Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное учреждение дополнительного образования
Республики Саха (Якутия)
Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по МР ГАУ ДО РС (Я) ЦО и ОД «Сосновый бор» _____________ Слепцова Г.Е. «___»______________2019 г. . | УТВЕРЖДАЮ директор ГАУ ДО РС (Я) ЦО и ОД «Сосновый бор» _____________Я. Н. Иванова «____»______________ 2019 г. |
ПРОГРАММА
республиканской летней смены исследовательского направления «Необычное в обычном»
Возрастной состав детей: 6,6-17 лет
Сроки реализации: 10 июля – 30 июля 2019 года
Якутск 2019
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Информационная карта Программы
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Направления деятельности, формы и методы реализации Программы
Содержание Программы
Предполагаемые результаты Программы. Критерии достижения и показатели результатов.
Режим дня.
Планирование работы. План-сетка смены, расписание спецкурсов,
наименование спецкурсов
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
«Необычное в обычном»:
Наименование программы | «Необычное в обычном: Программа профильной смены ДОЛ «Энергетик» ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» (далее Программа) |
Тип лагеря | Стационарный образовательно-оздоровительный (дополнительная летняя площадка) |
Финансовое обеспечение | Программа финансируется из бюджетных средств Республики Саха (Якутия) и внебюджетных средств |
Цели | Стимулирование самостоятельной исследовательской и экспериментальной активности ребенка через проектно-исследовательскую деятельность по биологии, географии и физической культуре. |
Задачи | Стимулировать познавательную деятельность учащихся путем постановки проблемных заданий; Повысить у детей уровень развития потребности к постоянному поиску и получению новых знаний; Воспитывать у детей чувства ответственности за выполнение самостоятельной работы, направленной за закрепление знаний полученных в ходе обучения. Содействовать обретению детьми навыков анализа и систематизации своей деятельности; Формировать и развить у детей мотивацию к школьному обучению, повысить уровень значимости знаний, умений и навыков через организацию игровой деятельности; Формировать навыки исследовательской работы на основе самостоятельной поисковой деятельности школьников; |
Сроки реализации | с 10 июля по 30 июля 2019 года |
Место проведения | г. Якутск, Покровский тракт 16 км. |
Директор учреждения | Иванова Яна Николаевна |
Начальник смены | Егорова Надежда Андреевна |
Количество участников | 240 детей. |
Участники | Обучающиеся школ Республики Саха (Якутия). |
География участников | г. Якутск, районы Республики Саха (Якутия) |
Возраст детей | От 6,6 до 17 лет включительно |
Условия размещения | Число зданий и сооружений — 11 Количество классных комнат — 4 Жилые корпуса – 7 Клуб – 1 Столовая рассчитана на100 посадочных мест. Медицинский пункт – 1 Спортивные площадки для занятий разными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика). Бассейн, душевая. Детская игровая площадка. Контрольно-пропускной пункт - 1 Размер земельного участка - 14000 кв. м |
Оценка эффективности программы | 100% оздоровление детей Личностный рост участников за счет участия в различных творческих мероприятиях и спортивных конкурсах. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего Центра. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках Центра, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа Центра наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Программа профильной смены «Необычное в обычном» ДОЛ «Энергетик» ГАУ ДО РС(Я) ЦООД «Сосновый бор» поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
Программа исследовательской и экспериментальной работы учащихся – это самая удачная форма реализации экологического воспитания, которая позволит осуществлить переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильной смены, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Программа «Необычное в обычном» наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. В этом и заключается особенность нашей программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
Стимулирование самостоятельной исследовательской и экспериментальной активности ребенка через проектно-исследовательскую деятельность по биологии, географии и физической культуре.
Задачи:
Стимулировать познавательную деятельность учащихся путем постановки проблемных заданий;
Повысить у детей уровень развития потребности к постоянному поиску и получению новых знаний;
Воспитывать у детей чувства ответственности за выполнение самостоятельной работы, направленной за закрепление знаний полученных в ходе обучения.
Содействовать обретению детьми навыков анализа и систематизации своей деятельности;
Формировать и развить у детей мотивацию к школьному обучению, повысить уровень значимости знаний, умений и навыков через организацию игровой деятельности;
Формировать навыки исследовательской работы на основе самостоятельной поисковой деятельности школьников;
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
а) проведение исследовательской работы
Этапы | Содержание этапа |
Подготовительный: | Этап проходит в первые три дня. Ребятам рассказывают об исследовательской работе, учат ее проводить; они разбиваются на МИГи (малые исследовательские группы), выбирают тему, выдвигают гипотезу, разрабатывают программу исследования. |
Основной | Во время пребывания в лагере, на экскурсиях и между ними: сбор материала по теме исследования и обобщение полученных данных. |
Оформление работы | В последние 2-3 дня пребывания в Центре работа оформляется в альбом (в рукописном варианте). |
Защита работы | Происходит в предпоследний день пребывания в Центре. |
На смене будут реализованы дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям разработанные педагогами Центра
Физкультурно-спортивные - приобщающие к здоровому образу жизнедеятельности;
Естественно-научные – развивающие навыки исследовательской работы, способствующие расширению знаний по естественным наукам.
