СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учителя-дефектолога 2 класс ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учителя-дефектолога для обучающихся 2 класса по программе ФГОС ОВЗ (вариант 7.1). Расчитана на 1 год, 2 раза в неделю, 68 ч. 

Просмотр содержимого документа
«Программа учителя-дефектолога 2 класс ЗПР»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Согласовано:


Зам. по УВР


__________________

Утверждаю:

Директор школы

_________________


Приказ № _________ г.














Рабочая программа


«Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы детей, обучающихся по адаптированным программам»



для 2 класса

ФГОС ОВЗ вариант 7.1



Составитель:

учитель-дефектолог:

Е.В. Герасименко














2019 г.

Пояснительная записка

Целью программы является развитие познавательных процессов младших школьников, улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

– формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю. Форма организации индивидуальное занятие.

Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.

Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов, курсов коррекционно развивающей области: «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение и развитие речи (Литературное чтение)».


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Планируемые результаты обучения по данной программе:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:

  • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

  • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;

  • овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

  • умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

  • сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.


Система оценки достижения планируемых результатов

  • входящая диагностика (1-15 сентября);

  • текущий мониторинг - контрольно-измерительные материалы: (проверочные работы, диктанты, анализ письменных работ);

  • итоговая диагностика (15-30 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.


Содержание коррекционного курса


Введение в программу - 2 ч.

Знакомство с программой и обучением.

Вводное занятие. Диагностика.

Числа от 1 до 100. Нумерация – 8 ч.

Числа от 1 до 20.

Родная страна.

Однозначные и двузначные числа. Природа и рукотворный мир.

Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. Неживая и живая природа.

Наименьшее трехзначное число. Сотня. Явления природы.

Задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30. Что такое погода?

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). В гости к осени.

Единица измерения длины – миллиметр. Осенние явления в неживой и живой природе родного края.

Стоимость предметов в пределах 100 р. Звёздное небо.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 31 ч.

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). Заглянем в кладовые земли.

Обратные задачи. Воздух.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Про воду.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Какие бывают растения.

Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Какие бывают животные.

Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. Невидимые нити.

Порядок действий. Скобки. Дикорастущие и культурные растения.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Дикие и домашние животные.

Периметр многоугольника. Комнатные растения.

Узоры и орнаменты на посуде.

Животные живого уголка.

Сочетательное свойство сложения. Числовые выражения. Про кошек и собак.

Переместительное свойство сложения. Домашние животные.

Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Красная книга Красноярского края.

Решение задач. Запись решения задачи в виде выражения. Будь природе другом.

Устные приёмы вычитания вида 30 – 7. Лекарственные растения.

Устные приёмы вычитания вида 60 – 24. Съедобные и ядовитые грибы.

Устные приёмы сложения вида 26 + 7. Что такое экономика.

Устные приёмы вычитания вида 35 – 8. Из чего что сделано?

Выражения с переменной. Как построить дом?

Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Какой бывает транспорт?

Письменный приём сложения вида 45 + 23. Все профессии важны.

Письменный приём вычитания вида 57 – 26. В гости к зиме.

Письменный приём сложения вида 37 + 48. Зимние погодные явления. Осадки.

Письменный приём вычитания вида 52-24. Мы - следопыты.

Проверка вычитания сложением и вычитанием. Строение тела человека.

Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Режим дня и личная гигиена.

Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Берегись автомобиля!

Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение текстовых задач. Школа пешехода.

Письменный приём сложения вида 37 + 48. Домашние опасности.

Письменный приём вычитания вида 52-24. Пожар.

«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

На воде и в лесу.





Умножение и деление - 7 ч.

Смысл действия умножения. Опасные незнакомцы.

Задачи на умножение.

Правила поведения у водоемов.

Название компонентов и результата умножения. Наша дружная семья.

Приёмы умножения 1 и 0.

Родословная.

Переместительное свойство умножения. Правила поведения в школе.

Деление. Конкретный смысл действия деление. Правила вежливости.

Названия компонентов и результата деления. Ты и твои друзья.

Табличное умножение и деление – 10 ч.

