19
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«СУВОРОВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом зам. директора по ВР Приказом от _____
Протокол от ________ ________ О.И. Чибисова №_____
№____ Директор школы
«__» _________ 2020 г. _____ Е.А. Губанова
Программа воспитания
«Планета Земля – наш дом родной»
Возраст детей 14-17 лет
Срок реализации 1год
Составили:
воспитатели
Смирнова Ю.А
Богатырёва Р.Н.
г. Суворов, 2020
Пояснительная записка
Природа, как бесценный
дар, и человек – это единое целое
Только в общении с природой человек может достигнуть
Нравственного совершенства.
В. И. Вернадский.
Слово «экология» дословно переводится как «Наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений, животных помогает ребёнку по- новому взглянуть на природу.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.
Непосредственно в соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры - важнейшая задача, сложившаяся в социально - культурной ситуации начала 21 века.
Обострение экологической проблемы диктует необходимость просветительной работы по формированию у школьника экологического сознания.
Экологическое воспитание самое главное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Дети, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, способность предупреждать негативные экологические последствия своей деятельность. Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде можно при непосредственном контакте с природой. Природные условия Тульской области и прилегающих территорий позволяет передать детям не только научные истины о взаимоотношениях в природе, но и научить восхищаться красотой родного края, красотой и гармонией природы, что является необходимым компонентом реализации программы. Поэтому очень важно поддержать искренний интерес воспитанников к окружающему миру и бережному отношению к природе. Считаем, что окружающая среда является важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у детей экологической культуры – одним из путей развития обучающихся. В будущем это поможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Учитывая все перечисленные проблемы, была создана экологическая программа, для развития школьников с ограниченными возможностями здоровья «Планета Земля – наш дом родной».
Новизна программы. Программа экологического воспитания реализуется через беседы с разбором различных ситуаций на конкретных примерах и творческий труд (ручной труд), а именно рисование, работа с природным материалом, с бросовым материалом, через труд по самообслуживанию и сельскохозяйственный труд.
Основная задача творческого труда (ручного труда) состоит в том, чтобы научить детей изображать какие либо предметы и явления, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Помочь ребёнку осознать природу как среду своего обитания. Сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней. Ответственное отношение к окружающей среде.
Детство – лучшее время для пробуждения в душе ребёнка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке: ЧУВСТВО, ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Первым шагом на этом пути является именно чувственное познание, а также эмоциональное восприятие того или иного объекта и явления. Только после этого начинается продуктивная работа мысли. Каждое занятие программы построено с учётом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем они получают «эмоциональный импульс».
Следующий шаг – «усвоение порции знаний».
И последний шаг – задания, дающие детям возможность анализа полученных знаний.
Девизом своей программы мы выбрали слова Джозефа Корнелла: «Познание природы должно быть пронизано радостью!» - познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Всё это необходимо и эффективно при восприятии заботливых хозяев природы.
Считаем, что отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, духовно-нравственными, межличностными отношениями человека во всех сферах сознания. Это доказывает значимость, новизну и актуальность разработки занятия по экологическому воспитанию.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она основана на принципах личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, учитывая его возрастные и психофизические особенности. Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды. Программа разработана для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Программа рассчитана на 1год, для учащихся 8 классов. Занятия в группе проходят один раз в неделю. Всего 34 занятия в год.
Цель программы: Формирование экологической культуры личности, готовой к сознательной творческой деятельности, к самосовершенствованию, нравственному поведению, оказанию посильной помощи окружающей среде, выработки навыков рационального общения с природой, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. Изучение аномальных природных явлений, правила поведения и выживания в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- учить видеть и понимать красоту природы;
- учить основам экологических знаний;
- продолжать знакомить детей с существующими взаимосвязями растений, животных и человека.
- дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- помочь ребенку осознать природу, как среду своего обитания, как использовать знания о природе с целью ее сохранения и предотвращения необратимого нарушения ее целостности;
- ознакомить учащихся с видами опасных природных явлений, стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- дать необходимые знания, научить детей, как вести себя и действовать в опасных чрезвычайных ситуациях, возникших в результате природных явлений и неблагоприятных факторов по защите своей жизни, здоровья, а также имущества;
- научить и закрепить на практике знания, показанию первой медицинской помощи в условиях, возникших в результате неблагоприятных природных явлений.
Коррекционно - развивающие:
- развитие памяти;
- развивать внимание;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- развитие мышления;
- развитие слухового восприятия;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;
- развитие чувственной сферы ребёнка, понимания гармонии и красоты через приобщение к культурным ценностям.
- развитие навыков самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основы социальной адаптации.
- коррекция развития эмоционального интеллекта – способности настраиваться на потребности других;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
- продолжать обучение общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.
Воспитательные:
- воспитывать экологически грамотного отношения детей к окружающему миру;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, формировать положительные эмоции;
- воспитывать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- способствовать правильному поведению и закреплению полученных знаний при опасных природных явлениях в чрезвычайных ситуациях.
- воспитывать экологическую культуру, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для экосистем действий.
- воспитывать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Структура программы
1. Блок «Среди растений».
Развитие наблюдательности, познавательных интересов воспитание любви к природе.
2. Блок «В мире животных».
Расширение представлений детей о животном мире среде их обитания. Красная книга нашей области. Привитие заботы, бережного отношения к братьям нашим меньшим.
3. Блок «Пернатые друзья».
Развитие творческих способностей и самореализация; воспитание трудолюбия, целеустремленности, заботливого отношения к птицам.
4. Блок «Вода источник жизни».
Воспитание бережного отношения к воде, потребности к осуществлению экологически сообразных поступков.
5. Блок «Природа и человек».
Формирование представления детей о том, что человек - часть природы, ее главный друг и защитник; воспитание любви и бережного отношения к животному и растительному миру природы.
6.Блок. «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека».
Формирование необходимых знаний о поведении и действиях в опасных чрезвычайных ситуациях, возникших в результате природных явлений и неблагоприятных факторов по защите своей жизни, здоровья, а также имущества;
Принципы построения программы:
- от простого к сложному;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- личностно – ориентированный подход;
- доступность;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- наглядность.
- научность.
Методы работы:
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Основные формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные.
Формы проведения занятий:
- игра сюжетно-ролевая;
- классные часы;
- устные журналы;
- дискуссионные клубы;
- дискуссии;
- круглый стол;
- беседы на экологические темы с разбором различных ситуаций;
- диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей;
- игры, на экологические темы;
- наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
- экологические экскурсии в природу, ближайшие места (парк, лес, река), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, бросового материала, составление рассказов по итогам экскурсии);
- викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);
- чтение художественной литературы, посвященной миру природы;
- общественно - полезная деятельность обучающихся;
- экологические праздники, КВН;
- трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника;
Учебно-тематический план, пятый год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
всего | Теория | Практика |
| Блок «Среди растений». | 6 |
1. | «Лекарственные растения города Суворова». Беседа с элементами игры. | | | 1 |
2. | «Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива). | | | 1 |
3. | «Дары леса» (Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала). | | | 1 |
4. | «Развитие растений во все времена года». Викторина | | 1 | |
