СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Планета Земля - наш дом родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.Цель программы: Формирование экологической культуры  личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения  и выживания в экстремальных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Планета Земля - наш дом родной"»

19


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«СУВОРОВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом зам. директора по ВР Приказом от _____

Протокол от ________ ________ О.И. Чибисова №_____

№____ Директор школы

«__» _________ 2020 г. _____ Е.А. Губанова










Программа воспитания

«Планета Земля – наш дом родной»






Возраст детей 14-17 лет

Срок реализации 1год



Составили:

воспитатели

Смирнова Ю.А

Богатырёва Р.Н.

г. Суворов, 2020

  1. Пояснительная записка

Природа, как бесценный

дар, и человек – это единое целое

Только в общении с природой человек может достигнуть

Нравственного совершенства.

В. И. Вернадский.



Слово «экология» дословно переводится как «Наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений, животных помогает ребёнку по- новому взглянуть на природу.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.

Непосредственно в соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность программы. Воспитание экологической культуры - важнейшая задача, сложившаяся в социально - культурной ситуации начала 21 века.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость просветительной работы по формированию у школьника экологического сознания.

Экологическое воспитание самое главное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Дети, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, способность предупреждать негативные экологические последствия своей деятельность. Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде можно при непосредственном контакте с природой. Природные условия Тульской области и прилегающих территорий позволяет передать детям не только научные истины о взаимоотношениях в природе, но и научить восхищаться красотой родного края, красотой и гармонией природы, что является необходимым компонентом реализации программы. Поэтому очень важно поддержать искренний интерес воспитанников к окружающему миру и бережному отношению к природе. Считаем, что окружающая среда является важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у детей экологической культуры – одним из путей развития обучающихся. В будущем это поможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Учитывая все перечисленные проблемы, была создана экологическая программа, для развития школьников с ограниченными возможностями здоровья «Планета Земля – наш дом родной».

Новизна программы. Программа экологического воспитания реализуется через беседы с разбором различных ситуаций на конкретных примерах и творческий труд (ручной труд), а именно рисование, работа с природным материалом, с бросовым материалом, через труд по самообслуживанию и сельскохозяйственный труд.

Основная задача творческого труда (ручного труда) состоит в том, чтобы научить детей изображать какие либо предметы и явления, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Помочь ребёнку осознать природу как среду своего обитания. Сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней. Ответственное отношение к окружающей среде.

Детство – лучшее время для пробуждения в душе ребёнка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке: ЧУВСТВО, ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Первым шагом на этом пути является именно чувственное познание, а также эмоциональное восприятие того или иного объекта и явления. Только после этого начинается продуктивная работа мысли. Каждое занятие программы построено с учётом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем они получают «эмоциональный импульс».

Следующий шаг – «усвоение порции знаний».

И последний шаг – задания, дающие детям возможность анализа полученных знаний.

Девизом своей программы мы выбрали слова Джозефа Корнелла: «Познание природы должно быть пронизано радостью!» - познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Всё это необходимо и эффективно при восприятии заботливых хозяев природы.

Считаем, что отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, духовно-нравственными, межличностными отношениями человека во всех сферах сознания. Это доказывает значимость, новизну и актуальность разработки занятия по экологическому воспитанию.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она основана на принципах личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, учитывая его возрастные и психофизические особенности. Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды. Программа разработана для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Программа рассчитана на 1год, для учащихся 8 классов. Занятия в группе проходят один раз в неделю. Всего 34 занятия в год.

Цель программы: Формирование экологической культуры личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.  Изучение аномальных природных явлений, правила поведения и выживания в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

- формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- учить видеть и понимать красоту природы;

- учить основам экологических знаний;

- продолжать знакомить детей с существующими взаимосвязями растений, животных и человека.

- дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

- научить применять на практике полученные знания;
- помочь ребенку осознать природу, как среду своего обитания, как использовать знания о природе с целью ее сохранения и предотвращения необратимого нарушения ее целостности;

- ознакомить учащихся с видами опасных природных явлений, стихийных бедствий и техногенных катастроф; 

- дать необходимые знания, научить детей, как вести себя и действовать в опасных чрезвычайных ситуациях, возникших в результате природных явлений и неблагоприятных факторов по защите своей жизни, здоровья, а также имущества;

- научить и закрепить на практике знания, показанию первой медицинской помощи в условиях, возникших в результате неблагоприятных природных явлений.