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Мы – зрители и пассажиры.

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Посмотри вокруг.

Приёмы умножения числа 2.

Ориентирование на местности.

Таблица деления на 2.

Формы земной поверхности.

Умножение числа 3 и на 3.

Водные богатства. Водоёмы Красноярского края.

Деление на 3.

В гости к весне.


Таблица деления на 3.

Весна.

Числовые выражения. Уравнения. Россия на карте.

Единицы длины.

Города России.

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

Повторение – 10 ч.

Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы).

Город на Неве.

Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы)

Карта России

Числовые выражения.

Уравнения.

Путешествие по планете.

Числовые выражения.

Уравнения.

Путешествие по материкам.

Умножение и деление.

Страны мира.

Умножение и деление.

Впереди лето.

Решение задач изученных видов. Лето.

Повторение пройденного за год.

Диагностика.









Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


Содержательные блоки тем

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение в программу.


2 ч

Слушают учителя-дефектолога (инструктаж).

Отвечают на вопросы по теме.

Выполняют задания по диагностике.

2

Числа от 1 до 100. Нумерация.


8 ч

Классифицируют предметы и слова;

Выявляют причинно-следственные связи в окружающем мире.

Образовывают, называют и записывают числа в пределах 100.

Сравнивают числа и записывают результат сравнения.

Обобщают, анализируют, сопоставляют понятия.

Устанавливают правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжают её, или восстанавливают пропущенные в ней числа.

Классифицируют (объединяют в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу;

Заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Классифицируют объекты природы по существенным признакам.

Различают объекты неживой и живой природы.

Устанавливают связи между живой и неживой природой.

Объясняют отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Решают задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30.

Наблюдают и описывают состояние погоды за окном кабинета.

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений.

Переводят одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений).

Сопоставляют картины осени на иллюстрациях с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии.

3

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание.


31 ч.

Заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Различают горные породы и минералы.

Составляют и решают задачи, обратные заданной.

Анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

Моделируют с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого;

Рассказывают о значении воды для растений, животных и человека.

Анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воды.

Описывают эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

Находят информацию об охране воды Красноярского края.

Моделируют с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого.

Устанавливают по схеме различия между группами растений.

Называют и классифицируют растения, осуществляют самопроверку;

Приводят примеры деревьев, кустарников, трав Красноярского края.

Моделируют и объясняют ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100

Выполняют устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.).

Сравнивают разные способы вычислений, выбирают наиболее удобный.

Соотносят группы животных и их существенные признаки.

Сравнивают животных (лягушек и жаб) выявляют зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Устанавливают взаимосвязи в природе, выявляют роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

Вычисляют значения выражений со скобками и без них, сравнивают два выражения.

Характеризуют предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; определять породы кошек и собак.

Обобщают, анализируют, сопоставляют понятия.

Применяют переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

Выполняют устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.).

Обнаруживают и устраняют логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задач.

Отмечают изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса.

Анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них, извлекают информацию из различных источников.

Вычисляют значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы.

Используют различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях.

Читают, записывают, и решают уравнения.

Классифицируют средства транспорта.

Применяют письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком.

Выполняют вычисления и проверку.

Рассказывают о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи.

Определяют названия профессий по характеру деятельности.

Наблюдать за зимними погодными явлениями;

Выбирают заготовки в форме квадрата, читают знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами.

Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Устанавливают связи между понятиями.

4

Умножение и деление.


7 ч.

Моделируют действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

Моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС.

Решают текстовые задачи на умножение.

Заменяют сложение умножением.

Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Рассказывают по семейным фотографиям и тематическим рисункам о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях.

Составляют родословное древо семьи.

Умножают 1 и 0 на число.

Используют переместительное свойство умножения при вычислениях.

Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения.

Формулируют правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Размышляют о морально-этических аспектах дружбы на примере пословиц народов России.

Формулируют правила этикета в гостях.


Табличное умножение и деление.

10 ч.

Используют связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.

Решают задачи с величинами цена, количество, стоимость.

Обобщают различные способы вычислений.