5. | « Лес и природа» Экологический час. | | 1 | |
6. | «Осенние фантазии» (поделки из природного материала). | | | 1 |
| Блок «В мире животных» | 6 | | |
| | |
1. | «Морской и животный мир рыб и млекопитающих». | | 1 | |
2. | «Кит – это хозяин моря». Поделки из природного и бросового материала. | | | 1 |
3. | «По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие». Устный журнал. | | 1 | |
4. | «Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.) Художественное творчество, рисунки. | | | 1 |
5. | «Узнай и отгадай». Игра – соревнование. | | | 1 |
6. | «Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек. | | | 1 |
| III. Блок «Пернатые друзья» | 5 |
1. | «Птицы леса готовятся к зиме». Конкурс загадок и пословиц. | | | 1 |
2. | «Лесные и городские птицы в зимнее время». | | | 1 |
3. | «Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах. | | | 1 |
4. | «Домики для пернатых друзей». | | | 1 |
5. | «Где зимуют птицы». | | | 1 |
| IV. Блок «Вода источник жизни» | 6 | | |
1. | «Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал). | | 1 | |
2. | «Океан – это колыбель человечества». | | | 1 |
3. | «Моря – как источник жизни». | | | 1 |
4. | «Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода». | | | 1 |
5. | «Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория». Художественное творчество. Эко-реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы. | | | 1 |
6. | «Бережное отношение к воде - экономия». | | 1 | |
| V. Блок «Природа и человек» | 6 | | |
1. | «Курорт «Краинка как жемчужина Тульской области». | | 1 | |
2. | « Сбережём ресурсы нашего края». | | | 1 |
3. | «Не загрязняй природу». Поделки из бросового материала | | | 1 |
4. | «Говорящие тропы». Эко викторина. | | 1 | |
5. | «Природоохранные знаки». Художественное творчество, конкурс рисунков. | | | 1 |
6. | «Операция зеленый дом» (уборка пришкольного участка). Викторина «Эко марафон». | | | 1 |
|
| VI. Блок «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека» | 5 | | |
1 | «Наводнение как природное явление». Половодье на реке Оке. Подъём уровня воды в реке, вызываемое весенним таянием снега. Меры безопасности». | | | 1 |
2 | Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления». | | 1 | |
3 | «Ветер разрушительной силы» (1 час практика) Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах. | | | 1 |
4 | «Пожары и их разновидности» (1 час теория) | | 1 | |
5 | «Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. (Экскурсия с разбором ситуаций) | | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
Раздел 1. «Среди растений».
Тема 1. «Лекарственные растения города Суворова». Беседа с элементами игры, 1 час (практика).
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с лекарственными растениями и правилами сбора. Обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Тема 2. «Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива), 1 час (практика) – рисунки.
Практика: Продолжаем знакомить детей с полезными растениями нашего края. Формировать навыки к самостоятельной творческой деятельности.
Тема 3. «Дары леса» Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала).
Тема 4. «Развитие растений во все времена года», 1час (теория). Викторина
Цель: Воспитывать наблюдательность, умение видеть красоту окружающей природы.
Цель: Воспитание бережливого отношения к растениям.
Тема5. «Лес и природа». Экологический час, 1 час (теория).
Теория: Расширить кругозор учащихся, заинтересовать в познании нового. Пробудить желание познавать окружающий мир, формировать экологическую культуру.
Тема 6. «Осенние фантазии», 1 час (практика), поделки природного материала.
Раздел 2. «В мире животных»
Тема 1. «Морской и животный мир рыб и млекопитающих», 1 час (теория).
Цель: Знакомство с животными морского мира. Ценностное отношение к морским животным.
Тема 2. «Кит – это хозяин моря»», 1час (практика). Поделки из природного и бросового материала.
Цель: Воспитывать гуманное отношение к родной природе; формировать бережное отношение к животным и природе.
Тема 3..«По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие», 1 час (теория). Устный журнал.
Цель: Выяснить основные причины исчезновения и уменьшения численности морских животных и млекопитающих.
Тема 4. «Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.). Художественное творчество, рисунки (практика).
Цель: Показать разнообразие морских животных и их значение для человека.
Тема 5. «Узнай и отгадай», 1 час (игра). Игра – соревнование.
Цель: Научить детей правильно, бережно заботиться о животных.
Тема 6. «Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек (практика).
Раздел 3. «Пернатые друзья».
Тема 1. «Птицы леса готовятся к зиме», 1 час (теория). Конкурс загадок и пословиц.
