АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 104»
«Согласовано» Руководитель ШМО __________________ ФИО Протокол №__ от ___201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 104» ________________________ ФИО от «___» ______ 201___ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«ООШ № 104» ____________Артюшина Е.И. ФИО Приказ № __от «__ » ____ 201_г. |
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
для работы со слабоуспевющими детьми
Дмитриевой Галины Александровны
Ф.И.О., категория
По БИОЛОГИИ, 8-9 КЛАССы
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___
«__»_______________2019г.
2019 – 2020 учебный год
Цель:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении биологии;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Основные направления работы:
создание благоприятной атмосферы на уроке;
своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультациях;
изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: Определение фактического уровня знаний детей; Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | сентябрь |
2. | Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком; | сентябрь |
3. | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости; | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. | Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | в течение учебного года. |
5. | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | в течение учебного года. |
6. | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | в течение учебного года. |
7. | Использование разноуровневых тестов, различных форм работы на уроке. | в течение учебного года. |
8. | Беседа с родителями учащихся с целью организации индивидуальной помощи. | в течение учебного года. |
9. | Координация работы с учителями предметниками, работающих в этих классах. | в течение учебного года. |
Типы слабоуспевающих учащихся:
1 тип. Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть...; отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их рассуждать.
2 тип. Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.
Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.
Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.
3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.
Подтипы:
А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.
Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.
Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия.
2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости.
3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.
Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.
Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).
Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.
Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися:
в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;
учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;
активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную;
при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план
ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;
ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал;
при опросе создаются специальные ситуации успеха;
периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал;
входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности;
концентрировать внимание на наиболее важных и сложных
разделах изучаемой темы;
даются упражнения, направленные на устранение ошибок,
допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в Интернете;
контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;
каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
Отчет о работе со слабоуспевающими детьми за 1 четверть 2019-2020 уч.года
№ п.п. | ФИО | Класс | Причины неуспеваемости | Формы ликвидации пробелов | Использованные виды опроса | Результат работы |
1 | Рожкова Дарья | 5 | Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях | Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком | Устный | Повышение уровня знаний с хорошего до отличного |
2 | Толчева Ирина | 5 | Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях | Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком | Устный | Повышение уровня знаний с хорошего до отличного |
3 | Бобанова Диана | 5 | Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях | Индивидуальные консультации | Устный | Повышение уровня знаний с низкого до среднего |
4 | Щербаков Николай | 6 | Слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе | Индивидуальные консультации | Письменный | Повышение уровня знаний с низкого до среднего |
5 | Соловьев Александр | 9 | Низкая активность во время уроков, слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе | Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока | Устный | Повышение уровня знаний с низкого до среднего |