СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истокам в 7-8 классах составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010;

  • Учебных пособий для общеобразовательных школ «Истоки», 5, 6, 7, 8, 9 классы, автор Камкин А.В.;

  • Учебного плана МБОУ «Новопокровской сош»

  • Положения о рабочей программе.

     Цели изучения курса «Истоки».

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Актуальность программы «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

 Учебный курс «Истоки» (7 класс) – рассчитан на 34 часа (1час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – продолжить освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

  • В воспитательном отношении – воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

  • В личностно – развивающем отношении – обогащать социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

Учебный курс «Истоки» (8 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении – продолжить освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста творчества как важнейшей и уникальной деятельности человека;

  • В воспитательном отношении – воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимание смысла и миссии творчества;

  • В личностно – развивающем отношении – обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческого творчества.

Научная основа курса.

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1)     Универсалии духовного мира;

2)     Универсалии нравственности;

3)     Универсалии деятельности;

4)     Универсалии социума;

5)     Универсалии природно – культурного пространства.

     Методология курса.

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий – развитие управленческих способностей;

  • Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

Общая характеристика предмета.

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе


Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания.


Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс.

В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

В 8 – м классе («Истоки творчества») обучающиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве.


УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  КУРСА


Год обучения

Наименование

учебных курсов

Количество часов

 







7

Истоки дела и подвига

34

8

Истоки творчества

34





Содержание курса.

.


7

Введение

2


Крестьяне

5


Мастера — ремесленники

5


Купцы и предприниматели

7


Воинство

5


Священство

6


Активный экзамен

2


Заключение

2


итого

34

8

Введение

1


Творчество: дух и формы

14


Истоки образа

10


Истоки творчества разума

6


Активный экзамен

2


Заключение

1


итого

34


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



7 класс

Введение (2 часа)

Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

Крестьяне (5 часов)

Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.

Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.

Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.

Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Мастера-ремесленники (5 часов)

Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.

Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника.

Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.

Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.

Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).

Мастера-храмостроители.

Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.

Купцы и предприниматели (5 часов)

Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.

Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.

Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.

Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.

Правила чести российского предпринимательства.

Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.


Священство (5 часов)

Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.

Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.

«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.

Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.

Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над

Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.

Священство - «соль» Церкви.


Воинство (5 часов)


Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.

Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.

Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.

Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.

Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Заключение (2 часа)


Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Их Слово и Дело.

Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.

8 класс

Введение (3 часа)

Талант как духовный дар. Вдохновение, озарение и духовное зрение. Нравственные смыслы творчества. Путь к истине и духовное состояние человека. Идея преображения в истории и культуре России. Отражение мира видимого и невидимого, горнего и дольнего в творческой деятельности человека.

Истоки творческого слова (6 часов)

Сказитель, летописец, писатель, поэт и оратор. Творческое слово как отражение духовно-нравственных идеалов и земной действительности. Слово как творец новой реальности.

Великие мастера слова: летописец Нестор и историк Николай Карамзин, митрополит Илларион и епископ Игнатий Брянчанинов, князь Владимир Мономах и полководец Александр Суворов, писатели Иван Тургенев, Антон Чехов и Леонид Леонов, поэты Александр Пушкин, Федор Тютчев и Николай Рубцов.

Истоки образа (7 часов)

Свет, цвет, звук, жесты, формы, ритмы в художественном творчестве как символическое отображение духовных и нравственных состояний человека.

Эстетические взгляды различных поколений соотечественников: общее и особенное. Самобытность народной эстетики.

Духовное и нравственное видение мира и ДО-видение образа. Образное и БЕЗ-образное в творчестве. Вдохновение мастера.

Выдающиеся творцы образов: иконописец Дионисий, художники Виктор Васнецов и Павел Корин, зодчий Матвей Казаков и скульптор Федот Шубин, композитор Александр Бородин и певец Федор Шаляпин.

Духовные и нравственные уроки их творчества и жизненного пути.

Истоки книги (8 часов)

Пути научного творчества. Гипотезы и предвидение, анализ и синтез, теория и аксиома. Научные школы.

Предназначение ученого. Общественное служение науки.

Различные стратегии творческого научного мышления: интуитивное и рациональное, эволюционное и цикличное, аналоговое и образное и др.

Книжный мир Отечества.

Великие ученые и просветители: князь Ярослав Мудрый, математик Николай Лобачевский, механик Иван Кулибин, путешественник Николай Миклухо-Маклай, физиолог Иван Павлов, физик Игорь Курчатов, врач Николай Пирогов, филолог Владимир Даль, издатель Иван Сытин, педагог Константин Ушинский, конструктор Сергей Ильюшин.

Научные знания и мудрость.

Истоки управленческого искусства (6 часов)

Заключение (1 час)Место науки и искусства в ценностном «ядре» цивилизации, их социокультурные и духовные смыслы.








Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.


Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

Планируемые результаты обучения

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»

Ученик должен:

  1. Знать, чтить и сохранять духовно-нравственные и культурные традиции своего народа. Знать и беречь святыни родного края, своего Отечества.

  2. Расширить свой кругозор знаниями по истории России, родного края.

Требования к уровню подготовки выпускника

1.В плане личностного развития, обучающиеся должны уметь определить собственное воззрение на служение Отечеству, иметь качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам,

ориентацию школьников на базовые духовно –нравственные ценности российской культуры и иметь собственную жизненную позицию.