Коррекционно - развивающие:

- развитие памяти;

- развивать внимание;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- развитие мышления;

- развитие слухового восприятия;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;

- развитие чувственной сферы ребёнка, понимания гармонии и красоты через приобщение к культурным ценностям.

- развитие навыков самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основы социальной адаптации.

- коррекция развития эмоционального интеллекта – способности настраиваться на потребности других;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; 

- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; 

- повышать общий интеллектуальный уровень подростков; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,

- продолжать обучение общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

- развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

Воспитательные:

- воспитывать экологически грамотного отношения детей к окружающему миру;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, формировать положительные эмоции;

- воспитывать умение и желание активно беречь и защищать природу;

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

- воспитывать потребность в общении с природой; 

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; 

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе; 
воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

- способствовать правильному поведению и закреплению полученных знаний при опасных природных явлениях в чрезвычайных ситуациях.

- воспитывать экологическую культуру, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для экосистем действий.

- воспитывать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Структура программы


1. Блок «Среди растений».

Развитие наблюдательности, познавательных интересов воспитание любви к природе.

2. Блок «В мире животных».

Расширение представлений детей о животном мире среде их обитания. Красная книга нашей области. Привитие заботы, бережного отношения к братьям нашим меньшим.

3. Блок «Пернатые друзья».

Развитие творческих способностей и самореализация; воспитание трудолюбия, целеустремленности, заботливого отношения к птицам.

4. Блок «Вода источник жизни».

Воспитание бережного отношения к воде, потребности к осуществлению экологически сообразных поступков.

5. Блок «Природа и человек».

Формирование представления детей о том, что человек - часть природы, ее главный друг и защитник; воспитание любви и бережного отношения к животному и растительному миру природы.

6.Блок. «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека».

Формирование необходимых знаний о поведении и действиях в опасных чрезвычайных ситуациях, возникших в результате природных явлений и неблагоприятных факторов по защите своей жизни, здоровья, а также имущества;

Принципы построения программы:

- от простого к сложному;

- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;

- личностно – ориентированный подход;

- доступность;

- воспитывающая и развивающая направленность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

- наглядность.

- научность.



Методы работы:

- наглядный;

- словесный;

- практический.



Основные формы работы:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные.



Формы проведения занятий:

- игра сюжетно-ролевая;

- классные часы;

- устные журналы;

- дискуссионные клубы;

- дискуссии;

- круглый стол;

- беседы на экологические темы с разбором различных ситуаций;

- диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей;

- игры, на экологические темы;

- наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;

- экологические экскурсии в природу, ближайшие места (парк, лес, река), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, бросового материала, составление рассказов по итогам экскурсии);

- викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);

- чтение художественной литературы, посвященной миру природы;

- общественно - полезная деятельность обучающихся;

- экологические праздники, КВН;

- трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника;

  1. Учебно-тематический план, пятый год обучения

п/п

Название разделов, тем


Количество часов

всего

Теория

Практика


  1. Блок «Среди растений».

6

1.

«Лекарственные растения города Суворова». Беседа с элементами игры.


1

2.

«Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива).




1

3.

«Дары леса» (Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала).




1

4.

«Развитие растений во все времена года». Викторина


1



5.

« Лес и природа» Экологический час.



1



6.

«Осенние фантазии» (поделки из природного материала).




1


  1. Блок «В мире животных»

6






1.

«Морской и животный мир рыб и млекопитающих».



1


2.

«Кит – это хозяин моря». Поделки из природного и бросового материала.




1

3.

«По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие». Устный журнал.


1


4.

«Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.) Художественное творчество, рисунки.



1

5.

«Узнай и отгадай». Игра – соревнование.



1

6.

«Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек.



1


III. Блок «Пернатые друзья»

5

1.

«Птицы леса готовятся к зиме». Конкурс загадок и пословиц.


1

2.

«Лесные и городские птицы в зимнее время».



1

3.

«Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах.


1

4.

«Домики для пернатых друзей».



1

5.

«Где зимуют птицы».



1


IV. Блок «Вода источник жизни»

6



1.

«Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал).

1


2.

«Океан – это колыбель человечества».



1

3.

«Моря – как источник жизни».


1

4.

«Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода».



1

5.

«Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория». Художественное творчество. Эко-реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы.



1

6.

«Бережное отношение к воде - экономия».


1



V. Блок «Природа и человек»

6



1.

«Курорт «Краинка как жемчужина Тульской области».

1


2.

« Сбережём ресурсы нашего края».



1

3.