Выполнять умножение и деление.


Повторение.

10 ч.

Повторяют вышеперечисленные виды

учебной деятельности


Календарно-тематическое планирование

2 класс



Дата

Тема занятия

Содержание

Кол-во

часов



Введение в программу - 2 ч.


1


Знакомство с программой и обучением.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

2


Вводное занятие. Диагностика.

Начальная диагностика и тестирование.

1



Числа от 1 до 100. Нумерация – 8 ч.


3


Числа от 1 до 20.

Родная страна.

Упражнения на формирование умения:

- классифицировать предметы и слова;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- образовывать, называть и записывать числа в пределах 100;

- сравнивать числа и записывать результат сравнения;

- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн.

1

4


Однозначные и двузначные числа. Природа и рукотворный мир.

Упражнения на формирование умения:

- обобщать, анализировать, сопоставлять понятия;

- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа;

- классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу;

Формирование умения различать объекты природы и рукотворного мира.

1

5


Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. Неживая и живая природа.

Упражнения на формирование умения:

- владеть операциями анализа и синтеза;

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Формирование умения:

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/д живой и неживой природой;

1

6


Наименьшее трехзначное число. Сотня. Явления природы.

Упражнения на формирование умения:

- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

- различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

- приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

7


Задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30. Что такое погода?


Упражнения на формирование умения:

- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

- решать задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений.

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

8


Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). В гости к осени.

Упражнения на формирование умения:

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.


9


Единица измерения длины – миллиметр. Осенние явления в неживой и живой природе родного края.

Упражнения на формирование умения:

- переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии на уроке;

-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

10


Стоимость предметов в пределах 100 р. Звёздное небо.

Упражнения на формирование умения:

- сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея.

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1



Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 31 ч.


11


Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). Заглянем в кладовые земли.

Упражнения на формирование умения:

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- исследовать с помощью лупы состав гранита,

- рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

12


Обратные задачи. Воздух.

Упражнения на формирование умения:

- составлять и решать задачи, обратные заданной,

- рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;

-анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

13


Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Про воду.

Упражнения на формирование умения:

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого;

- рассказывать о значении воды для растений, животных и человека;

- анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;

-описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;

- находить информацию об охране воды Красноярского края.

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

14


Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Какие бывают растения.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

Формирование умения:

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

- называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав Красноярского края.


1

15


Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Какие бывают животные.

Упражнения на формирование умения:

- моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100;

- выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.).

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный;

- соотносить группы животных и их существенные признаки;

-сравнивать животных (лягушек и жаб) выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

- устанавливать взаимосвязи в природе;

- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

1

16


Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. Невидимые нити.

1

17


Порядок действий. Скобки. Дикорастущие и культурные растения.

Упражнения на формирование умения:

- читать и записывать числовые выражения в два действия;

- вычислять значения выражений со скобками и без них;

- сравнивать выражения;

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- классифицировать культурные растения по определённым признакам.

Формирование умения понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, таблиц.

1

18


Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Дикие и домашние животные.

Упражнения на формирование умения:

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи,

- устанавливать связи между понятиями;

- сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных.

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.


1

19


Периметр многоугольника. Комнатные растения.

Упражнения на формирование умения:

- вычислять периметр многоугольника;

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

1

20


Узоры и орнаменты на посуде.

Животные живого уголка.

Упражнения на формирование умения:

- определять и записывать закономерность в отобранных узорах;

- составлять узоры и орнаменты;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы.

1

21


Сочетательное свойство сложения. Числовые выражения. Про кошек и собак.

Упражнения на формирование умения:

- вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения;

- характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; определять породы кошек и собак.

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

22


Переместительное свойство сложения. Домашние животные.

Упражнения на формирование умения:

- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

- характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

23


Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Красная книга Красноярского края.

Упражнения на формирование умения:

- выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.);

- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

- предлагать и обсуждать меры по их охране.

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

24


Решение задач. Запись решения задачи в виде выражения. Будь природе другом.

Упражнения на формирование умения:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задач;

- отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса;

- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- извлекать информацию из различных источников.

