СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учителя-дефектолога 3 класс ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на обучающихся 3 класса  по ФГОС ОВЗ (вариант 7.1), 68 часов, 1 год, 2 раза в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа учителя-дефектолога 3 класс ЗПР»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение



Утверждаю:

Директор школы


_________________

Приказ № ____ от ______ г.











Рабочая программа



«Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы детей, обучающихся по адаптированным программам»



для 3 класса ФГОС ОВЗ вариант 7.1

(групповые занятия)







Составитель:

учитель-дефектолог:

Е.В. Герасименко















2019 г.

Пояснительная записка

Целью программы является развитие познавательных процессов младших школьников, улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.

Характеристика коррекционного курса

– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

– формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю. Форма организации индивидуальное занятие.

Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.

Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов, курсов коррекционно развивающей области: «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение и развитие речи (Литературное чтение)».


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.





Планируемые результаты обучения по данной программе:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:

  • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

  • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;

  • овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

  • умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

  • сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.



Система оценки достижения планируемых результатов

  • входящая диагностика (1-15 сентября);

  • текущий мониторинг - контрольно-измерительные материалы: (проверочные работы, диктанты, анализ письменных работ);

  • итоговая диагностика (15-30 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.


Содержание коррекционного курса


Введение в программу - 2 ч.

Вводное занятие. Диагностика.

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением.

Сложение и вычитание – 4 ч.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Природа. Ценность природы для людей

Решение уравнений с неизвестным слагаемым, неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Человек.

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Геометрические фигуры. Общество.

Табличное умножение и деление - 28 ч

Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3. Что такое экология.

Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Природа в опасности! Охрана природы.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

Таблица умножение и деления с числом 4. Эта удивительная природа.

Таблица умножение и деления с числом 5. Тела, вещества, частицы.

Таблица умножение и деления с числом 6. Разнообразие веществ

Таблица умножение и деления с числом 7. Воздух и его охрана.

Площадь. Сравнение площадей фигур. Вода.

Таблица умножение и деления с числом 8. Превращения и круговорот воды.

Таблица умножение и деления с числом 9. Берегите воду!

Решение задач. Что такое почва.

Зависимости между пропорциональными величинами - масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Разнообразие растений.

Зависимости между пропорциональными величинами - расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Солнце, растения и мы с вами.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Размножение и развитие растений.

Задачи на увеличение числа в несколько раз. Охрана растений.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных.

Умножение на 1. Кто что ест.

Умножение на 0. Размножение и развитие животных.

Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. Охрана животных.

Доли. В царстве грибов.

Окружность. Круг. Великий круговорот жизни.

Диаметр окружности (круга). Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Единицы времени. Год, месяц. Мы и наше здоровье

Единицы времени. Сутки. Организм человека.

Задачи на кратное сравнение. Органы чувств.

Четные и нечетные числа. Надёжная защита организма.

Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Опора тела и движение.

Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Наше питание.

Внетабличное умножение и деление - 14 ч.

Умножение и деление круглых чисел. Дыхание и кровообращение.

Деление вида 80:20. Умей предупреждать болезни.

Умножение суммы на число. Здоровый образ жизни.

Прием умножения для случаев вида 23•4. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Умножение двузначного на однозначное число. Огонь, вода и газ.

Деление суммы на число. Чтобы путь был счастливым.

Деление двузначного на однозначное число. Дорожные знаки.

Делимое. Делитель. Кто нас защищает.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Опасные места.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Природа и наша безопасность.

Деление с остатком. Экологическая безопасность.

Решение задач на деление с остатком. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

Случаи деления, когда делитель больше делимого. Чему учит экономика.

Проверка деления с остатком. Для чего нужна экономика.

Нумерация - 8 ч

Образование и названия трехзначных чисел. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Запись трехзначных чисел. Полезные ископаемые

Запись трехзначных чисел. Растениеводство.


Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. Животноводство.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Какая бывает промышленность.

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Экономика родного края.

Сравнение трехзначных чисел. Что такое деньги.

Единицы массы. Государственный бюджет.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 8 ч.

Приемы устных вычислений.

Семейный бюджет.

Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200.

Экономика и экология.

Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90.

Золотое кольцо России.

Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. Музей путешествий.

Приемы письменных вычислений.

Наши ближайшие соседи.

Алгоритм сложения трехзначных чисел. На севере Европы.

Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Что такое Бенилюкс.

Виды треугольников. В центре Европы.

Умножение и деление - 4 ч.

Приемы устного умножения и деления. По Франции и Великобритании.

Приемы письменного умножения на однозначное число. На юге Европы.

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. По знаменитым местам мира.

Итоговая диагностика.









Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


Содержательные блоки тем

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение в программу.


2

Слушают учителя-дефектолога (инструктаж).

Отвечают на вопросы по теме.

Выполняют задания по диагностике.

2

Сложение и вычитание

4

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.
Обозначают геометрические фигуры буквами.

Решают задачи логического и поискового характера.

3

Табличное умножение и деление

28

Применяют правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычисляют значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок.

Используют математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Используют различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).

Анализируют текстовые задачи и выполняют краткую запись задач разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделируют зависимости между величинами с помощью схематических чертежей.

Решать задачи арифметическими способами.

Сравнивают задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводят объяснения.

Составляют план решения задачи.

Действуют по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Пояснять ход решения задачи.

Выполняют задания логического и поискового характера.

Оценивают результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Анализируют свои действия и управляют ими.

Воспроизводят по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7.

Применяют знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений.

Находят число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Выполняют задания творческого и поискового характера.

Составляют рассказы, сказки с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализируют и оценивают составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.

Собирают и классифицируют информацию.

Оценивают результат и ход работы.

Воспроизводят по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применяют знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Сравнивают геометрические фигуры по площади.

Находят площадь прямоугольника разными способами.

Умножают числа на 1 и на 0.

Выполняют деление 0 на число, не равное 0.

Анализируют задачи, устанавливают зависимости между величинами, составляют план решения задачи, решают текстовые задачи разных видов.

Чертят окружность (круг) с использованием циркуля.
Моделируют различное расположение кругов на плоскости.

Классифицируют геометрические фигуры по заданному или найденному основанию.

Находят долю величины и величину по ее доле.

Сравнивают разные доли одной и той же величины.

Описывают явления и события с использованием величин времени.

Переводят одни единицы времени в другие.

Дополняют задачи-расчеты недостающими данными и решать их.

Располагают предметы на плане комнаты по описанию.

Работают (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивают результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Анализируют свои действия и управляют ими.

4

Внетабличное умножение и деление

14

Выполняют внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Используют правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивают разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Используют разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление

Решают уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъясняют смысл деления с остатком, выполняют деление с остатком и проверяют правильность деления с остатком.

Решают текстовые задачи арифметическим способом.

Вычисляют значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв.

Решают задачи логического и поискового характера, выполняют задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»;

Выполняют преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составляют и решают практические задачи с жизненными сюжетами.

Проводят сбор информации, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными, и решают их.

Составляют план решения задачи.

Анализируют и оценивают результат работы.

5

Нумерация.

8

Читают и записывают трехзначные числа.

Сравнивают трехзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменяют трехзначное числа суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивают заданные числа.

Устанавливают правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжают ее, или

восстанавливают пропущенные в ней числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводят одни единицы массы в другие.

Сравнивают предметы по массе.

Читают и записывают числа римскими цифрами.

Сравнивают позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел.

Читают записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами.

6

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

8

Выполняют устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.

Сравнивают разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применяют алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполняют эти действия с числами в пределах 1000.

Контролируют пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Используют различные приемы проверки правильности вычислений.

Различают треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называют их.

Решают задачи творческого и поискового характера.

7

Умножение и деление

4

Используют различные приемы для устных вычислений.

Сравнивают разные способы вычислений, выбирают удобный.

Различают треугольники: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный.

Находят их в более сложных фигурах

Применяют алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполняют эти действия.

Используют различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор.



Календарно-тематическое планирование

3 класс


п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов



Введение в программу - 2 ч.


1


Вводное занятие. Диагностика.

Начальная диагностика и тестирование.

