Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету « ОБЖ » для детей с легкой умственной отсталостью. Рабочая программа разработана на основе программы А.Смирнова, Б.О Хренникова Москва, «Просвещение», 2012г
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39. Рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: учащиеся 7-8 класс
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим уроков: 0,25/0,5 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование
Пояснительная записка
В современных условиях основы безопасности жизнедеятельности во всех её проявлениях становятся первостепенным фактором выживания и устойчивого развития человеческого общества. Проблема формирования здорового образа жизни и личности безопасного типа поведения вынесены сегодня в плоскость мировоззренческих решений и практики системного комплексного воздействия педагогов.
Потребность безопасности жизнедеятельности является универсальной и необходимой для всех людей независимо от возраста.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность проблемы формирования готовности к самосохранительному поведению несомненна. Когда ребёнок поступает в школу, расширяется поле его деятельности и общения. Он начинает движение из ограниченного семейного круга в социум. Детей необходимо научить основам безопасности, не подавив в них естественную открытость к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни дома, в обществе.
Учитель призван формировать у детей не только представление о безопасном поведении, но и готовность школьников к самосохранению, ценностные ориентации в отношении жизни и здоровья, людей, умения и навыки безопасно действовать в определённых ситуациях.
Это в особой мере относится к учащимся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов VIII вида, для детей, которые слабо адаптированы к жизни, многие имеют отрицательный опыт поведения.
В современных условиях возникла необходимость в поиске новых подходов к формированию безопасных основ жизнедеятельности младших школьников школ VIII вида.
Цель данной программы: повышение уровня знаний и умений, обеспечивающие успешные действия при возникновении опасности для жизни и здоровья.
Задачи программы:
- формировать навыки и умения, обеспечивающие здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельности с позиций собственной безопасности в среде обитания;
- совершенствовать правовые, нравственные, эстетические, экологические и экономические знания безопасности жизнедеятельности, формировать жизненную позицию, согласующуюся с Концепцией национальной безопасности РФ;
- развивать бдительность, осмотрительность, разумную осторожность при оценке опасности и угроз.
Программа построена с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Содержание программы включает следующие образовательные направления:
- безопасность в городской среде (безопасное участие в дорожном движении, безопасность в населённом пункте, безопасность на транспорте, безопасность в быту);
- безопасность в социальной среде (безопасность в ситуациях криминального характера, безопасность при террористических актах и нападениях);
- пожарная безопасность и правила поведения на пожаре;
- чрезвычайные ситуации локального характера в жилище;
- правила безопасного поведения.
Программа состоит из 4 разделов:
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации.
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Первый раздел I ЧЕТВЕРТЬ «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» знакомит обучающихся с понятием человек и среда обитания, с его безопасностью, опасными ситуациями техногенного характера, природного характера, а так же опасными ситуациями социального характера.
Второй раздел II ЧЕТВЕРТЬ «Чрезвычайные ситуации» с понятием землетресение, стихийное бедствие, наводнение, ураганы, бури, смерч, оползень, раскрывает суть и план действий в результате возникновения.
Третий раздел III ЧЕТВЕРТЬ «Основы здорового образа жизни» рассказывает о понятии здоровье, о здоровом образе жизни, о важности соблюдения режима питания, отдыха, сна. Так же знакомит с двигательной активностью и закаливанием организма, раскрывает понятие и методы закаливания. Раздел вредные привычки знакомит с отрицательным воздействием никотина и употреблением спиртного на весь организм в целом.
Четвёртый раздел IV ЧЕТВЕРТЬ «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» знакомит с понятиями оказания первой медицинской помощи, с видами повреждений, оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Так же данный раздел включает в себя «Дорожные знаки», ознакомление с видами знаков приоритета, предупреждающих знаков, запрещающих знаков, предписывающих знаков.
Непременными условиями результативности этих занятий являются разнообразие форм проведения и включенность детей в образовательный процесс.
Методы реализации программы
Практические:
- создание развивающей среды, обеспечивающей познавательное развитие ;
- демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребёнка;
- экскурсии и наблюдения;
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- моделирование ситуаций;
- наблюдения;
Наглядные:
- организация выставок, конкурсов;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- аудио, видео материалы;
- личный пример взрослых;
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
- Осознанное выполнение требований к безопасности жизнедеятельности.
- Формирование у обучающихся собственного отношения к явлениям общественной жизни.
- Компетентность в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе.
- Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и умения регулировать своё поведение в соответствии с ними.
- Полученные знания позволят избежать несчастных случаев.
При реализации данной программы, основное внимание необходимо уделить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, бережному отношению к себе и окружающей среде.