«Не загрязняй природу». Поделки из бросового материала




1

4.

«Говорящие тропы». Эко викторина.

1


5.

«Природоохранные знаки». Художественное творчество, конкурс рисунков.



1

6.

«Операция зеленый дом» (уборка пришкольного участка). Викторина «Эко марафон».



1



VI. Блок «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека»

5




1

«Наводнение как природное явление». Половодье на реке Оке.

Подъём уровня воды в реке, вызываемое весенним таянием снега. Меры безопасности».



1

2

Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления».


1


3

«Ветер разрушительной силы» (1 час практика) Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах.



1

4

«Пожары и их разновидности» (1 час теория)


1


5

«Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. (Экскурсия с разбором ситуаций)



1


ИТОГО

34

11

23

  1. Содержание программы


Раздел 1. «Среди растений».

Тема 1. «Лекарственные растения города Суворова». Беседа с элементами игры, 1 час (практика).

Цель: Продолжать знакомить воспитанников с лекарственными растениями и правилами сбора. Обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Тема 2. «Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива), 1 час (практика) – рисунки.

Практика: Продолжаем знакомить детей с полезными растениями нашего края. Формировать навыки к самостоятельной творческой деятельности.

Тема 3. «Дары леса» Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала).

Тема 4. «Развитие растений во все времена года», 1час (теория). Викторина

Цель: Воспитывать наблюдательность, умение видеть красоту окружающей природы.

Цель: Воспитание бережливого отношения к растениям.

Тема5. «Лес и природа». Экологический час, 1 час (теория).

Теория: Расширить кругозор учащихся, заинтересовать в познании нового. Пробудить желание познавать окружающий мир, формировать экологическую культуру.

Тема 6. «Осенние фантазии», 1 час (практика), поделки природного материала.


Раздел 2. «В мире животных»

Тема 1. «Морской и животный мир рыб и млекопитающих», 1 час (теория).

Цель: Знакомство с животными морского мира. Ценностное отношение к морским животным.

Тема 2. «Кит – это хозяин моря»», 1час (практика). Поделки из природного и бросового материала.

Цель: Воспитывать гуманное отношение к родной природе; формировать бережное отношение к животным и природе.

Тема 3..«По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие», 1 час (теория). Устный журнал.

Цель: Выяснить основные причины исчезновения и уменьшения численности морских животных и млекопитающих.

Тема 4. «Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.). Художественное творчество, рисунки (практика).

Цель: Показать разнообразие морских животных и их значение для человека.

Тема 5. «Узнай и отгадай», 1 час (игра). Игра – соревнование.

Цель: Научить детей правильно, бережно заботиться о животных.

Тема 6. «Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек (практика).


Раздел 3. «Пернатые друзья».

Тема 1. «Птицы леса готовятся к зиме», 1 час (теория). Конкурс загадок и пословиц.

Цель: Дать представление детям, как птицы готовятся к зиме.

Тема 2. «Лесные и городские птицы в зимнее время» (рисунки), 1 час (практика).

Тема 3. «Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах, 1 час (теория).

Цель: Закрепить полученные знания о пернатых друзьях.

Тема 4. «Домики для пернатых друзей», 1 час (практика) скворечники, кормушки.

Цель: Развитие творческих способностей и воспитание трудолюбия у детей, сплочение коллектива.

Тема:5»Где зимуют птицы».

Цель: Формировать у воспитанников бережное отношение, заботу ко всему к живому.


Раздел 4. «Вода источник жизни».

Тема 1. «Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал), 1 час (теория).

Цель: способствовать заботливому отношению охране водоёмов от загрязнений.

е Тема 2. «Океан – это колыбель человечества», 1час (теория).

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Тема 3. «Моря – как источник жизни», 1 час (практика). Рисование плакатов.

Цель: воспитывать экологически бережное отношение к воде.

Тема 4. «Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода», 1 час (теория).

Цель: формировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана.

Тема 5.«Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория», 1 час (практика). Художественное творчество. Эко реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы.

Цель: Воспитывать чувство ответственности, бережливого отношения к природным ресурсам.

Тема 6. «Бережное отношение к воде - экономия». Эко урок, 1 час (теория). О бережном отношении к воде как бесценному дару природы. Беседа с элементами дискуссии разбор ситуации.

Цель: научить детей бережному отношению к водным ресурсам.


Раздел 5. «Природа и человек».

Тема 1. «Курорт «Краинка, как жемчужина Тульской области», 1 час (теория).