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).



1

25


Устные приёмы вычитания вида 30 – 7. Лекарственные растения.

Упражнения на формирование умения:

- моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100;

- выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.);

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный;

- определять с помощью специальной литературы лекарственные растения.

- различать съедобные и ядовитые грибы.


1

26


Устные приёмы вычитания вида 60 – 24. Съедобные и ядовитые грибы.

1

27


Устные приёмы сложения вида 26 + 7. Что такое экономика.

Упражнения на формирование умения:

- записывать решения составных задач с помощью выражения;

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи;

- отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса;

- анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- классифицировать предметы по характеру материала;

- прослеживать производственные цепочки, моделировать их;

- приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

1

28


Устные приёмы вычитания вида 35 – 8. Из чего что сделано?

1

29


Выражения с переменной. Как построить дом?

Упражнения на формирование умения:

- вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы;

- использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях.

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов;

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

- рассказывать о строительных объектах в своём селе.

1

30


Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Какой бывает транспорт?


Упражнения на формирование умения:

- читать, записывать, и решать уравнения;

- классифицировать средства транспорта.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

31


Письменный приём сложения вида 45 + 23. Все профессии важны.


Упражнения на формирование умения:

- применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком;

- выполнять вычисления и проверку;

- рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

1

32


Письменный приём вычитания вида 57 – 26. В гости к зиме.

1

33


Письменный приём сложения вида 37 + 48. Зимние погодные явления. Осадки.

1

34


Письменный приём вычитания вида 52-24. Мы - следопыты.

1

35


Проверка вычитания сложением и вычитанием. Строение тела человека.

Упражнения на формирование умения:

- выполнять проверку правильности вычислений;

- использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений;

- называть и показывать внешние части тела человека;

- определять на муляже положение внутренних органов человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1

36


Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Режим дня и личная гигиена.

Упражнения на формирование умения:

- выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 100 (письменные вычисления);

- рассказывать о своём режиме дня;

- составлять рациональный режим дня школьника;

- формулировать правила личной гигиены.

Упражнения на развитие внимания.

1

37


Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Берегись автомобиля!

Упражнения на формирование умения:

- различать прямой, тупой и острый угол;

- чертить углы разных видов на клетчатой бумаге.

- моделировать сигналы светофоров;

- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- различать дорожные знаки;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

38


Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение текстовых задач. Школа пешехода.

Упражнения на формирование умения:

- решать текстовые задачи арифметическим способом;

- записывать решения с помощью выражения;

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи;

- формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя.

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.


1

39


Письменный приём сложения вида 37 + 48. Домашние опасности.

Упражнения на формирование умения:

- применять письменные приёмы сложения двузначных чисел с записью вычислений столбиком;

- выполнять вычисления и проверку;

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- формулировать правила безопасного поведения в быту.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

40


Письменный приём вычитания вида 52-24. Пожар.

Упражнения на формирование умения:

- применять письменные приёмы вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком;

- выполнять вычисления и проверку;

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

41


«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

На воде и в лесу.

Упражнения на формирование умения:

- выбирать заготовки в форме квадрата;

- читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1



Умножение и деление - 7 ч.


42


Смысл действия умножения. Опасные незнакомцы.

Упражнения на формирование умения:

- моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей;

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

43


Задачи на умножение.

Правила поведения у водоемов.

Упражнения на формирование умения:

- решать текстовые задачи на умножение;

- заменять сложение умножением;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

1

44


Название компонентов и результата умножения. Наша дружная семья.

Упражнения на формирование умения:

- различать названия компонентов и результата умножения;

- рассказывать по семейным фотографиям и тематическим рисункам о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях.

1

45


Приёмы умножения 1 и 0.

Родословная.

Упражнения на формирование умения:

- умножать 1 и 0 на число;

- отбирать фотографии из семейного архива;

- составлять родословное древо семьи.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

46


Переместительное свойство умножения. Правила поведения в школе.

Упражнения на формирование умения:

- умножать 1 и 0 на число;

-использовать переместительное свойство умножения при вычислениях;

- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения;

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе.

1

47


Деление. Конкретный смысл действия деление. Правила вежливости.

Упражнения на формирование умения моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми

- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

1

48


Названия компонентов и результата деления. Ты и твои друзья.

Упражнения на формирование умения:

- использовать математическую терминологию;

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

- формулировать правила этикета в гостях.

1



Табличное умножение и деление – 10 ч.


49


Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Мы – зрители и пассажиры.

Упражнения на формирование умения:

- использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

50


Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Посмотри вокруг.

Упражнения на формирование умения:

- решать задачи с величинами цена, количество, стоимость.

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- анализировать текст карточки;

- формулировать вывод о форме Земли.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

51


Приёмы умножения числа 2.

Ориентирование на местности.

Упражнения на формирование умения:

- обобщить различные способы вычислений;

- выполнять умножение с числом;

- находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

1

52


Таблица деления на 2.

Формы земной поверхности.

Упражнения на формирование умения:

-выполнять деление с числом 2.

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

1

53


Умножение числа 3 и на 3.

Водные богатства. Водоёмы Красноярского края.

Упражнения на формирование умения:

-выполнять умножение с числом 3;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки;

- рассказывать о водных богатствах своего края;

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

1

54


Деление на 3.

В гости к весне.


Упражнения на формирование умения:

- выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умножения;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

55


Таблица деления на 3.

Весна.

Упражнения на формирование умения:

- выполнять деление с числом 3;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

Упражнения на развитие логического мышления.

1

56


Числовые выражения. Уравнения. Россия на карте.

Упражнения на формирование умения:

- сравнивать числа и записывать результат сравнения. Решать уравнения;

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.


1

57


Единицы длины.

Города России.

Упражнения на формирование умения:

- переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Упражнения на развитие быстроты реакции.

1

58


Единицы длины.

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

Упражнения на формирование умения:

- переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними;

- находить Москву на карте России;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1



Повторение – 10 ч.


59


Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы).

Город на Неве.

Упражнения на закрепление формирования умений:

- применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,

- выполнять вычисления и проверку.

Упражнения на формирование умения:

- находить Санкт-Петербург на карте России;

- описывать достопримечательности по фотографиям.

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

1

60


Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы)

Карта России

Упражнения на закрепление формирования умений:

- применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком,

- выполнять вычисления и проверку.

Упражнения на формирование умения:

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; Красноярский край.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

61


Числовые выражения.

Уравнения.

Путешествие по планете.

Упражнения на:

- совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение.

Упражнения на формирование умения:

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.


1

62


Числовые выражения.

Уравнения.

Путешествие по материкам.

Упражнения на закрепление формирования умений:

- сравнивать числа и записывать результат сравнения. Решать уравнения.

Упражнения на формирование умения:

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

63


Умножение и деление.

Страны мира.

Упражнения на закрепление формирования умений:

- применять письменные приёмы умножения и деления.

Упражнения на формирование умения:

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- готовить сообщения о выбранных странах.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

1

64


Умножение и деление.

Впереди лето.

Упражнения на закрепление формирования умений:

- применять письменные приёмы умножения и деления.

Упражнения на формирование умения:

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

65


Решение задач изученных видов. Лето.

Упражнения на закрепление формирования умений:

- решать задачи арифметическим способом;

- записывать решения с помощью выражения;

- объяснять ход решения задачи.

Упражнения на формирование умения:

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

1

66


Повторение пройденного за год.

Упражнения на повторение и закрепление сформированных за год умений.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

67


Диагностика.

Итоговая диагностика и тестирование.

1

68


Диагностика.

Итоговая диагностика и тестирование.

1



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса




Оборудование и дидактический материал

  1. Картотека материалов по темам (игры, тексты).

  2. Наглядный материал (картинки).

  3. Раздаточный материал.

  4. Рабочая тетрадь на печатной основе.

  5. Простой карандаш, набор цветных карандашей, ручка, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.


Список литературы


1.Программа «Учись учиться» Е.В.Языкановой (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.

2.Методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1-4 класс» (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.

3.Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

4.Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А.