Предлагаемые темы занятий построены по принципу развивающего обучения, направленного на развитие личности. Вместе с тем, необходимо, чтобы дети научились не только получать информацию из вне, но и применять её по мере необходимости.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по факультативному занятию по ОБЖ
Осуществление контроля за усвоением информации обучающимися на занятиях по ОБЖ производится методом наблюдения за поведением в повседневной жизни.
Основы безопасности жизнедеятельности
0,25ч/неделю (8,5 часов в год)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
I ЧЕТВЕРТЬ |
I | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 8 | |
1 | Город как среда обитания | 0,25 | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 0,25 | |
3 | Особенности природных условий в городе | 0,25 | |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе | 0,25 | |
5 | Взаимоотношения с окружающими людьми | 0,25 | |
6 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 0,25 | |
7 | Чрезвычайная ситуация. Службы спасения | 0,25 | |
8 | Вопросы и задания по пройденному материалу | 0,25 | |
II | Чрезвычайные ситуации | 8 | |
1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 0,25 | |
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 0,25 | |
3 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 0,25 | |
4 | Землетрясение - что это? | 0,25 | |
5 | Наводнение | 0,25 | |
6 | Ураганы, бури, смерчи | 0,25 | |
7 | Оползни, сели, обвалы | 0,25 | |
8 | Вопросы и задания по пройденному материалу | 0,25 | |
III | Основы здорового образа жизни | 10 | |
1 | О здоровом образе жизни человека | 0,25 | |
2 | Режим дня | 0,25 | |
3 | Сон | 0,25 | |
4 | Двигательная активность | 0,25 | |
5 | Основные физические качества | 0,25 | |
6 | Закаливание | 0,25 | |
7 | Рациональное питание. Гигиена питания | 0,25 | |
8 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 0,25 | |
9 | Алкоголь и его пагубное воздействие на весь организм | 0,25 | |
10 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 0,25 | |
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | |
1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 0,25 | |
2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах | 0,25 | |
3 | Первая медицинская помощь при отравлениях | 0,25 | |
4 | Оказание первой медицинской помощи при отравлении угарным газом | 0,25 | |
5 | Дорожные знаки. Предупреждающие дорожные знаки | 0,25 | |
6 | Знаки приоритета | 0,25 | |
7 | Запрещающие знаки | 0,25 | |
8 | Предписывающие знаки | 0,25 | |
Итого: | | 8,5 ч. | |
Основы безопасности жизнедеятельности
0,5ч. в неделю (17часов в год)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
I | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 8 | |
1 | Город как среда обитания | 0,5 | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 0,5 | |
3 | Особенности природных условий в городе | 0,5 | |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе | 0,5 | |
5 | Взаимоотношения с окружающими людьми | 0,5 | |
6 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 0,5 | |
7 | Чрезвычайная ситуация. Службы спасения | 0,5 | |
8 | Вопросы и задания по пройденному материалу | 0,5 | |
II | Чрезвычайные ситуации | 8 | |
1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 0,5 | |
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 0,5 | |
3 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 0,5 | |
4 | Землетрясение-что это? | 0,5 | |
5 | Наводнение | 0,5 | |
6 | Ураганы, бури, смерчи | 0,5 | |
7 | Оползни, сели, обвалы | 0,5 | |
8 | Вопросы и задания по пройденному материалу | 0,5 | |
III | Основы здорового образа жизни | 10 | |
1 | О здоровом образе жизни человека | 0,5 | |
2 | Режим дня | 0,5 | |
3 | Сон | 0,5 | |
4 | Двигательная активность | 0,5 | |
5 | Основные физические качества | 0,5 | |
6 | Закаливание | 0,5 | |
7 | Рациональное питание. Гигиена питания | 0,5 | |
8 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 0,5 | |
9 | Алкоголь и его пагубное воздействие на весь организм | 0,5 | |
10 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 0,5 | |
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | |
1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 0,5 | |
2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах | 0,5 | |
3 | Первая медицинская помощь при отравлениях | 0,5 | |
4 | Оказание первой медицинской помощи при отравлении угарным газом | 0,5 | |
5 | Дорожные знаки. Предупреждающие дорожные знаки | 0,5 | |
6 | Знаки приоритета | 0,5 | |
7 | Запрещающие знаки | 0,5 | |
8 | Предписывающие знаки | 0,5 | |
Итого: | | 17ч. | |
Методическая литература:
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников
Издательство «Просвящение» г.Москва 2008г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под общей редакцией А.Т.Смирнова, 5-е издание с изменениями;
УДК 373.167.1:614.8
ББК 68.9я72
С50
ISBN 978-5-09-018289-8;
Л.Д.Назаренко
г.Ульяновск, 2000.-144с.
УДК 612.766.1:796
ПЛД 78-24 от 02.04.96.
Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев.Венец,32.
ISBN 5-86045-089-3
Рабочая программа по факультативному занятию ОБЖ
Ульяновск 2018