МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Е.А.Седых Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Г.В. Весельева «30» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
музыка
6 класс
2019-2020 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для ФГОС),
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (для ФГОС),
Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 №204-п);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора 30.08.2019 №204-п);
Примерная программа по учебному предмету (учебник Музыка 6 класс авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева- Москва: издательство « Просвещение»-2015 год.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Программа ориентирована на использование УМК:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 6 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.)
Целью реализации программы является:
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи изучения курса:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 6 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные недели).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - 35 часов
Тема первого полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал, реквием.
Тема второго полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки». (19 часов)
Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Джаз (Л.Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд).
Отличительные черты творчества композиторов — романтиков. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | № | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов) | 16 |
| 1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
| 2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 |
| 3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи | 1 |
| 4. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» С.В. Рахманинов. | 1 |
| 5. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя Ф.Шаляпин. | 1 |
| 6 7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 2 |
| 8. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
| 9. | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 |
| | 2 четверть (7 часов) | |
| 10. | Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 |
| 11. | Образы русской духовной музыки. Духовный концерт. | 1 |
| 12. | «Фрески Софии Киевской» В.Кикта. | 1 |
| 13 | «Перезвоны» В. Гаврилин. | 1 |
| 14. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 |
| 15. | Образы скорби и печали. «Кармина бурана». | 1 |
| 16. | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
| 17. | Джаз – искусство 20 века. | 1 |
| 18. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
| 19. | Образы камерной музыки. Ф.Шопен. | 1 |
| 20. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 |
| 21. 22. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 2 |
| 23. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». | 1 |
| 24. 25. | Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». | 2 |
|
| 26. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». | 1 |
| 27. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 |
| 28. 29. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 2 |
| 30. 31. | Мир музыкального театра. Балет. Мюзикл. | 2 |
| 32. 33. | Мир музыкального театра. Опера. Рок-опера. | 2 |
| 34. 35. | Образы киномузыки. | 2 |
|
| ИТОГО | 35 |