Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: БД.01. Русский язык
код, специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2021
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ПРОГРАММЫ | УЧЕБНОЙ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | РЕЗУЛЬТАТОВ | ОСВОЕНИЯ | 15 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 Русский язык является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1 − воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л2 − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Л3 − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Л4 − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л5 − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Л6 − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
М1 − владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
М2 − владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
М3 − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
М4 − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
М5 − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М6 − умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
П1 − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
П2 − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
П3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П6 − сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
П7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
П8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П9 − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
П10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося | 162 часа |
включая: | |
обязательная аудиторная учебная нагрузка | 121 час |
самостоятельная работа | 29 часов |
консультации | 12 часов |
ВСЕГО | 162 часа |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 121 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 1 |
Консультации (всего) | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
подготовка докладов и сообщений | 4 |
лингвистическая работа с текстом | 25 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уро- вень освоен ия |
1 | 2 | | |
Введение | Содержание учебного материала | | 2 |
1. | Русский язык в современном мире. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 2 |
Раздел 1. | Язык и речь, функциональные стили речи | 20 | |
Тема 1.1. Язык и речь | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
2. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. |
Тема 1.2. Функциональные стили речи. Типы речи | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
3. | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера |
| использования. |
4. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. |
5. | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: |
| заявление, доверенность, расписка, резюме и др. |
6. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы |
7. 8. | ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно- выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, |
| аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. |
9 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте |
| различных типов речи. |
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | |
Темы доклада или сообщения: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом», «Языковой вкус. Языковая норма. |
Языковая агрессия», «Языковой портрет современника», «Виды делового общения, их языковые особенности», |
| «Языковые особенности научного стиля речи», «Особенности художественного стиля», «Публицистический стиль: языковые особенности, сфера употребления», «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи», «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы», «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». Лингвистический анализ текста: стили речи и типы текста. | | |
Раздел 2. | Фонетика, орфоэпия, графика и орфография | 12 | |
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, графика | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
10 11 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. |
Тема 2.2. Орфография | Содержание учебного материала | 6 | |
12 13 14 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Буквы Ё и О после шипящих и Ц. Буквы И-Ы после Ц. Правописание приставок на –З, -С. Правописание И-Ы после приставок. Буквы Ь и Ъ. Употребление Ь для обозначения на письме мягких согласных. Употребление Ь для обозначения грамматических форм. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение орфограмм. | 2 | |
Раздел 3 | Лексикология и фразеология | 18 |
Тема 3.1. Лексикология | Содержание учебного материала | 10 | 2,3 |
15 16 17 18 19 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского |
| | речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста. | 2 | |
Тема 3.2. Фразеология | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
20 21 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. |
Самостоятельная работа обучающихся: доклад или сообщение на тему «Источники фразеологизмов», «Из истории фразеологизмов». | 2 | |
Раздел 4 | Морфемика, словообразование, орфография | 14 | |
Тема 4.1. Морфемика и словообразование | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
22 23 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста. | 2 | |
Тема 4.2. Орфография | Содержание учебного материала | 7 | 2,3 |
24 25 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. Контрольная работа за 1 семестр. |
1 | Правописание сложных слов. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение орфограмм в корнях и приставках. | 1 | |
Раздел 5 | Морфология и орфография | 44 | |
Тема 5.1. Грамматические признаки слова | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
2 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 5.2. Имя существительное | 3 | Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.3. Имя прилагательное | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
4 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. |
Тема 5.4. Имя числительное | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
5 | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: склонение числительных. | 2 | |
Тема 5.5. Местоимение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
6 | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение изученных орфограмм и морфологический разбор имен. | 2 | |
Тема 5.6. Глагол | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
7 8 | Грамматические признаки глагола. Правописание личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Правописание суффиксов глагола. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: употребление и правописание глаголов. | 2 | |
Тема 5.7. Причастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
9 10 | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Морфологический разбор причастия. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. |
| | Синонимия причастий. | | |
