СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по математике для 10—11-х классов по теме «Избранные вопросы математики».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для подготовки к ЕГЭ учащихся 10-11 класс. Автор учебника Смирнова.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по математике для 10—11-х классов по теме «Избранные вопросы математики».»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей

математики и информатики

Протокол №1 от 28.08.19

Руководитель МО


_____________ Гаманкова К. Л.

Согласовано

Заместитель директора по учебно-воспитательной

работе


__________Михайлова О.П.


«29 » августа 2019 г.

Утверждено

Приказ № 130

по МБОУ СОШ № 24 от 30.08.2018

Директор МБОУ СОШ №24


_____________ Тарасова Н.Ю .


«30» августа 2019г.








Рабочая программа спецкурса по «Математике»

Образовательная область «математика».

Среднее общее образование, 10-11 класс

Срок реализации программы: 2 года











Разработала:

Непомнящая И.Н., учитель математики


Ст.Суворовская







Программа спецкурса по математике для 10—11-х классов по теме «Избранные вопросы математики».

Пояснительная записка

  1. Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Мордкович А.Г.. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник, - М.: Мнемозина,


Цель программы:

  • создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 10-11 классов.

  • формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;

  • систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;

  • развивать математические способности учащихся;

  • способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.


Ведущие формы и методы, технологии обучения


  • привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций;

  • использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев, КВН и др.;

  • изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы;

  • использование компьютерных, тестовых и других технологий;


Общая характеристика учебного предмета



В общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной,



применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Место предмета в учебном плане:

1 час в неделю. Всего – 35 часов.

Срок реализации программы – 2 года (10 класс), 1 год (11 класс)


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.


Содержание тем учебного курса

Содержание программы

10 класс

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Рациональные уравнения и неравенства-3 часа

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.

Решение текстовых задач-6 часов

Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.

Корень степени n – 2 часа

Функция у =  х и ее график.

Логарифмы – 6 часов

Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства – 6 часов

Показательные уравнения. 
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.

Синус и косинус угла – 2 часа

Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.

Тангенс и котангенс угла – 2 часа

Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.

Тригонометрические уравнения и неравенства

-5часов

Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.

Элементы теории вероятностей – 3 часа

Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.



Содержание программы

11 класс

Название раздела, темы

Теоретический раздел программы

Функции и их графики-5 часов

Основные способы преобразования графиков. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Разрывные функции.

Производная-5 часов

Непрерывность функций, имеющих производную. Дифференциал. Производная сложных функций. Производная обратной функции.

Применение производной –

5 часов

Теоремы о среднем. Производные высших порядков. Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота. Формула и ряд Тейлора.

Первообразная и интеграл –

6 часов

Замена переменной. Интегрирование по частям. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств – 13 часов

Уравнения с дополнительными условиями. Неравенства с дополнительными условиями. Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование областей существования функций. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса. Использование числовых неравенств. Использование производной для решения уравнений и неравенств. Уравнения с параметром. Неравенства с параметром.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 10-11 классах

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.


В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • основные приемы решений рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;

  • правила преобразований выражений, графиков функций;

  • способы решения текстовых и других задач;

  • четко основные определения, формулы и свойства;

уметь:

  • выполнять тождественные преобразования рациональных, логарифмических, тригонометрических и других выражений;

  • строить графики элементарных и более сложных функций;

  • решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса;

  • применять аппарат математического анализа к решению задач;







Учебно-тематический план

10 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов по теме

Рациональные уравнения. Неравенства.
Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу.
Корень многочлена.

3
1
1
1

Решение текстовых задач.
Задачи на проценты.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на совместную работу.
Разные задачи.

6
1
1
1
3

Корень степени n.
Функция у =  х и ее график.

2
2

Логарифмы.
Десятичные логарифмы.
Степенные функции.
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.

2
1
1
4

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Показательные и логарифмические неравенства.
Неравенства с модулем. Неравенства с параметром.
Графический способ решения уравнений и неравенств.

6
1
1
1
1
1
1

Синус и косинус угла.
Примеры использования арксинуса и арккосинуса.
Формулы для арксинуса и арккосинуса.

2
1
1

Тангенс и котангенс угла.
Примеры использования арктангенса и арккотангенса.
Формулы для арктангенса и арккотангенса.

2
1
1

Тригонометрические уравнения и неравенства.
Тригонометрические уравнения.
Замена неизвестного t = sin x + cos x.
Тригонометрические неравенства.
Уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром.

5
1
1
1
1
1

Элементы теории вероятностей.
Математическое ожидание.
Сложный опыт.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.

3
1
1
1

Итого

35 часов



Учебно-тематический план

11 класс

Название раздела, темы

Количество часов по теме

Функции и их графики
Основные способы преобразования графиков
Графики функций, связанных с модулем
Графики сложных функций
Разрывные функции
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5
1
1
1
1
1

Производная
Непрерывность функций, имеющих производную
Дифференциал. Дифференциальные уравнения
Производная сложных функций
Производная обратной функции
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5
1
1
1
1
1

Применение производной
Теоремы о среднем
Производные высших порядков 
Выпуклость и вогнутость графика функции. Асимптота
Формула и ряд Тейлора
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

5
1
1
1
1
1

Первообразная и интеграл
Замена переменной
Интегрирование по частям 
Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах
Понятие дифференциального уравнения
Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям
Решение заданий по теме из КИМов ЕГЭ

6
1
1
1

1
1
1

Уравнения. Неравенства. Системы. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств
Уравнения с дополнительными условиями
Неравенства с дополнительными условиями
Уравнения и неравенства с модулями
Метод интервалов для непрерывных функций
Использование областей существования функций
Использование неотрицательности функций
Использование ограниченности функций 
Использование свойств синуса и косинуса
Использование числовых неравенств 
Использование производной для решения уравнений и неравенств Уравнения с параметром 
Неравенства с параметром
Решение заданий по теме изКИМов ЕГЭ

13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого 35 часов




Список литературы по программе:.

  1. Р.Б.Райхмист. Графики функций. Задачи и упражнения. «Школа-пресс», Москва, 1997.

  2. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства с параметрами. «Просвещение», Москва, 1972.

  3. И.Т.Бородуля. Тригонометрические уравнения и неравенства. «Просвещение», Москва, 1998.

  4. А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Разноуровневые дидактические материалы.

  5. С.В.Кравцов и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных.

  6. М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений.

  7. М.И.Шабунин. Математика для поступающих в ВУЗы. Неравенства и системы неравенств.

  8. В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. Школьная программа.

  9. В.Г.Брагин, А.И.Грабовский. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия.

  10. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа, «Просвещение», 1990.

  11. В.С.Крамор, А.А.Михайлов. Тригонометрические функции, «Просвещение», 1983.

  12. А.Мерзляк и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу. 8-11 кл. «АСТ-ПРЕСС: Магистр-S», 1998.

  13. Л.О.Денищева и др. Учимся решать уравнения и неравенства. 10-11кл.

  14. М.И.Башмаков и др. Задачи по математике. Алгебра и анализ.

  15. Б.Г.Зив. Тесты по алгебре и началам анализа. 10-11кл.

  16. Р.Д.Лукин и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа..

  17. Г.Г.Левитас. Карточки для коррекции знаний по алгебре. 10-11кл.

  18. Е.С.Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 10-11кл.

  19. И.Т.Бородуля. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!