Цель: Дать представление детям, как птицы готовятся к зиме.
Тема 2. «Лесные и городские птицы в зимнее время» (рисунки), 1 час (практика).
Тема 3. «Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах, 1 час (теория).
Цель: Закрепить полученные знания о пернатых друзьях.
Тема 4. «Домики для пернатых друзей», 1 час (практика) скворечники, кормушки.
Цель: Развитие творческих способностей и воспитание трудолюбия у детей, сплочение коллектива.
Тема:5»Где зимуют птицы».
Цель: Формировать у воспитанников бережное отношение, заботу ко всему к живому.
Раздел 4. «Вода источник жизни».
Тема 1. «Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал), 1 час (теория).
Цель: способствовать заботливому отношению охране водоёмов от загрязнений.
е Тема 2. «Океан – это колыбель человечества», 1час (теория).
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Тема 3. «Моря – как источник жизни», 1 час (практика). Рисование плакатов.
Цель: воспитывать экологически бережное отношение к воде.
Тема 4. «Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода», 1 час (теория).
Цель: формировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана.
Тема 5.«Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория», 1 час (практика). Художественное творчество. Эко реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы.
Цель: Воспитывать чувство ответственности, бережливого отношения к природным ресурсам.
Тема 6. «Бережное отношение к воде - экономия». Эко урок, 1 час (теория). О бережном отношении к воде как бесценному дару природы. Беседа с элементами дискуссии разбор ситуации.
Цель: научить детей бережному отношению к водным ресурсам.
Раздел 5. «Природа и человек».
Тема 1. «Курорт «Краинка, как жемчужина Тульской области», 1 час (теория).
Цель: Развивать экологический взгляд на мир и интуицию. Познакомить учащихся с природными ресурсами всероссийского значения.
Тема 2. «Сбережём ресурсы нашего края», 1 час (практика). Плакаты.
Цель: продолжать познавать окружающий мир, любить и беречь родную природу
Тема:3 «Природа и я, начни с себя», 1 час (практика). Поделки из бросового материала
Тема 4. «Говорящие тропы», 1 час (теория). Эко викторина.
Цель: Дать представление о том, что человек - часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю гармонию.
Тема 5. «Природоохранные знаки», 1 час (практика). Художественное творчество, конкурс рисунков.
Цель: воспитание чувства ответственности и бережливого отношения к природе и всему живому.
Тема 6.«Говорящие тропы»,1 час (теория). Эко-викторина.
Цель: Закрепить знания о взаимоотношении природы и человека.
Раздел 6. «Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека»
Тема 1. «Наводнение как природное явление», 1час (теория).
Цель: Формировать навыки умения действовать при подъеме уровня воды, в реке, озере или море, вызванным обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.
Тема 2. «Половодье на реке Оке», 1час (практика). Наблюдение на реке Оке в г. Чекалине за подъёмом уровня воды в реке вызываемое весенним таянием снега.
Тема 3. «Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления», 1час (теория).
Цель: Формировать навыки и умения действовать в условиях урагана, бури или смерча.
Тема 4. «Ветер разрушительной силы», 1 час (практика). Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах.
Тема 5. «Пожары и их разновидности», 1 час (теория).
Цель: Познакомить с основами пожарной безопасности.
Тема 6. «Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. Экскурсия с разбором ситуаций.
Планируемые результаты
Воспитанники должны знать:
- как живая природа зависит от изменений в природе;
- как различить по внешнему виду растения, леса, поля, луга, сада;
- правила поведения в природе, заботится об ее сохранности.
- понятия «заповедники», «заказники»; как охраняются водоемы; названия животных озер, промысловых животных, певчих птиц, названия и внешний вид грибов растущих в нашей местности;
- как ценить жизненные проявления каждого индивида природы;
- о приспособленности животных организмов к изменению среды по сезонам;
- помочь детям увидеть, ощутить красоту родной природы;
- развивать художественно–образное видение картины;
- воспитывать чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимание необходимости научиться беречь вой дом, свою Землю, повторить правила поведения в природе.
