.

2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника //Исследовательская работа школьников. – 2007.

3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эль­конина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (под­разделение школы №1133 г. Москвы). – М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

5. Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований: учебно­-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое Время», 2013.

6. Дерим-Оглу Е. М., Леонов Е. А. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных. - М.: Просвещение, 1979г.

7. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

8. Изучение почвенно-растительного покрова и его экологического состояния (полевые описания, измерение и картирование) / сост. Т.С.Комиссарова, А.М.Макарский, Г.Н.Михайлова. – СПб.: Крисмас+, 2005.

9. Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: методическое пособие. – М.: Грифон, 2016.

10. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М.: 2003. – 96 с.

11. Либеров А.Ю., Бурцева О.Ю. Экология в школе: проектирование об­разовательных траекторий // Наука и школа.– № 2. 3. – 2000.

12. Масюкова Н.А. Культура личности субъекта в научно-исследователь­ской деятельности // Педагогика. – №1. – 2008.

13. Муравьёв А.Г. Оценка экологического состояния природно­антропогенного комплекса: учебно-методическое пособие. – СПб.: Крисмас+, 2000.

14. Муравьёв А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического состояния почвы: практическое руководство. – СПб.: Крисмас+, 2008.

15. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. №4. – с. 18-23. – 2003.

11. Организация опытнической работы учащихся по растениеводству: методическое пособие / сост. С.М. Авдеев и др., отв. ред. Б.М. Каплан. – М.: ФБГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013.

12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013.


13. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. – №2. – С. 29-42. – 2002.

14. Разработка модели образовательного процесса на основе учебно- исследовательской деятельности учащихся / Отв. редактор Л.Е. Курнешо­ва – М.: Центр «Школьная книга», 2007. (Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Мо­сквы»).

15.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – №1. – с.22-32. – 2004.

16. Сапожникова Г.П., Каплан Б.М. Устойчивое развитие и экологическое образование: методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2009.

17. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: учебно-методическое пособие. – М.: ФБГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013.

18. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / под общ. ред. С.С.Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2014.

19. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие. – М.: Планета, 2010.

20. Усманов Р.Р., Прошина Е.Т. Особенности статистической обработки полевого опыта: учебно-методическое пособие. – М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013.

21. Царёва Н. П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения: Учебно-методическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Экзамен, 2013.


Литература для учащихся


Учебные и методические пособия

1. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учебно­методическое пособие. – М.: Агар, 2000.

3. Боголюбов А. С. Методы учётов численности птиц: маршрутные учёты: методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996.

6. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде:практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015.

7. Зверев И. Д. Практические занятия по экологии: пособие для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 1998.

8. Комиссарова Т. С., Макарский А. М., Левицкая К. И. Полевая геоэкология для школьников: учебное пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2010.

9. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с.

10. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с.


Словари, справочники

1. Медведева М. В. Справочный материал для начинающего эколога. – М.: Икар, 2009. – 110 с.

2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 639 с.

3. Снакин В. В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с.

4. Экология человека: словарь-справочник / авт.-сост. Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др.; под общ. ред. Н. А. Агаджаняна. – М.: Экоцентр; КРУК, 1997. – 208 с.

5. Методические пособия Колесова Е. В., Титов Е. В., Резанов А. Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии/ науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005. – 168 с.

6. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.


Интернет-ресурсы

1. Всемирный фонд дикой природы за живую планету! –http://www.wwf.ru.

2. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. –http://www.rosolymp.ru.

3. Природа России. –http://www.priroda.ru.

4. Справочник«Ресурсы российского интернета по экологии». –http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_inteet.

5. Элементы. Популярный сайт о фундаментальной науке. Новости науки. Научные конференции, лекции, олимпиады. –http://elementy.ru.

6. сайт «Экосистема.ру» http://www.ecosystema.ru/.

7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/.

8. http://future4you.ru/index.php.


