№ урока | дата про- веде- ния | тема урока | элементы содержания | планируемые результаты | НРЭО |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД |
О русском языке, о русской речи (9 ч) |
1 | | Роль языка в обществе и в жизни каждого человека | Наука о языке. Богатство языка, разнообразие языковых средств | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания текста | Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека | |
2 3 | | Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа | Связь языка с возникновением человеческого общества, основное предназначение языка, взаимосвязь языка и культуры | Владеть орфографическими, пунктуационными и лексико-грамматически- ми нормами русского языка | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения | Формирование любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности | |
4 5 | | Культура речи. Языковая норма. Качества хорошей речи. | Экология языка, тезисы, аргументы, культура речи | Научиться составлять план, тезисы статьи; готовить сообщение на их основе | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование познавательно- го интереса к предмету исследования | Культура речи. Языковые формы |
6 7 | | Типы и стили речи | Стили и типы речи, их общая характеристика | Научиться определять стиль и тип речи, проводить частичный речеведческий анализ | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
8 | | Урок-практикум. Работа с текстом | Проблема текста, авторская позиция, аргументы | Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | |
9 | | Контрольная работа №1 по теме «О русском языке, о русской речи» | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике | |
Текст как речевое произведение (11 ч) |
10 | | Что такое текст? | Основные признаки текста | Научиться создавать различные виды текстов, их редактировать | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме письменных речевых высказываний. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятель- ной аналитическойдеятельности | |
11 12 | | Понимание текста – процесс творческий | Комплексный анализ текста, средства выразительности | Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач | Формирование познавательно го интереса к предмету исследования | |
13 14 | | От анализа текста - к изложению | Тема текста, основная мысль. Изложение подробное, выборочное, сжатое | Владеть орфографическими, пунктуационными и лексико-грамматически- ми нормами русского языка | Коммуникативные: определять, с помощью каких языковых средств автор передает эмоциональную оценку, как соотносятся начало и заключительная часть текста Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
15 | | Сочинение – это тоже текст | Особенности зачина текста. Как сделать цитату частью текста | Знать средства связи частей текста | Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов для написания сочинения | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | |
16 17 | | От авторского замысла – к тексту | Тема текста, основная мысль, проблема | Научиться проводить анализ текста, определять тему и основную мысль, выявлять проблему | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов | Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности | |
18 19 20 | | Подготовка к сочинению. Сочинение-рассуждение о русском языке | Проблема текста, авторская позиция, аргументы | Учиться анализировать авторский текст, создавать письменное высказывание, редактировать собственный текст | Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста для написания сочинения | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
Система языка ( 2 ч) |
21 22 | | Система русского языка, её единицы, их функции. Уровни языковой системы | Язык как универсальная знаковая система, единицы языковой системы и их группировка | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русского языка | Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | |
Фонетика, орфоэпия, графика ( 3 ч) |
23 | | Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи | Фонема, открытый и закрытый слог, логическое ударение | Научиться проводить фонетический анализ текста | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного | Фонетика и стилистика. Стилистические особенности произношения |
24 25 | | Звуковые средства художественной выразительности | Аллитерация, ассонанс, анализ художественно-выразительных средств языка | Научиться проводить фонетический анализ текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
Лексика. Фразеология (7 ч) |
26 | | Словарное богатство русского языка | Лексическое и грамматическое значение слова, многозначность и омонимия | Научиться определять грамматическое и лексическое значение слова | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления лингвистического рассуждения | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | |
27 | | Основные понятия лексики | Лексический разбор слова. Диалектизм, историзм, неологизм, синоним, антоним | Научиться проводить лексический разбор слова | Коммуникативные: : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные:самостоятель- ное выделение и формулировка познавательной цели | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Стилистическое богатство русской фразеологии. |
28 29 | | Контрольная работа № 2 за 1 полугодие. Анализ контрольной работы | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике | |
30 | | Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слова | Нормы лексической сочетаемости слов, стилистическая окраска слова | Знать нормы лексической сочетаемости слов в русском языке | Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: анализ текстов разных авторов со стороны лексики и стилистической окраски слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | |
31 | | Лексические средства художественной выразительности. Контекстуальные синонимы и антонимы | Лексические средства художественной выразительности. Контекстуальные синонимы и антонимы | Знать лексические средства художественной выразительности, научиться находить контекстуальные синонимы и антонимы в тексте | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Регулятивные: выделить то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению Познавательные: уметь выделять необходимую информацию | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности | Литературный анализ текста. (М.С.Гроссман, К.Шишов и др.). |