Тема 5.8. Деепричастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
11 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение изученных орфограмм в глагольных формах. | 2 | |
Тема 5.9. Наречие и слова категории состояния | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
12 13 | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния, их грамматические признаки. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение изученных орфограмм в наречиях. | 2 | |
Тема 5.10. Предлог как часть речи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
14 | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. |
Тема 5.11. Союз как часть речи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
15 | Правописание союзов. Отличие союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. |
Тема 5.12. Частица как часть речи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
16 | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: графическое объяснение изученных орфограмм в служебных частях речи и словах-омонимах. | 2 | |
Тема 5.13. Междометия и звукоподража- тельные слова | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
17 | Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. |
Раздел 6 | Синтаксис и пунктуация | 40 | |
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
18 | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. |
Тема 6.2. Словосочетание | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
19 | Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. |
Тема 6.3. Простое предложение | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
20 21 22 | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. |
Тема 6.4. Осложненное простое предложение | Содержание учебного материала | 8 | 2,3 |
23 24 25 26 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи |
| | предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. Лингвистический анализ текста: знаки препинания в простом осложненном предложении. | 2 | |
Тема 6.5. Сложносочинен ное предложение | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
27 28 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. |
Тема 6.6. Сложноподчинен ное предложение | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
29. 30. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Сложноподчиненные предложения с разными видами связи. |
Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
31 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. |
Тема 6.8. Сложное предложение с разными видами связи | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
32 33. | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Сообщение на темы: «Синонимика простых и сложных предложений», «Употребление сложных предложений в тексте», «Период как стилистическая фигура речи». | 2 | |
Тема 6.9. Способы передачи чужой речи | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
34 35 | Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. |
Консультации | | 12 | |
| Всего: | 162 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
№ п/п | Оборудование | Технические средства обучения | Количество рабочих мест |
1 | Рабочие места обучающихся | | 30 |
2 | Рабочее место преподавателя | | 1 |
3 | Компьютер с установленным ПО, подключением к Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду Университета | Программное обеспечение 1Спредприятие 8 Dr. web Microsoft Office 2016 Windjview Skype for business 2016 Microsoft Silverlight 7-zip Chrome | 1 |
4 | Экран | | 1 |
5 | Проектор | | 1 |
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. – М. «Русское слово», 2019.
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр
«Академия», 2019. — 224 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=411007
Современный русский язык: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Глазков, Е.А. Глазкова, Т.В. Лапутина, Н.Ю. Муравьева; под редакцией Н.Ю. Муравьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/441960
Дополнительные
1. Скибицкая И. Ю. Русский язык для экономистов: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Ю. Скибицкая. – Москва: Юрайт, 2020.
2. Антонова Е. С. Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.
— 416 с.
Интернет ресурсы
Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/
Электронно-библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://urait.ru/
Электронно- библиотечная система «Академия» - Режим доступа: https://academia- library.ru/
Справочная служба русского языка - Режим доступа: http://gramota.ru/
Словари русского языка - Режим доступа: http://www.slovari.ru
Электронно-библиотечная система «Знаниум» - Режим доступа: https://znanium.com/
Толковый словарь русского языка. - Режим доступа: https://www.vedu.ru/expdic/
Информационно-образовательный портал Русофил. Режим доступа: http://www.russofile.ru/index.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Колледж, реализующий подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – личностных, метапредметных, предметных.
Текущий контроль проводится преподавателями в форме тестирования, письменного и устного опроса, самостоятельной работы, контрольной работы.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 семестра в форме контрольной работы. Итоговой формой контроля является экзамен.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются колледжем и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Фонды оценочных средств (ФОС, КОС) разрабатываются колледжем. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: | |
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; | Оценка результатов наблюдений поведенческих навыков в ходе обучения; устные и письменные опросы; контрольная работа; экзамен. |
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; |
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; |
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; |
метапредметных: |
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; | Письменные и устные опросы; самостоятельные работы; контрольная работа; экзамен |
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, |
использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | |
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; |
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; |
предметных: |
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; | Письменные и устные опросы; самостоятельные работы; тестирование; контрольная работа; экзамен. Методы оценки результатов обучения: – традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которой выставляется итоговая отметка. |
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; |
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; |
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; |
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; |
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; |
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
5