Программа тьюторского сопровождения как отражение интеграции общего и дополнительного образования
Составила:
Комогорова С.Н.
Цель: внедрение тьюторского сопровождения в образовательном процессе
. Задачи:
- научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы;
- научить учащегося жить в информационном обществе и использовать все его возможности;
- воспитать у учащегося такие качества, как: толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе;
- научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия.
Направления тьюторской деятельности
Социальное-возможности окружающего социума
совместная работа тьютора и учащегося по анализу инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения их ресурсности для реализации индивидуальной образовательной программы.
Предметное-возможности определённой предметности
расширение границ предметного знания старшеклассника через привлечение знаний других предметных областей.
Антропологическое
возможности личности
-осознание своих интересов, способностей, возможностей, ресурсов;
определение слабых и сильных сторон;
-развитие личностного потенциала, социальных компетнтностей.
Предмет, содержание, формы, средства тьюторского сопровождения
Предмет сопровождения
-готовность к самообразованию;
-готовность к решению проблем;
-готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
-готовность к социально- профессиональному самоопределению;
- коммуникативная и социальная компетентность
Содержание сопровождения:
- способность учащихся выявлять пробелы в знаниях при решении новой задачи;
- умение извлекать информацию из различных источников;
-самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленных задач;
- способность делать аргументированные выводы, принимать осознанные решения;
-умение продуктивно взаимодействовать с членами группы
Формы сопровождения:
- групповая;
-индивидуальная;
Средства
сопровождения:
-тренинги;
-тьюториалы;
-образовательные события;
-форумы успеха;
-образовательная картография;
-работа с портфолио;
-консультирование;
-профильные и профессиональные пробы;
-активизирующие методики Пряжникова
Функции тьюторского сопровождения
Диагностическая
-выявление мотивов и потребностей учащихся;
выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения;
диагностирование динамики изменений;
состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей;
диагностирование затруднений и ограничений;
мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения;
-оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения.
Организационно-деятельностная
-организация пространств совместной деятельности обучающихся;
- проведение установочных сообщений;
-формирование малых групп, команд;
-постановка задач для индивидуальной и групповой работы;
-организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии.
Проективная
-проектирование образовательной цели каждым обучающимся;
-соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося;
-определение ответственности старшеклассника за процесс и результаты обучения;
-разработка проектов индивидуальных учебных программ.
В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.
№ | Этапы программы | Задачи этапа | Зачади тьютора |
1. | Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа | - знакомство обучающихся с целями и этапами программы; - мотивация участников на создание ИОП. | 1. Информирование о целях и содержании программы «Планирование карьеры – начало пути». 2. Выявление и оформление образовательного заказа участника программы. 3. Определение совместно с обучающимся необходимых ресурсов соответствующих реализации поставленной цели. 4. Планирование и оформление совместно с обучающимся образовательных маршрутов соответствующих его цели обучения. 5. Выявление и привлечение, совместно с обучающимися, дополнительных образовательных ресурсов соответствующих поставленной цели. 6. Анализирует с обучающимся способы самоорганизации и формы контроля. |
2. | Инновационная стратегия планирования карьеры | - выявление профильных предпочтений участников. | 1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП. 2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции ИОП на соответствие поставленным целям и задачам. 3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями. 4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий. 5. Анализирует совместно с обучающимся эффективность образовательных ресурсов цели ИОП. 6. Организует освоение обучающимися навыков исследовательской и проектной деятельности посредством реализации ИОП, проекта. 7.Организует ситуацию выбора профиля обучения посредством: участия, обучающегося в практиках, стажировках, конференциях, фестивалях, сбора портфолио. |
3. | Профессии нового поколения. | -выявление профессиональных предпочтений участников. | 1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП. 2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции и реализации ИОП на соответствие поставленным целям и задачам. 3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями. 4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий. 5. Определяет совместно с обучающимся образовательные и профессиональные перспективы. 6. Координирует проектную и исследовательскую деятельность. 7. Организует освоение обучающихся различных способов профессиональной деятельности через экскурсии в учреждения высшего и среднего профессионального образования. |
4. | Проектирование и управление инновациями своей жизни. | - знакомство обучающихся с типологией карьерных процессов; - диагностика заявленных компетенций. | 1. Проводит мониторинг эффективности обучения по индивидуальной образовательной программе. 2. Анализирует выбор профильной направленности обучающегося. 3. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий. |
Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения
Направления деятельности | Формы сопровождения |
Информационно – просветительская деятельность (информирование участников образовательного процесса о возможностях и целях ИОП, направлениях деятельности профилей обучения). | Семинар-тренинг |
Инструктивно-методический семинар | |
Консультация | |
Экскурсия | |
Аналитическая деятельность (самоанализ и анализ своих способностей и склонностей, рефлексия хода реализации ИОП). | Рефлексия |
Консультация | |
Тренинг | |
Коррекционно-развивающая деятельность (коррекция, уточнение, конкретизация, усовершенствование обучающимися ИОП). | Консультация по коррекции ИОП |
Рефлексия | |
Дебаты | |
Проектно-исследовательская деятельность | Консультация по исследовательской и проектной деятельности, выстраиванию ИОП. |
Семинар | |
Мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности обучающихся по ИОП | Рефлексия и рефлексивный отчет (реализация ИОП, проектной и исследовательской работы). |
Диагностика | |
Методы тьюторского сопровождения:
- методы практикоориентированной деятельности
- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
- методы активного обучения,
- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
Критерии оценки достижения планируемых результатов
№ | Ожидаемый результат | Критерии | Форма мониторинга |
1. | У обучающихся развита готовность принять ответственность за выбор профиля обучения. | Обучающиеся готовы: - брать на себя ответственность при принятии решений; - планировать свою образовательную деятельность; - анализировать факторы успеха и неудач в деятельности; - осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности. | - Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося. -Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП. - Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП. - Тест на определение профессиональной направленности Дж. Голланда; соответствие его результатов выбранному профилю. - Тест самоотношения к профильной направленности. |
2. | Участники программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов. | Обучающиеся готовы: – структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности; - использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения собственных задач. | - Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося. -Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности. |
3. | Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения и владеют навыками проектирования и реализации индивидуальной программы образовательной деятельности. | Обучающиеся готовы: - осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности; - самостоятельно выявлять проблему и находить пути и средства ее решения; - публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения; - способность осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности; - формулировать цель и задачи на основе анализа перспектив личного и профессионального развития. Обучающиеся проявляют высокую активность и инициативность в мероприятиях программы. | - Анализ ИОП обучающегося. -Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности. - Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП и профильной направленности. |
Условия реализации программы
Реализация программы тьюторского сопровождения предполагает соблюдение следующих условий:
1. Индивидуализация учебного процесса. Обеспечивается за счет самостоятельного выбора обучающимися целей и форм реализации ИОП.
2. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Носителем тьюторской позиции педагог дополнительного и общего образования, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.
3. Расширение пространства социальной реализации обучающихся. Обеспечивается включением старшеклассников в различные формы публичных презентаций (конкурсы, фестивали, защиты проектов), организацией профессиональных проб, практик, стажировок.
4. Организация пространства образовательной рефлексии. Обеспечивается, прежде всего, особой педагогической позицией "тьютор". Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с обучающимся его образовательных целей и перспектив, анализ образовательной деятельности.