1

2


Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение изученного.

1



Сложение и вычитание – 4 ч.


3


Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Природа. Ценность природы для людей

Формирование умения:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

1

4


Решение уравнений с неизвестным слагаемым, неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Человек.

Формирование умения:

- решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

1

5


Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Формирование умения:

- решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого;

- умения рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

6


Геометрические фигуры. Общество.

Формирование умения:

- обозначать геометрические фигуры буквами.

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1



Табличное умножение и деление - 28 ч


7


Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3. Что такое экология.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений;

- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

8


Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Природа в опасности! Охрана природы.

Формирование умения:

- выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме;

- моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.


1

9


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

Формирование умения:

- применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

1

10


Таблица умножение и деления с числом 4. Эта удивительная природа.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


11


Таблица умножение и деления с числом 5. Тела, вещества, частицы.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

1

12


Таблица умножение и деления с числом 6. Разнообразие веществ

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.


1

13


Таблица умножение и деления с числом 7. Воздух и его охрана.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Упражнения на развитие логического мышления.

1

14


Площадь. Сравнение площадей фигур. Вода.

Формирование умения:

- находить площадь прямоугольника разными способами;

- сравнивать площади фигур.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

15


Таблица умножение и деления с числом 8. Превращения и круговорот воды.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие быстроты реакции.

1

16


Таблица умножение и деления с числом 9. Берегите воду!

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

17


Решение задач. Что такое почва.


Формирование умения:

- действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи,

- устанавливать связи между понятиями.

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

1

18


Зависимости между пропорциональными величинами - масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Разнообразие растений.

Формирование умения:

- моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

19


Зависимости между пропорциональными величинами - расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Солнце, растения и мы с вами.

Формирование умения:

- моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

1

20


Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Размножение и развитие растений.

Формирование умения:

- применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

21


Задачи на увеличение числа в несколько раз. Охрана растений.

Формирование умения:

- действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи,

- устанавливать связи между понятиями.

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

1

22


Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных.

Формирование умения:

- действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

- объяснять ход решения задачи;

- обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи,

- устанавливать связи между понятиями.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

23


Умножение на 1. Кто что ест.

Формирование умения:

- умножать числа на 1;

- классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.


1

24


Умножение на 0. Размножение и развитие животных.

Формирование умения:

- умножать числа на 0;

- выполнять деление 0 на число, не равное 0;

- обнаруживать взаимосвязи в живой природе.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

25


Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. Охрана животных.

Формирование умения:

- умножать числа на 1 и на 0;

- выполнять деление 0 на число, не равное 0;

- объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных;

- оценивать поступки людей по отношению к природе;

- формулировать правила друзей природы;

- анализировать, делать выводы.

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

26


Доли. В царстве грибов.

Формирование умения:

- находить долю величины и величину по ее доле;

- сравнить разные доли одной и той же величины;

- объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей;

- различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.

Упражнения на развитие внимания.

1

27


Окружность. Круг. Великий круговорот жизни.

Формирование умения:

- чертить окружность (круг) с использованием циркуля;

- моделировать различное расположение кругов на плоскости;

- объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ;

- моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

28


Диаметр окружности (круга). Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Формирование умения:

- вычислять диаметр окружности (круга);

- аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания;

- делать сообщения в устной форме, работать в группах.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

29


Единицы времени. Год, месяц. Мы и наше здоровье

Формирование умения:

- описывать явления и события с использованием величин времени;

- переводить одни единицы времени в другие;

- объяснять, что такое органы и системы органов человека.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

30


Единицы времени. Сутки. Организм человека.

Формирование умения:

- описывать явления и события с ис-пользованием величин времени;

- устанавливать связь между строением и работой органов человека.

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

1

31


Задачи на кратное сравнение. Органы чувств.

Формирование умения:

- анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами;

- составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов;

- рассказывать об органах чувств по плану;

- использовать тексты и иллюстрации, для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений,

- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

32


Четные и нечетные числа. Надёжная защита организма.

Формирование умения:

- использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений;

- объяснять что такое кожа, работа кожи;

- оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

- анализировать, делать выводы, обобщать.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.