Ребята узнают необычное в обычных и привычных предметах и явлениях. Они учатся задавать вопросы, искать на них ответы, проводят опыты и эксперименты, создавая простейшие механизмы и закладывая основы исследовательского и изобретательского мышления.
Дети знакомятся с окружающим миром в форме игровой деятельности, позволяющей увидеть захватывающие особенности повседневной действительности, что мотивирует на дальнейшее исследование и изучение мира. Увлекательное действие и яркость игр, созданных с помощью самых современных flash-технологий, расширяют кругозор и прививают интерес к познавательной деятельности. Обучение позволит ребятам совершить свои первые шаги в мир научно-технического творчества.
б) охрана и укрепление здоровья;
Для реализации задач этого направления будут проведены следующие мероприятия:
Укрепление здоровья и закаливание детей, организация рационального распорядка дня, обеспечивающего оптимальный режим оздоровительных мероприятий, определенное соотношение физических нагрузок, труда, отдыха.
Организация рационального пятиразового питания.
Проведение мероприятий, повышающих неспецифическую устойчивость организма: закаливающих процедур, водные процедуры, купание, занятий физкультурой и спортом, туризмом.
Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье. Просветительство (часы здоровья, беседы медработников, проблемные беседы или дискуссии и другое медико-санитарное просвещение);
Текущее медицинское обслуживание (светолечение, кислородотерапия, витаминный чай), санитарно - гигиеническое обеспечение с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Введение в отрядную жизнь элементов здоровьесберегающей педагогики (музыка, освещение, зоны отдыха и работы, физкультминутки, релаксационные упражнения);
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ
Реализация смены состоит из нескольких этапов, соответствующих периодам жизни Центра.
Организационный период (2 дня)
Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям Центра. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование отрядов, выборы органов самоуправления, запуск проектов.
Основной период (16 дней)
На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по направлениям:
реализация основной идеи проектной деятелньости;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, кружки по интересам;
оздоровительные мероприятия;
организация деятельности органов самоуправления.
Заключительный период смены (3 дня)
Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского Центра в будущем, выработка перспектив деятельности Центра, закрытие смены.
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Измененение отношения детей к исследовательской деятельности, стимулирование их активности на разных этапах. Количество детей занимавшихся исследованиями.
Поддержка контакта между исследовательской группой и ее руководителем.
Обучение детей умению выдвигать и рассматривать максимально возможное количество вариантов решения задач, выделять и анализировать «плюсы» и «минусы» рассматриваемых вариантов.
Участники смены приобретут опыт самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, научатся объективно оценивать свои знания и применять их на практике.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Критерии эффективности функционирования смены Центра:
количество участников профильной смены, вновь стремящихся попасть в смены Центра;
количество участников, успешно реализующих намеченные в Центре планы на этапе последействия;
количество участников, образовавших или вступивших в сетевые сообщества;
реальная детская самостоятельность (что ребенок может предложить и реализовать);
достижения детей;
защищенность и комфортность пребывания ребят в Центре;
репутация Центра (команды, проводящей смену).
Проводятся опросы детей, касающиеся удовлетворенности ребят сменой, деятельностью, изучаются изменения, происходящие с ребятами в Центре, а также исследуется отношение ребят к окружающим. При анализе жизнедеятельности Центра используются: анкетирование, наблюдение, интервью, беседы.
Диагностика осуществляется в три этапа:
на начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (анкета заезда и анкета «Твои ожидания от Центра»);
промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы (ассоциация «Дерево настроения», отрядные и рейтинги настроения);
итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы, её эффективность и уровень (анкета «Оправдались ли твои ожидания от смены», таблица личностного роста, анкета «Как ты относишься…», анкета комфортности, психологического и эмоционального настроя детей в отряде).
Диагностика необходима на протяжении всей смены: на «огоньках», после коллективных дел, перед проведением мероприятия, по окончании профильной смены.
При оценке эффективности профильных смен и их последействия могут быть использованы следующие показатели:
1) сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;
2) трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта;
3) укрепление (развитие) социальных связей;
4) формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело;
5) компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);
6) ощущение удовлетворения от своего участия в работе смены и от достигнутых за время лагерной смены результатов, так и от последействий участия в профильной смене. Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю, заинтересованность инвесторов в финансировании.