Научно-популярная литература о животных

1. Алехин Ю. Такие обыкновенные кошки. – М., 1992.

2. Вайтли Эллен Х. Собаки наши друзья / Пер. с англ. С. Евтушенко. – М.: «Агенство “ФАИР”», 1997.

3. Всё о хомяках, морских свинках, крысах и кроликах. / Ред.-сост. С. В. Рыбалка. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.

4. Гуржий А.Н. Аквариумистика. Большая энциклопедия. – М.: АСТ: Аквариум-Принт, 2010.

5. Гусев В. Животные у нас дома. – М.: Экология, 1992.

6. Декоративные крысы. Текст Г. Гаспера. / Пер. с нем. С. Казанцева. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

7. Дудникова С.С. Ярошевич А.В., Мелихова Г.И. Аквариум. Самая полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2014.



8. Журнал «Аквариум»

9. Журнал «Биология для школьников»

10. Журнал «Юный натуралист»

11. Кочетов А. М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

12. Кудряшов С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. – М.: Лесная промышленность, 1991.

13. Мини-энциклопедия Аквариумные рыбки. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2011.

14. Михайлов В. А. Хомячки: Животные в нашем доме. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Дельта М, 2006.

15. Морские свинки. Текст Д. Альтман / пер. с нем. Е. Захарова. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

16. Плонский В. Д. Аквариумные растения. – М.: «Аквариум Принт», 2010.

17. Рахманов А. И. Песчанки. Обзор видов. Содержание. Уход. Разведение. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005.

18. Рахманов А. И. 99 советов. Хомячки. Уход и содержание. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006.

19. Шнейдер В.Б., Гринев В.К. Птицы в доме. – М.: Росагропромиздат, 1991.























9. Приложения

Приложение 1


Критерии оценки результативности обучения


Отслеживаемые

параметры

Уровень освоения

Оценка уровня освоения

1.Теоретические знания основ экологии, биологии, химии

Знание основных вопросов изучаемого в школе курса биологии, экологии химии, но проблемы с логическим мышлением. Результат тестирования - не менее 50%.

Удовлетворительно

Знание и понимание основ биологии, экологии,химии на базе школьного курса. Результат тестирования - не менее 70%.

Хорошо

Знание и понимание основ экологии, биологии, химии в т.ч. за пределами школьного курса. Результат тестирования - более 80%.

Отлично

2.Исследовательские

навыки

Поиск теоретического материала, освоение и применение методики с помощью педагога. Затруднения в соблюдении структуры работы, целеполагании, обработке и анализе результатов, формулировке выводов.

Удовлетворительно

Самостоятельный поиск теоретического материала, освоение методики с помощью педагога, самостоятельное получение результатов. Целеполагание, обработка и анализ результатов, формулировка выводов под руководством педагога

Хорошо

Самостоятельный поиск теоретического материала, получение и обработка результатов. Имеются навыки целеполагания, анализа результатов, формулировки выводов.

Отлично

3.Компьютерная грамотность

Выполнение несложных операций в программах MS Word и MS PowerPoint и работа с интернет-источниками под руководством педагога.

Удовлетворительно

Выполнение необходимых операций в программах MS Word, PowerPoint, Excel под руководством педагога, самостоятельный поиск информации в интернете.

Хорошо

Самостоятельная работа в программах MS Word, PowerPoint, Excel, с интернет­браузерами.

Отлично

4.Защита работ

Защита работы с периодическим обращением к тексту. Затруднение в использовании наглядности и ответах на вопросы.

Удовлетворительно

Защита работы без обращения к тексту. Использование наглядности. Ориентирование в материалах работы, ответы на вопросы.

Хорошо

Защита работы без обращения к тексту. Использование наглядности. Ориентирование в материалах работы, ответы на вопросы. Призовые места за защиту работы.

Отлично






Приложение 2


Диагностическая карта оценки уровня освоения
общеразвивающей программы «
Основы проектно-исследовательской деятельности»


Фамилия, имя учащегося

Результаты диагностики (в баллах)

Начало года

Середина года

Конец года

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

1.
