Цель: Развивать экологический взгляд на мир и интуицию. Познакомить учащихся с природными ресурсами всероссийского значения.

Тема 2. «Сбережём ресурсы нашего края», 1 час (практика). Плакаты.

Цель: продолжать познавать окружающий мир, любить и беречь родную природу

Тема:3 «Природа и я, начни с себя», 1 час (практика). Поделки из бросового материала

Тема 4. «Говорящие тропы», 1 час (теория). Эко викторина.

Цель: Дать представление о том, что человек - часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю гармонию.

Тема 5. «Природоохранные знаки», 1 час (практика). Художественное творчество, конкурс рисунков.

Цель: воспитание чувства ответственности и бережливого отношения к природе и всему живому.

Тема 6.«Говорящие тропы»,1 час (теория). Эко-викторина.

Цель: Закрепить знания о взаимоотношении природы и человека.


Раздел 6. «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека»

Тема 1. «Наводнение как природное явление», 1час (теория).

Цель: Формировать навыки умения действовать при подъеме уровня воды, в реке, озере или море, вызванным обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.

Тема 2. «Половодье на реке Оке», 1час (практика). Наблюдение на реке Оке в г. Чекалине за подъёмом уровня воды в реке вызываемое весенним таянием снега.

Тема 3. «Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления», 1час (теория).

Цель: Формировать навыки и умения действовать в условиях урагана, бури или смерча.

Тема 4. «Ветер разрушительной силы», 1 час (практика). Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах.

Тема 5. «Пожары и их разновидности», 1 час (теория).

Цель: Познакомить с основами пожарной безопасности.

Тема 6. «Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. Экскурсия с разбором ситуаций.


Планируемые результаты


Воспитанники должны знать:

- как живая природа зависит от изменений в природе;
- как различить по внешнему виду растения, леса, поля, луга, сада;
- правила поведения в природе, заботится об ее сохранности.

- понятия «заповедники», «заказники»; как охраняются водоемы; названия животных озер, промысловых животных, певчих птиц, названия и внешний вид грибов растущих в нашей местности;

- как ценить жизненные проявления каждого индивида природы;
- о приспособленности животных организмов к изменению среды по сезонам;

- помочь детям увидеть, ощутить красоту родной природы;

- развивать художественно–образное видение картины;
- воспитывать чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимание необходимости научиться беречь вой дом, свою Землю, повторить правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-оценивать состояние окружающей среды своего города, а так же состояние собственного здоровья;

- предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды, применять свои знания и умения на практике.

- осознавать важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;

- улучшать экологическую ситуацию вокруг школы, около дома, в лесу.


IV. Календарно-тематический пятый год обучения


Тема занятия


Кол-во

часов

Дата проведения

Используемые материалы






1.

«Лекарственные растения города Суворова».

1


видеоигра

2.

«Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива).

1


видеоролик


3.

«Дары леса» (Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала).

1




4.

«Развитие растений во все времена года». Викторина.

1



видеоигра

5.

«Лес и природа» Экологический час.

1



карточки

6.

«Осенние фантазии» (поделки из природного материала).

1


видеоролик


7.

«Морской и животный мир рыб и млекопитающих».



видеоролик

1



8.

«Кит – это хозяин моря. Поделки из природного и бросового материала.

1



презентация

9.

.«По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие». Устный журнал.

1


видеоролик

10.

«Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.) Художественное творчество, рисунки.

1


карточки

11.

«Узнай и отгадай». Игра – соревнование.

1


видеоигра

12.

«Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек (практика).

1


видеоролик

13.

«Птицы леса готовятся к зиме»1 час (теория). Конкурс загадок и пословиц.

1


видеоролик

14.

«Лесные и городские птицы в зимнее время» (рисунки).

1


карточки

15.

«Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах.

1


видеоигра

16.

«Домики для пернатых друзей».

1



17.

«Где зимуют птицы».Рисунки.

1


видеоролик

18.


«Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал).


1


презентация


19.

«Океан – это колыбель человечества».

1


видеоролик

20.

«Моря – как источник жизни Рисование плакатов.

1


карточки

21.

«Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода».

1


презентация

22.

«Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория Художественное творчество. Эко-реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы.

1


видеоролик

23.

«Бережное отношение к воде - экономия» Эко-урок.

1


видеоролик

24.

«Курорт «Краинка как жемчужина Тульской области».

1


презентация

25.

« Сбережём ресурсы нашего края».

1


карточки

26.

3 «Природа и я, начни с себя». Поделки из бросового материала

1


видеоролик


27.