7. РЕЖИМ ДНЯ
8:00 – 8:30 | Подъем, утренние режимные моменты |
8:30 – 8:45 | Зарядка бодрости |
8:45 – 9:00 | Утренняя линейка |
9:00 – 9:30 09:30 – 10:00 | Завтрак Уборка комнаты |
| |
10:00 – 12:30 | Занятия по дополнительному образованию, языковые спецкурсы, лечебные процедуры, веревочный парк, экскурсии (по графику) |
13:00 – 14:00 | Обед |
14:00 – 16:00 | Тихий час |
16:00 – 16:30 | Полдник |
16:30 – 18:00 | Занятия по проектной деятельности КТД (коллективно-творческое дело) |
18:30 – 19:30 | Ужин |
20:00 – 21:00 | Мероприятия (отрядная работа, КТД, вечерний огонек) |
21:00 – 21:30 | Поздний ужин |
21:30 – 22:00 | Время личной гигиены |
22.00 | Отбой |
| |
ПЛАН-СЕТКА
республиканской летней смены естественно-научного направления
«Необычное в обычном»
Место проведения: ДОЛ «Энергетик» ГАУ ДО РС(Я) ЦООД «Сосновый бор»
Адрес: г. Якутск, Покровский тракт 16 км.
Сроки: 10 июля – 30 июля 2019 года
Участники: учащиеся Республики Саха (Якутия).
Количество: 240 участников.
Кураторы смены:
Дата | Время | Мероприятия | Место | Ответственные |
10 июля (среда) День заезда | 10:00-17:00 | Заезд, регистрация, медосмотр, распределение по отрядам | Администрация | Егорова Н.А. Педагоги Медики Вожатые |
17:00-18:00 | Встреча с администрацией, ознакомление с программой смены и правилами пребывания. Инструктаж по ТБ, ТПБ. Страхование жизни | Клуб | Егорова Н.А. |
19:00-21:00 | Отрядная работа: выбор тематики отряда, членов самоуправления в отряде, игры на знакомство и сплочение Принятие законов и правил проживания | Жилые корпуса | Вожатые |
11 июля (четверг) День знакомства | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, лечебные и водные процедуры | Администрация, медпункт, бассейн | Педагоги ДО, врач, плаврук |
16:00-18:00 | Игры по станциям | Территория лагеря | Вожатые |
20:00-21:00 | Репетиция открытия смены | Линейка | Вожатые |
12 июля (пятница) День открытия | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, врач, плаврук, физрук |
16:30-18:00 | Открытие второй смены | Линейка | Вожатые |
20:00-21:30 | Дискотека | Клуб | Вожатые |
13 июля (суббота) День талантов | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Шоу талантов | Клуб | Вожатые |
14 июля (воскресенье) День рекордов | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Гиннес шоу | Клуб | Вожатые |
15 июля (понедельник) День песни | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Песенный конкурс | Клуб | Вожатые |
16 июля (вторник) День предпринимательства | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Бродвей шоу | Клуб | Вожатые |
17 июля (среда) День импровизация | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Шоу импровизация | Клуб | Вожатые |
18 июля (четверг) День веселья | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Дискотека | Клуб | Вожатые |
19 июля (пятница) День сказки | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Сказка | Клуб | Вожатые |
20 июля (суббота) День спорта | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Открытие Спартакиады | Клуб | Вожатые |
21 июля (воскресенье) День спорта | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Закрытие Спартакиады | Клуб | Вожатые |
22 июля (понедельник) День танцев | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Стартинейджер | Клуб | Вожатые |
23 июля (вторник) День знаний | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Викторина | Клуб | Вожатые |
24 июля (среда) День смеха | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Камеди баттл | Клуб | Вожатые |
25 июля (четверг) День чистого творчества | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Шишечка | Клуб | Вожатые |
26 июля (пятница) День радости | 10:00-12:30 | Занятия по доп. образованию, веревочный парк, лечебные и водные процедуры | Администрация, веревочный парк, медпункт, бассейн. | Педагоги ДО, физрук, врач, плаврук |
16:30-18:00 | Занятия по проектной деятельности, велокружок, отрядные дела | Администрация, баскетбольное поле, жилые корпуса | Педагоги ДО, физрук, вожатые |
20:00-21:00 | Подготовка к Мисс и Мистер | Клуб | Вожатые |
27 июля (суббота) День красоты | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Мисс и Мистер | Клуб | Вожатые |
28 июля (воскресенье) День признания | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, плаврук |
16:30-18:00 | Отрядные дела | Жилые корпуса | Вожатые |
20:00-21:00 | Последняя общелагерная свеча | Клуб | Вожатые |
29 июля (понедельник) День прощания | 10:00-12:30 | Лечебные и водные процедуры | Медпункт, бассейн | Врач, бассейн |
16:30-18:00 | Закрытие второй смены | Линейка | Вожатые |
20:00-21:00 | Дискотека | Клуб | Вожатые |
30 июля (вторник) | 9:00-11:00 | Уборка | Жилые корпуса | Вожатые |
11:00 | Разъезд | Территория лагеря | Вожатые |