2.
















3.
































Оценка: Удовлетворительно - 1 балл Хорошо - 2 балла Отлично - 3 балла


Приложение 3


Результативность реализации общеразвивающей программы

«Основы проектно-исследовательской деятельности» в 2016-2017 г.


Фамилия, имя учащегося

Результаты диагностики (в баллах)

Начало года

Середина года

Конец года

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

Теоретические знания

Исследовательские

навыки

Компьютерная

грамотность

Защита работ

Сумма баллов

Галямова.

2

2

3

2

9

3

2

3

2

10

3

3

3

3

12

Кусаинова.

2

2

2

2

8

3

2

3

2

10

3

3

2

3

11

Несмеянов

1

1

3

2

7

2

2

3

2

9

2

3

3

2

10

Русанова

2

2

2

2

8

2

2

3

2

9

2

3

3

2

10

Шмырин

3

2

3

3

11

3

3

3

2

11

3

3

3

3

12

Сред.балл

2

1.8

2.6

2.2

8,6

2.6

2.2

3

2

9.8

2,6

3

2,8

2,6

11

Приложение 3.1.

Творческие работы учащихся в 2015-2017 гг.

Год

Название мероприятия

Организаторы мероприятия


ФИО обучающего,

класс

Результат




2015-2016

Областной конкурс «Взлет»исследовательских проектов

Координационный совет при Администрации Губернатора Самарской области

Шмырин Глеб,

11 класс


1 место

секция

«Химия»

Областной конкурс научных работ среди школьников «Наш край-2015»

Ректорат Самарского госуниверситета

Тарабан Ярослав, Несмеянов Алексей

1 место


Областная научная конференция школьников

Министерство образования и науки Самарской области

Кусаинова Айгуль

1 место


Окружная научная конференция

Юго-Восточное управление

Русанова Ольга

2 место

2016-2017

Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет»

Координационный

совет при Администрации Губернатора Самарской области


Галямова Алина,

11 класс

лауреат

Окружной этап областного конкурса исследовательских проектов «Взлет»

Координационный

совет при Администрации Губернатора Самарской области


Тараканов Даниил,

8 класс

2 место

VIII областная Аграрная олимпиада школьников

ФГБОУ ВО Самарская ГСХА

Галямова Алина,

11 класс

1 место

X Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»

Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по делам молодежи

Галямова Алина,

11 класс

1 место


Приложение 3.2.

Список достижений учащихся по общеобразовательной программе

«Основы проектно-исследовательской деятельности»

Фамилия, имя обучающегося

Вид и название работы

Представление работы

Мероприятие

Уровень

Год

Результат

Шмырин Глеб

Как можно повысить урожай картофеля



Окружная научно-практическая конференция

Окружной

2016

1 место в номинации «Биология»

Международная НПК «Алабинские чтения

Районная конференция «Гимназические чтения»

Международный

2015

2 место

X Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»

Международный

2016

Победитель в номинации «Лучший бизнес-план»

Кусаинова Айгуль

Экологическое состояние реки

Чапаевка

Окружная научно-практическая конференция

Окружной

2016

1 место

секция «Экология»

Областной конкурс исследовательских работ в области экологии и биологии

Региональный

2015

1 место

Областной конкурс «Взлет»


Региональный

2016

лауреат

Областная Аграрная олимпиада школьников

Региональный

2016

2 место

Русанова Ольга

Психофизиологические особенности праворуких и леворуких учащихся


Окружная научно-практическая конференция

Окружной

2016

3 место,

секция «Биология»

X Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование

Международный

2015

3 место.