«Говорящие тропы». Эко- викторина.

1


видеоигра

28.

«Природоохранные знаки». Художественное творчество, конкурс рисунков.

1


видеоролик

29.

«Операция зеленый дом» (уборка пришкольного участка).

1




30.

«Наводнение как природное явление». Половодье на реке Оке. Подъём уровня воды в реке вызываемое весенним таянием снега. Меры безопасности».

1


видеоролик

31.

Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления».

1


видеоролик

32.

«Ветер разрушительной силы». Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах.

1


видеоролик

33.

«Пожары и их разновидности».

1


презентация

34.

«Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. (Экскурсия с разбором ситуаций)

1


видеоролик


V. Методическое обеспечение программы



1. Психологические условия реализации программы:

- индивидуализация и дефференциация педагогических методов, приёмов средств;

- организация различных видов деятельности при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка.

2. Методические пособия:

- учебные пособия, методические разработки;

- дидактические материалы (наборы карточек с текстом, рисунками, сюжетные и предметные картинки, растения, животные и т.д.)

- банк данных (разработки занятий, внеклассных мероприятий, беседы для учащихся;

- оформление информационных стендов;

- фото и видеотека, презентации;

- подручный материал;

- раздаточный материал;

-природный материал;

-краски;

-карандаши;

-гуашь;

-листья;

-шишки;

-пластелин;

-шаблоны;

- контрольные тесты.



Ожидаемые конечные результаты программы:

К концу обучения программы воспитанники должны усвоить воспитательную программу «Планета Земля – наш дом родной» в полном объёме. В результате у детей должно сформироваться экологически грамотное отношение к окружающему миру, природе, как к родному дому. Дети должны осознавать и устно описывать взаимосвязь между природой и человеком, знать значение природы для человека и отрицательное влияние людей на природу, необходимость охраны окружающего мира природы, должны проявлять желание активно защищать, улучшать, облагораживать, соблюдать правила поведения в природе. Воспитанники должны различать наиболее распространенных в окружающей местности растения, животных, устно описывать отдельные объекты природы, объяснять в пределах требуемой программы взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Знать значение природы для здоровья и жизни человека. Проводить простейшие наблюдения за сезонными изменениями в природе. Самостоятельно или с помощью передавать в рисунках, аппликациях из природного материала красоту окружающей нас природы. Знать, как помочь птицам в зимнее время, уметь ухаживать за домашними животными. Выполнять простейшие трудовые поручения, уважать свой труд и труд сверстников. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость. Видеть красоту природы, охранять и бережно относиться к ней. В простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.

VI. Литература для педагогов и обучающихся



-      Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач-М.:ТЕРРА, 1996.

- Акимова Т.А. Экология : учебник для вузов Т.А. Акимова, В.В. Хаскин- М Юнити,1999г-455с.

- Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды В.И. Артамонов- Наука, 1986г. С.172(Человек и окружающая среда)

- Арустамов Э.А. Экологические основы природоиспользования. Учебник пособие М. Дашков 2001г.с. 236.

-  Астапенко М.П. Природа и история родного края2004г.
-  3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

- В судьбе природы – наша судьба писатели об экологических проблемах- Москва Художественная лит-ра 1990. С 462.
- Брем А. Э. « Жизнь животных» Москва: Терра-1992.

- Грехова.Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36. - Журнал «Радость моя» за 2005.

- Г.Г.Клименко Кн.из-во 1984. (Потомкам цветущую землю).

-Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.

А.А. Плешаков. Л. И. Руденко - Волгоград: Учитель,» 2009г. Поурочные планы 8класс «Мир вокруг нас»

Л.М.Потапова Пособие для педагогов 2000г. «Детям о природе» Экология в играх.

Г.П.Попова-Волгоград: Учитель 2006-г «Окружающий мир»

Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005

Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004

Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005



Интернет-ресурсы



http://masterclassy.ru/

http://www.svoimi-rukamy.com/

http://stranahandmade.net/podarki/podelki-k-pashe

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/zimnie-podelki-dlya-detej-novye-idei-dlya-podelki-na-rozhdestvo/

https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_dlya_uchiteley_nachalnyh_klassov_po_celenapravlennomu_vospitaniyu-284754.htm

http://www.scienceforum.ru/2014/761/3842

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/21/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/22/trudovoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-kak-sredstvo-korrektsii

http://dominternat.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/metodicheskie_razrabotki/fizminutki_dlja_mladshikh_shkolnikov/10-1-0-84.