2.В плане социализации,обучающиеся должны знать и ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремиться к социальной консолидации и стабильности российского общества.

3.Понимать духовно –нравственные смыслы важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения,

творчества и др.)













Календарно - тематическое планирование

7 класс (34 часа)


урока

Раздел

Темы уроков

Кол- во часов

Дата по план

Дата факт

1

Введение

(2 часа)

Высокий смысл человеческой деятельности.

1

07.09


2

Предназначение своего дела.

1

14.09


3

Крестьянство

(5 часов)

Крестьянское сословие. Крестьянское дело.

1

21.09


4

Какое Слово скрыто в крестьянском деле?

1

28.09


5

Духовные основы крестьянского дела.

1

05.10


6


Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

1

12.10


7


Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

1

19.10


8

Мастера – ремесленники

(5 часов)

Старинные сообщества ремесленников.


1

26.10


9

Ремесленники и рабочие

1

09.11


10

Дело мастера боится.

1

16.11


11

Жизненные уроки ремесла


1

23.11


12

Храмы – творение мастеров.

1

30.11


13

Купцы и предприниматели

(5 часов)

Купцы, гости и иные деловые люди.

1

07.12


14

Дело купца и предпринимателя

1

14.12


15

Наживать добро или творить добро?

1

21.12


16

Деловые люди - в чем их Слово?

1

28.12


17

Слово деловых людей

1

18.01


18

Высокий смысл Труда

(активный экзамен)

1

25.01


19

1

20

Воинство

(5 часов)

От дружины до вооружённых сил

1

01.02


21


Атрибуты воинства.

1

08.02


22


Воинские заповеди.

1

15.02


23


В чём смысл воинского служения (варианты: урок-встреча; урок-экскурсия; музейный урок).

1

22.02




1

24


Хвала подвигу, позор разбою

1

01.03


25

Священство

(5 часов)

Священство: дар и служение

1

15.03


26


Священнослужи-тели и церковно-служители.

1

22.03


27


Монашество.

1

05.04


28


Священство как сословие

1

12.04


29


Духовное воинство

1

19.04


30

Служение Отечеству – особое предназначение человека

(2 часа)

Церковь – «и врата ада не одолеют её»

1

26.04




31 32


Высокий смысл Служения

(активный экзамен).

2

03.05



33


Служение Отечеству – особое предназначение человека

1

17.05

24.06


34


1










Календарно - тематическое планирование в 8 классе


п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по план

Дата факт


ТВОРЧЕСТВО: ДУХ И ФОРМЫ





1.


О Творце и человеке


1

07.09


2.

О творце, творчестве и творении.

1

14.09


3.

О таланте

1

21.09


4.


Спутники творчества.


1

28.09


5.

Языки творчества.

Язык духа.

1

05.10


6.


Язык разума.

1

12.10


7.

Языки звуков

1

19.10


8.

Языки без слов.

Язык жеста. Как служат жесты.

1

26.10


9.

Как прочитать жест?

1

09.11


10.

Мотивы творчества.

К творчеству призвало сердце.

1

16.11


11.

К творчеству призвала любовь.

1

23.11


12.

К творчеству призвало Отечество.

1

30.11


13.

Истоки законотворчества.

Жить по закону.

1

07.12


14.

Жить по справедливости.

1

14.12


15.

О правде.

1

21.12



ИСТОКИ ОБРАЗА




16.

Истоки образа.

Творение образовБожественного мира.

Симон Ушаков.

1

28.12


17.

Храм как образ Божественного мира.




1

18.01


18.

Образы Божественного мира.


1

25.01


19.

Образы мира природного. Инструментарий художника.

1

01.02


20.

Образы мира дальнего

1

08.02


21.

Образы мира мифопоэтического.

Мир «узорочья».

1

15.02


22.

Образы мира человеческого. Как Василий Суриков создавал образ героя.


1

22.02


23.

Как каждое сословие творило свой образ

1

01.03


24.

Как творили образ невидимого.

1

15.03


25.

Посмотрим на самого себя


1





ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА




26.

О сути научного творчества.


1

22.03


27.

Знания донаучные и вненаучные.


1

05.04


28.

Научные знания

1

12.04


29.

Во имя чего наука познает мир.

1

19.04


30.

Техническое творчество.

Изобретатель: истоки, дела, благодарность.

1

26.04


31.

Творчество просветителя.

1

03.05


32 33.

Истоки творчества.



2

17.05



34.


Обобщение курса

Что значит быть творческим человеком?




1

24.05



































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  Методические и учебные  пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение.Том 10, с.87-134, 2010).

  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  4. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  5. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  6. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2011).

  7. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  8. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  9. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  10. Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  11. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

  12. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).

  13. «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 8, 2009, с.265-316).

  14. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 9, 2008, с.85-165).

  15. «Истоки»-8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 10, 2010, с.181-264).


Использование медиаресурсов

  • История русского быта, «Новый диск»

  • DVD и видеофильмы: «Троице-Сергиева лавра», «Соловецкий монастырь», «Земное и небесное»,

  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»

  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»

  • Золотое кольцо России, «Новый диск»

  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»

  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»


Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый


Форма контроля:

  • оценивающий тренинг


9