секция «Медицина»

Конкурс юных исследователей окружающей среды

Областной

2016

2 место




Фамилия, имя обучающегося

Вид и название работы

Представление работы

Мероприятие

Уровень

Год

Результат

Несмеянов Алексей

ТБО-проблема 21века

Окружная научно-практическая конференция

Окружной

2015

1 место в номинации «Экология»

Областной конкурс научных работ среди школьников «Наш край-2015»

Областной

2015

1 место

Международная НПК «Алабинские чтения


Международный

2016

участник

Галямова Алина

Изучение родника в окрестностях села Верхняя Домашка

Окружная научно-практическая конференция

Окружной

2016

3 место в номинации

«Экология»

Конкурс «Родники муниципального района Нефтегорский планета"


Территориальный

2017

1 место

Областной детский экологический форум "Зелёная планета»

Областной

2017

2 место

Областная Аграрная олимпиада школьников

Областной

2017

2 место

Абрамова Ксения

Качество и фальсификация продуктов питания


Областная научно-практическая конференция

Окружной

2016

1 место на секции «Экология»

Конкурс юных исследователей окружающей среды

Областной

2015

участие

Областной детский экологический форум "Зелёная планета»

Областной

2016

2 место

Приложение 4


Примерная тематика исследовательских работ

(объект изучение выбирается по желанию исследователя)

Домашние животные

  1. Изучение пищевого поведения животных.

  2. Изучение форм активности разных животных.

  3. Изучение зависимости активности животных от разных факторов (время суток, погодные условия, сезон года и т.п.).

  4. Изучение особенностей передвижения разных животных.

  5. Изучение признаков приспособленности животных к условиям обитания.

  6. Изучение влияния образа жизни на внешний облик и поведение животных.

  7. Изучение поведения животных в группе.

  8. Изучение форм общения животных.

КОШКИ и СОБАКИ

  1. Изучение пищевых предпочтений животного.

  2. Изучение форм активности животного.

  3. Изучение игрового поведения кошки (собаки).

  4. Изучение поведения кошки (собаки) по отношению к разным членам семьи, другим людям, приходящим в дом.

  5. Изучение развития котят (щенят).

  6. Изучение проявлений заботы о потомстве у кошки (собаки).


РАСТЕНИЯ

  1. Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений пришкольного участка.

  2. Оценка состояния озеленения села Дмитриевка.

  3. Изучение общественного мнения об озеленении села Дмитриевка.

  4. Изучение разнообразия комнатных растений школы.

  5. Изучение черт приспособленности растений к условиям обитания.

  6. Изучение влияния разных условий на состояние комнатных растений (полив, освещение, температурный режим, подкормка и т.п.).

  7. Выращивание комнатных растений из семян.

  8. Вегетативное размножение комнатных растений.


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

  1. Оценка состояния здоровья учеников класса.

  2. Влияние образа жизни на состояние здоровья (социологический опрос).

  3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников.

  4. Гигиеническая оценка условий и рациона питания в школьной столовой.

  5. Гигиеническая оценка питания школьников (социологический опрос).

  6. Питание и здоровье.

  7. Оценка двигательной активности школьников разного возраста.

  8. Влияние двигательной активности на состояние здоровья.

  9. Простудные заболевания и меры их профилактики (социологический опрос).

  10. Распространенность курения среди школьников села (социологический опрос).

  11. Курение и здоровье (социологический опрос, реферат).

  12. Алкоголь и подростки.

  13. Молодежь и наркотики.

  14. Влияние рода деятельности на состояние здоровья (профессиональные заболевания).

  15. Оценка физического развития современных школьников

  16. Влияние физической нагрузки на работу сердца (восстановление пульса после нагрузки).

  17. Изучение свойств нервной системы (ассоциативный тест, теппинг- тест).

  18. Оценка видов памяти и качества запоминания у учащихся класса.

  19. Гигиеническая оценка школьного расписания.

  20. Оценка соблюдения школьниками различных гигиенических навыков.

  21. Влияние соблюдения гигиенических навыков и правильного питания на состояние зубов (социологический опрос),

  22. Влияние разных факторов на состояние зрения школьников.

  23. Шум и здоровье.