Воспитанники должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-оценивать состояние окружающей среды своего города, а так же состояние собственного здоровья;
- предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды, применять свои знания и умения на практике.
- осознавать важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;
- улучшать экологическую ситуацию вокруг школы, около дома, в лесу.
IV. Календарно-тематический пятый год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Используемые материалы | | | | | | 1. | «Лекарственные растения города Суворова». | 1 | | видеоигра | 2. | «Полезные растения - кладезь витаминов» (крапива). | 1 | | видеоролик | 3. | «Дары леса» (Целевая экскурсия в лес (сбор природного материала). | 1 | | | 4. | «Развитие растений во все времена года». Викторина. | 1 | | видеоигра | 5. | «Лес и природа» Экологический час. | 1 | | карточки | 6. | «Осенние фантазии» (поделки из природного материала). | 1 | | видеоролик | 7. | «Морской и животный мир рыб и млекопитающих». | | | видеоролик | 1 | | | 8. | «Кит – это хозяин моря. Поделки из природного и бросового материала. | 1 | | презентация | 9. | .«По станицам Красной книги, морские животные и млекопитающие». Устный журнал. | 1 | | видеоролик | 10. | «Морские хищники» (акулы, скаты, кальмары и т.д.) Художественное творчество, рисунки. | 1 | | карточки | 11. | «Узнай и отгадай». Игра – соревнование. | 1 | | видеоигра | 12. | «Фотовыставка водного мира» Выставка фоторабот животного мира морей, озёр и рек (практика). | 1 | | видеоролик | 13. | «Птицы леса готовятся к зиме»1 час (теория). Конкурс загадок и пословиц. | 1 | | видеоролик | 14. | «Лесные и городские птицы в зимнее время» (рисунки). | 1 | | карточки | 15. | «Клуб веселых и находчивых» викторина о птицах. | 1 | | видеоигра | 16. | «Домики для пернатых друзей». | 1 | | | 17. | «Где зимуют птицы».Рисунки. | 1 | | видеоролик | 18. | «Крупные водоёмы нашей страны» (озеро Байкал). | 1 | | презентация | 19. | «Океан – это колыбель человечества». | 1 | | видеоролик | 20. | «Моря – как источник жизни Рисование плакатов. | 1 | | карточки | 21. | «Северный Ледовитый океан, жизнь животных в условиях арктического холода». | 1 | | презентация | 22. | «Предприятие Черепетская ГРЭС, химлаборотория Художественное творчество. Эко-реклама, влияние химических загрязнений на водоёмы. | 1 | | видеоролик | 23. | «Бережное отношение к воде - экономия» Эко-урок. | 1 | | видеоролик | 24. | «Курорт «Краинка как жемчужина Тульской области». | 1 | | презентация | 25. | « Сбережём ресурсы нашего края». | 1 | | карточки | 26. | 3 «Природа и я, начни с себя». Поделки из бросового материала | 1 | | видеоролик | 27. | «Говорящие тропы». Эко- викторина. | 1 | | видеоигра | 28. | «Природоохранные знаки». Художественное творчество, конкурс рисунков. | 1 | | видеоролик | 29. | «Операция зеленый дом» (уборка пришкольного участка). | 1 | | | 30. | «Наводнение как природное явление». Половодье на реке Оке. Подъём уровня воды в реке вызываемое весенним таянием снега. Меры безопасности». | 1 | | видеоролик | 31. | Ураганы и бури - опасные ветровые метеорологические явления». | 1 | | видеоролик | 32. | «Ветер разрушительной силы». Художественное творчество по мерам безопасности при ураганах, бурях и смерчах. | 1 | | видеоролик | 33. | «Пожары и их разновидности». | 1 | | презентация | 34. | «Предотвращение лесных и торфяных пожаров, правило поведения в воспитанников в лесу. (Экскурсия с разбором ситуаций) | 1 | | видеоролик | | V. Методическое обеспечение программы 1. Психологические условия реализации программы: - индивидуализация и дефференциация педагогических методов, приёмов средств; - организация различных видов деятельности при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. 2. Методические пособия: - учебные пособия, методические разработки; - дидактические материалы (наборы карточек с текстом, рисунками, сюжетные и предметные картинки, растения, животные и т.