32 | | Лексические средства связи между предложениями в тексте | Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), лексический повтор, слова с разным лексическим значением | Научиться находить лексические средства связи предложений в тексте, понимать их текстообразую- щую роль | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь структурировать знания | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности | |
Словообразование. Состав слова (8 ч) |
33 | | Состав слова | Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Многозначность и омонимичность морфем. | Научиться выполнять морфемный анализ слов | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: формулировать познавательную цель | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | |
34 35 | | Способы словообразования | Основные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка | Научиться определять способ словообразования, уметь применять знания в правописании суффиксов и приставок | Коммуникативные: : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: самостоятель- ное выделение и формулировка познавательной цели | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
36 | | Словообразовательная цепочка | Словообразовательная цепочка. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка | Научиться составлять словообразовательную цепочку, понимать принцип последовательного выделения морфем | Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления лингвистического рассуждения | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | |
37 38 | | Морфемный и словообразовательный разбор слов | Морфемы русского языка. Основные способы словообразования (продуктивные и непродуктивные) | Научиться выполнять морфемный и словообразовательный анализ слов | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять правописание слов, учитывая их морфемный состав | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
39 40 | | Контрольная работа №3 по теме «Словообразование». Анализ работы | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы | Научиться составлять и использовать индивиду-альный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи с отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятель-ной и коллек-тивной анали-тической дея-тельности | |
Морфология и орфография ( 14 ч) |
41 42 | | Система частей речи. Основные категории частей речи | Знаменательные и служебные части речи | Научиться определять грамматическое значение и морфологические признаки самостоятельных частей речи | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь структурировать знания | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Принципы русского правописания. |
43 44 45 | | Системы форм изменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний | Система форм изменения слова: склонение именных частей речи, типы спряжения глаголов | Научиться правильно изменять самостоятельные части речи, применять знания по морфологии при написании слов | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
46 | | Текстоообразующая роль местоимений | Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимения | Научиться определять разряды местоимений и их роль в тексте | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: самостоятель- ное выделение и формулировка познавательной цели | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | |
47 48 | | Причастие. Деепричастие. Роль в тексте | Грамматическое значение и морфологические признаки причастия и деепричастия, их синтаксическая роль | Научиться определять морфологические признаки причастия и деепричастия, знать правила правописания | Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: уметь структурировать знания | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
49 50 | | Наречие | Разряды наречий по значению. Правописание наречий | Научиться определять морфологические признаки наречия, знать правила правописания наречий | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Текстообразующая роль наречий. |
51 52 | | Служебные части речи Правописание производных предлогов и союзов | Грамматическое значение служебных частей речи, правописание производных предлогов и союзов | Научиться применять знания при правописании служебных частей речи | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного | |
53 54 | | Орфографический разбор текста. Контрольная работа №4 по теме «Морфология. Орфография» | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы | Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике | |
Пунктуация ( 4 ч) |
55 56 57 58 | | Пунктуационный разбор текста | Анализ знаков препинания в простых предложениях с обособленными членами, однородными членами, вводными словами и обращениями, сложных союзных и бессоюзных предложениях | Научиться соблюдать пунктуационные нормы русского литературного языка | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | |
Повторение изученного ( 12 ч) |
59 60 | | Текст. Стили и типы речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Типы речи, характерные для каждого стиля | Научиться различать стили и типы речи, определять тему, основную мысль текста | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Стилистические особенности текста. |
61 62 | | Комплексная работа с текстом | Комплексный анализ текста, средства выразительности | Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему, определять тему, основную мысль | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач | Формирование познавательно го интереса к предмету исследования | |
63 64 65 | | Итоговая контрольная работа №5 Анализ контрольной работы | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий | Научиться составлять и использовать индивиду-альный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи с отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятель-ной и коллек-тивной анали-тической дея-тельности | |
66 | | Повторение орфограмм наречий | Орфограммы наречий | Научиться применять правила правописания наречий | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование умения выделять нравственный аспект поведения | |
67 68 | | Правописание НЕ с различными частями речи | Правописание НЕ с самостоятельными частями речи | Научиться применять алгоритм написания не с различными частями речи | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: формулировать познавательную цель | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | |
69 70 | | Пунктуация в сложных предложениях | Сложное предложение с разными видами связи, сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | Научиться классифицировать виды придаточных предложений, знать правило постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений | Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного | |