ПРОГРАММА
профессионального воспитания обучающихся
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области
«Егорьевский техникум»
Содержание
1.Паспорт программы профессионального воспитания………………3
2.Профессиональное воспитание в рамках внедрения ФГОС
СПО……………………………………………………………………….5
3.Модель выпускника техникума………………………………………7
4. Концептуальные основы организации воспитания в образовательном учреждении…………………………………………………………… 8
5.Профессиональное воспитание……………………………………….10
1.Паспорт Программы воспитания
Полное наименование программы | Программа профессионального воспитания |
Основания для разработки программы | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.; Конвенция о правах ребенка; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; ФГОС среднего профессионального образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Дорожная карта государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Егорьевский техникум» на 2017-2020г.г. |
Цель программы | Создание условий для становления, развития и саморазвития личности студента – будущего специалиста производственной сферы, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью. |
Основные задачи программы | Обеспечение эффективной реализации профессионально-воспитательной функции техникума в условиях инновационного образования. Определение профессиональных приоритетов и разработка рекомендаций по организации воспитательной деятельности на период обучения. - Создание условий для саморазвития и самореализации личности студента в техникуме и на производственной практике. Применение современных подходов к воспитанию студентов в процессе обучения. Создание системы диагностики качества профессионально-развивающей среды. |
Сроки реализации | 2018-2020 гг. |
Исполнители | Органы управления техникумом, структурные подразделения, преподаватели, сотрудники, студенты, студенческий совет. |
Источники финансирования | - Средства субъекта федерации (региональный) - Добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц (попечительский совет) - Средства работодателей |
Важнейшие целевые показатели | Доля студентов, удовлетворенных качеством учебновоспитательного процесса Доля студентов, получивших социальную, психологопедагогическую, профессиональную поддержку в техникуме Доля студентов, участвующих в реализации инновационных, научно-исследовательских, социально-культурных проектов техникума Количество студентов-призеров и победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Создание механизма педагогического сопровождения воспитательного процесса на период обучения; формирование продуктивных связей личности студента с учебной и производственной средой; рост достижений студентов в учебной, исследовательской, социокультурной, профессиональной, инновационной деятельности; осознание студентами и преподавателями принципов корпоративной культуры техникума; удовлетворенность студентов качеством учебнопроизводственного процесса; воспитание конкурентоспособного выпускника в соответствии с требованиями инновационной экономики, общества, рынка труда. |
Разработчик программы | Е. Б. Зверобоева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Программа является документом, открытым для изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется на основании решений совета техникума.
2. Профессиональное воспитание в рамках внедрения ФГОС СПО
В настоящее время актуальность воспитания молодежи не вызывает сомнений. Воспитание молодежи является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и образовательным учреждением в отдельности. Подростки сегодня постоянно оказываются перед выбором, какие идеалы, какие ценности принять, и долг педагогов, родителей, представителей общественности помочь им сделать правильный выбор.
Приоритетное значение придается формированию общекультурных компетенций и культуроцентричности социального образования, их взаимосвязи с профессиональными компетенциями, что соответствует требованиям современного развития общества.
В основе российской модели компетентностного подхода лежит определение социальной и культурной функций образования приоритетными, основными факторами формирования личностного потенциала студента. Простой истиной является то, что образование не может ориентироваться только на объем знаний; наряду с ним, в качестве одной из основных составляющих следует считать формирование ценностей. Поэтому, в стандартах органично сочетаются задачи обучения и воспитания. Учебное заведение должно способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Развитие подрастающего поколения в современной России зависит от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений.
Среда образовательного учреждения – часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.
В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов. В ходе профессионального воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд задач:
формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
формирование социальной компетентности
.
Успех на конкурентном образовательном рынке обеспечен тому учебному заведению, которое обеспечивает высокое качество подготовки специалистов, создает положительный имидж, репутацию, как самого образовательного учреждения, так и его выпускников.
3. Модель выпускника техникума
Модель профессионально-компетентностного работника должна включать такие аспекты как: высокий уровень профессиональных знаний, стремление и возможность их совершенствовать, развитие профессиональных умений и навыков, навыков общения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации.
Важно выпустить специалиста, обладающего:
способностью работать самостоятельно, без постоянного руководства;
способностью брать на себя ответственность по собственной инициативе;
способностью проявлять инициативу, настойчивость;
готовностью замечать проблемы, связанные с достижением поставленной цели, искать пути их решения;
умением анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
способностью осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
умением принимать решения на основе здравых суждений; умением включаться в ситуации руководства, общения и понимания людей, прогнозирования, координации действий с коллегами, социальные ситуации и групповые процессы.
Выпускник техникума должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области своей профессиональной деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, стремиться к постоянному профессиональному росту.
4. Концептуальные основы организации воспитания в образовательном
учреждении
В свете изменений, происходящих в современном российском обществе, становится очевидной потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Одним из важнейших компонентов образовательного процесса является воспитательная деятельность студентов. Эта деятельность является, с одной стороны, условием, а с другой – средством обновления и совершенствования качества подготовки будущего специалиста, предусматриваемого требованиями современного общества. Можно выделить следующие основы организации воспитательной деятельности:
воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно ориентированного и индивидуалистического типов личности;
плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно-деятельностная направленность
образования;
понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, то есть соответствующей среды, воспитательного
пространства;
активное использование компетентностного подхода. Принципы организации воспитания студентов:
реализация воспитательной функции в единстве учебной и внеучебной деятельности;
ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;
сохранение и развитие традиций техникума;
гибкость системы воспитания студентов в техникуме, возможность ее саморазвития;
использование принципа демократизма, предполагающего педагогику сотрудничества;
усиление социальной активности, предполагающей активное включение студентов в общественно-политическую жизнь города, области;
поддержка и развитие научно-исследовательского творчества студентов;
создание и развитие органов студенческого самоуправления.
Условия организации воспитательной деятельности:
мотивационные – стимулирование участников воспитательной деятельности, создание атмосферы позитивного отношения к научноисследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области внеучебной деятельности среди студентов и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;
кадровые – подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства воспитательной деятельностью;
материально-технические – создание необходимой учебноматериальной базы для развития вне учебной деятельности;
нормативно-правовые – наличие документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права студентов на участие вовне учебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями техникума и студенческими научными и общественными объединениями;
информационные – освящение основных направлений и достижений воспитательной деятельности;
организационные – обеспечение качественного профессионального отбора одаренных и талантливых студентов, привлечение наиболее способных студентов к решению воспитательных проблем.
5. Профессиональное воспитание
Цель: Воспитание трудолюбия, ответственности за результаты труда, формирование способности к социальному, деятельностному самоопределению на основе выбора профессии.
Задачи:
Развивать осознание и осмысление значения профессии технического и экономического направления.
Способствовать формированию личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
Способствовать формированию профессиональных способностей: инициативности, самостоятельности, коммуникабельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Социометрическое исследование по выявлению микрогрупп в студенческом коллективе, их лидеров | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2. | Анкетирование «Матрица профессий» | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Традиционный праздник «Посвящение в студенты» | Октябрь | Педагог-организатор |
4. | Участие в конкурсах профмастерства по специальностям, т.ч. по стандартам WS | По отдельному графику | Зам. директора по УПР |
5. | Проведение тематических классных часов: «Первый шаг к профессии»; «Почему я выбрал эту профессию »; | В течение года | Классные руководители, мастера п/о |
6. | Совместная работа с городским центром занятости населения по трудоустройству выпускников | В течение года | Зам. директора по УПР Зав. отделениями |
7. | Организация и проведение научно-практических конференций по итогам производственной практики | Март-май | Зам. директора по УПР Зав. отделениями |
8. | Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства | В течение года | Зав. отделениями Преподаватели |
9. | Анализ трудоустройства выпускников | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по УПР |
10. | Проведение Дня открытых дверей для абитуриентов | Февраль-март | Зам. директора по УВР, отв. Секретарь приемной комиссии |
11. | Проведение субботников, генеральных уборок в техникуме и в мастерских и лабораториях | В течение года | Зам. директора по УПР Зав. отделениями |
12. | Привлечение студентов к профориентационной работе в школах города и района | В течение года | Зам. директора по УВР Ответственный секретарь приемной комиссии |
13. | Проведение мероприятий в школах города с целью профориентационной работы | В течение года | Зам. директора по УВР, УПР, классные руководители, руководители кружков |
14. | Участие студентов совместно с преподавателями и мастерами п/о в родительских собраниях по внедрению проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом» | Сентябрь Май | Зам. директора по УВР, УПР, преподаватели, мастера п/о |
15. | Совместная работа с Центром внешкольной работы по обучению на базе техникума школьников 5-7 классов в кружках по профессиям, реализуемых в техникуме: -Мехатроника -Сетевое и системное администрирование -Инженерная графика -Поварское дело - Предпринимательство -Робототехника | Сентябрь-май | Директор ЦВР Зам. директора по УВР Преподаватели Мастера п/о |
16. | Участие в акциях «День предпринимателя», «Праздник труда» | В течение года | Зам. директора по УПР, УВР |
17. | В рамках сотрудничества с предпринимателями организовать праздничные поздравления к общероссийским праздникам | В течение года | Зам. директора по УПР, УВР |
18. | Торжественное вручение дипломов выпускникам | Июнь | Зам. директора по УВР, классные руководители и мастера п/о выпускных групп, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
Заместитель директора по УВР Е. Б. Зверобоева