д.) - банк данных (разработки занятий, внеклассных мероприятий, беседы для учащихся; - оформление информационных стендов; - фото и видеотека, презентации; - подручный материал; - раздаточный материал; -природный материал; -краски; -карандаши; -гуашь; -листья; -шишки; -пластелин; -шаблоны; - контрольные тесты. Ожидаемые конечные результаты программы: К концу обучения программы воспитанники должны усвоить воспитательную программу «Планета Земля – наш дом родной» в полном объёме. В результате у детей должно сформироваться экологически грамотное отношение к окружающему миру, природе, как к родному дому. Дети должны осознавать и устно описывать взаимосвязь между природой и человеком, знать значение природы для человека и отрицательное влияние людей на природу, необходимость охраны окружающего мира природы, должны проявлять желание активно защищать, улучшать, облагораживать, соблюдать правила поведения в природе. Воспитанники должны различать наиболее распространенных в окружающей местности растения, животных, устно описывать отдельные объекты природы, объяснять в пределах требуемой программы взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Знать значение природы для здоровья и жизни человека. Проводить простейшие наблюдения за сезонными изменениями в природе. Самостоятельно или с помощью передавать в рисунках, аппликациях из природного материала красоту окружающей нас природы. Знать, как помочь птицам в зимнее время, уметь ухаживать за домашними животными. Выполнять простейшие трудовые поручения, уважать свой труд и труд сверстников. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость. Видеть красоту природы, охранять и бережно относиться к ней. В простейшей форме пропагандировать знания об охране природы. VI. Литература для педагогов и обучающихся - Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач-М.:ТЕРРА, 1996. - Акимова Т.А. Экология : учебник для вузов Т.А. Акимова, В.В. Хаскин- М Юнити,1999г-455с. - Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды В.И. Артамонов- Наука, 1986г. С.172(Человек и окружающая среда) - Арустамов Э.А. Экологические основы природоиспользования. Учебник пособие М. Дашков 2001г.с. 236. - Астапенко М.П. Природа и история родного края2004г. - 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - В судьбе природы – наша судьба писатели об экологических проблемах- Москва Художественная лит-ра 1990. С 462. - Брем А. Э. « Жизнь животных» Москва: Терра-1992. - Грехова.Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000. - Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36. - Журнал «Радость моя» за 2005. - Г.Г.Клименко Кн.из-во 1984. (Потомкам цветущую землю). -Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. А.А. Плешаков. Л. И. Руденко - Волгоград: Учитель,» 2009г. Поурочные планы 8класс «Мир вокруг нас» Л.М.Потапова Пособие для педагогов 2000г. «Детям о природе» Экология в играх. Г.П.Попова-Волгоград: Учитель 2006-г «Окружающий мир» Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989 Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007 Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005 Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998 Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986 Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005 Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003 Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991 Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007 Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005 Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990 Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004 Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005 Интернет-ресурсы http://masterclassy.ru/ http://www.svoimi-rukamy.com/ http://stranahandmade.net/podarki/podelki-k-pashe http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/zimnie-podelki-dlya-detej-novye-idei-dlya-podelki-na-rozhdestvo/ https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_dlya_uchiteley_nachalnyh_klassov_po_celenapravlennomu_vospitaniyu-284754.htm http://www.scienceforum.ru/2014/761/3842 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/21/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/22/trudovoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-kak-sredstvo-korrektsii http://dominternat.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/metodicheskie_razrabotki/fizminutki_dlja_mladshikh_shkolnikov/10-1-0-84. |
|