ЭКОЛОГИЯ


  1. Экологическое состояние села Дмитриевка(социологический опрос).

  2. Экологические проблемы села Дмитриевка (социологический опрос, наблюдения).

  3. Оценка качества озеленения учебных помещений.

  4. Гигиеническая оценка состояния школьных помещений.

  5. Оценка замусоренности села Дмитриевка.

  6. Аквариум - искусственный биоценоз.

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ДРУЖБА»


  1. Лекарственные растения окрестностей села.

  2. Лекарственные растения окрестностей с. Дмитриевка.

  3. Видовой состав деревьев и кустарников окрестностей села.

  4. Оценка качества воздуха методами биоиндикации.

  5. Учёты птиц в окрестностях села.

  6. Учёт животных по следам их жизнедеятельности.







Приложение 5

План индивидуального учебного исследования

Вид работы и класс: исследовательский, индивидуальный проект, 8 класс

№ п/п

Направления деятельности

Исполнитель

Срок

Планируемый результат

Кор

ректировка

1

Определение направления исследования

Тараканов Д., учащийся

8 класса

Ноябрь 2016

Выбор объекта и предмета исследования


1.1.

Постановка исследовательской задачи (проблемы) в общих чертах

Абдуразакова В.П., научный руководитель,

Ноябрь 2016

Определения направления и темы исследования


1.2.

Изучение научной литературы по данной проблеме

Тараканов Д., учащийся

8 класса

Ноябрь 2016

Список научно- популярной литературы с аннотацией


1.3.

Уточнение задачи (проблемное пространство и пространство решения)

Абдуразакова В.П


Тараканов Д.

Декабрь 2016

Выяснить, что из данной проблемы решено ( кем и когда)


2.

Формулировка темы.


Тараканов Д.

Декабрь 2016

Примерная формулировка темы.

Уточнение темы до 01.01.2017.

3.

Выдвижение гипотезы исследования

Тараканов Д.

Декабрь 2016


Выдвинуть и обосновать гипотезу исследования


4

Эмпирическое исследование по подтверждению или опровержению гипотезы

Абдуразакова В.П.

Тараканов Д.

Декабрь

2016

Составить программу исследования

Внести уточнения до 01.01.

2017

4.1.

Эксперимент

Абдуразакова В.П.

Тараканов Д.


Январь

2017

Составить инструкцию к проведению эксперимента. Протокол эксперимента по заявленной теме.


4.2.

Наблюдение

Абдуразакова В.П.

Тараканов Д.

Январь

2017

Проверить и в случае необходимости составить «методичку». Протокол наблюдения


5.

Обработка и интерпретация данных

Тараканов Д.

Февраль 2017

Предварительные выводы по результатам исследования


6

Подготовка доклада

Тараканов Д. Абдуразакова В.П. Предварительное рецензирование

Февраль

2017

Черновой вариант доклада


7.

Оформление доклада

Тараканов Д.

Март 2017

Окончательный вариант доклада


8.

Подготовка к защите

Тараканов Д. Абдуразакова В.П.

Март 2017

Тезисы доклада

Итоговая рецензия



Приложение 6


План индивидуальной работы с учащимися в течение учебного года


ФИО _______________________________

2015-2016 учебный год


Формы мероприятий


Темы

Сроки проведения

Результаты

Участие

Призовое место

Мероприятия

Индивидуальные консультации

Биология, химия

1 раз в неделю



Участие в школьных предметных олимпиадах

Олимпиады по биологии, экологии. химии

1 раз в год

октябрь



Участие в окружных предметных олимпиадах

Олимпиады по биологии, экологии,химии

1 раз в год ноябрь -декабрь



Участие в школьных НПК

НПК по биологии, экологии, химии

1 раз в год январь



Участие в окружных, областных НПК

НПК по биологии, экологии, химии

1 раз в год март-апрель



Участие в конкурсах Областного детского эколого-биологического центра: «Юннат», «Исследователи окружающей среды», «Водный конкурс», «Хозяин Земли»

По биологии, химии. экологии

В течение года



Участие в Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия»

По биологии, химии. экологии

1 раз в год

январь



Участие в областном конкурсе «Взлет»

задания на выявление знаний по предметам

2 раза в год

ноябрь, апрель



Участие во всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета»

Биология, экология

1 раз в год

март




Участие в дистанционных олимпиадах по биологии, химии

По биологии, химии

В течение года



Участие в областной Аграрной олимпиаде школьников

По предметам биология, экология, химия

1 раз в год

март



Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

Биология, экология

2 раза в год

осень, весна



Другие конкурсы

Биология

В течении года






Приложение 7

Дидактические материалы

Приложение 7.1


Оценка группового учебного проекта( 5-6 классы)



Тема проекта

Авторы проекта

Тип проекта: исследовательский, информационный, социальный, игровой

Содержание критерия

Фактический балл

учащихся

Максимальный балл

за критерий

Осмысление проблемы проекты, постановка цели и задач


5

Оригинальность идеи, способов решения проблемы


5

Степень самостоятельности в выполнении этапов работы над проектом


5

Практическое применение предметных и универсальных учебных действий при выполнении проекта


5

Использование нового материала для выполнения проекта


5

Наличие образовательного (творческого) продукта


5

Социальное и прикладное применение продукта


5

Уровень организации и проведения презентации


5

• Устного сообщения


5

• Письменного отчета


5

• Объекты наглядности


5

• Творческий подход к изготовлению продукта


5

Степень включенности в работу всей группы


5

Максимальный балл за групповой проект

60


ПРОТОКОЛ №

проведения защиты группового проекта класса

« » мая 2017 г.

п.п.

ФИО учащегося

Оценка

экспертов

Оценка

наставника

Итоговая

оценка

1.





2.





3.





4.








Приложение 7.2

Примерный план публичного выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемый председатель (ведущий) конференции!...»

«Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (Ф.И., класс, и т.д.)

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...класса, школы села

3. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мною исследования в области...»

4. Название темы

«Название темы»

5. Актуальность

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

«Цель моего исследования – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

7. Кратко о новых результатах исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые результаты:

  1. получены новые знания следующего характера...

  2. выдвинуты новые гипотезы и идеи...

  3. определены новые проблемы (задачи) …»

8. Выводы по результатам исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1..., 2..., 3...»

9. Кратко о дальнейших шагах по этой теме

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1..., 2...»

10. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

11. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования»

Ниже приводится перечень общих часто встречаемых вопросов на защите проекта:

Общая эрудиция и широта взглядов

  • В чем актуальность (новизна) Вашей работы?

  • Почему Вы выбрали именно эту тему?

  • Что для Вас дала работа над этой темой?

  • Какие аналогии объекту Вашего исследования можно назвать?

Методология, понятийный аппарат

  • Дайте определение основных понятий, изучаемых в Вашей работе.

  • Какие методы исследования и почему именно их Вы использовали?

  • Какие уровни значимости Вы использовали в исследовании? Что они означают?

  • Кто из отечественных и зарубежных ученых занимается данной проблемой?

Практическая значимость и конкретные результаты исследования

  • Назовите цель исследования и покажите ее практическую значимость.

  • Каковы были Ваши гипотезы, и какие из них подтвердились?

  • Какие самые интересные результаты Вами получены, и как Вы их проинтерпретировали?

  • В чем перспектива Вашей работы в дальнейшем?

Подготовленное заранее выступление и репетиция позволят избежать чрезмерного волнения докладчика и чувствовать себя увереннее.








Абдуразакова Валентина Петровна










Основы проектно-исследовательской деятельности


Программа внеурочной деятельности










Подписано в печать 23.01.2018 г.

Формат 60х84 1/16. Бумага офисная. Печать оперативная.
Усл.п.л.2,33 Тираж 50 экз. Заказ № 848.

________________________________________________



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!