1

33


Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Опора тела и движение.

Формирование умения:

- выполнять задания логического и поискового характера.

- собирать и классифицировать информацию;

- объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека,

- держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

1

34


Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Наше питание.

Формирование умения:

- выполнять задания логического и поискового характера.

- собирать и классифицировать информацию;

- объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы;

- выполнять правила рационального питания;

- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Упражнения на развитие внимания.

1



Внетабличное умножение и деление - 14 ч.


35


Умножение и деление круглых чисел. Дыхание и кровообращение.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

36


Деление вида 80:20. Умей предупреждать болезни.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

1

37


Умножение суммы на число. Здоровый образ жизни.

Формирование умения:

- выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;

- использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

1

38


Прием умножения для случаев вида 23•4. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Формирование умения:

- использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение.

- использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

1

39


Умножение двузначного на однозначное число. Огонь, вода и газ.

Формирование умения:

- выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;

- использовать правила умножения на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

1

40


Деление суммы на число. Чтобы путь был счастливым.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

41


Деление двузначного на однозначное число. Дорожные знаки.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

42


Делимое. Делитель. Кто нас защищает.

Формирование умения:

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

- применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

43


Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Опасные места.

Формирование умения:

- решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя;

- правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

44


Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Природа и наша безопасность.

Формирование умения:

- решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя;

- правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

45


Деление с остатком. Экологическая безопасность.

Формирование умения:

- разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком;

- соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- высказывать своё мнение, доказывать его.

Упражнения на развитие внимания.

1

46


Решение задач на деление с остатком. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

Формирование умения:

- разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком.

- составлять план решения задачи;

- решать задачи на деление с остатком.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

47


Случаи деления, когда делитель больше делимого. Чему учит экономика.

Формирование умения:

- разъяснять смысл деления;

- выполнять деление проверять правильность деления;

- раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

48


Проверка деления с остатком. Для чего нужна экономика.

Формирование умения:

- разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком;

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1



Нумерация - 8 ч


49


Образование и названия трехзначных чисел. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Формирование умения:

- читать и записывать трехзначные числа;

- сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения;

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

- использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

50


Запись трехзначных чисел. Полезные ископаемые

Формирование умения:

- читать и записывать трехзначные числа;

- заменять трехзначные числа суммой разрядных слагаемых.

- различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

51


Запись трехзначных чисел. Растениеводство.


Формирование умения:

- читать и записывать трехзначные числа;

- заменять трехзначные числа суммой разрядных слагаемых;

- сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются;

- анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

52


Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. Животноводство.

Формирование умения:

- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или

восстанавливать пропущенные в ней числа;

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию;

- переводить одни единицы массы в другие;

- классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

53


Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Какая бывает промышленность.

Формирование умения:

- заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых;

- упорядочивать заданные числа;

- различать отрасли промышленности;

- обнаруживать взаимосвязи между ними;

- различать продукцию каждой отрасли промышленности;

- сравнивать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

54


Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Экономика родного края.

Формирование умения:

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию;

- читать и записывать числа римскими цифрами;

- сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел;

- раскрывать роль экономики в жизни родного края;

- делать сообщения в устной и письменной форме.

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

55


Сравнение трехзначных чисел. Что такое деньги.

Формирование умения:

- сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения;

- объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

56


Единицы массы. Государственный бюджет.

Формирование умения:

- переводить одни единицы массы в другие;

- сравнивать предметы по массе;

- объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается;

- осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1



Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 8 ч.


57


Приемы устных вычислений.

Семейный бюджет.

Формирование умения:

- выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

- объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.



1

58


Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200.

Экономика и экология.

Формирование умения:

- выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией;

- строить простейшие экологические прогнозы;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

59


Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90.

Золотое кольцо России.

Формирование умения:

- выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

- находить на карте города Золотого кольца России;

- приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Упражнения на установления связи между понятиями.

1

60


Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. Музей путешествий.

Формирование умения:

- выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

- находить и показывать на карте города;

- приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- работать с разными источниками информации;

- делать сообщения в устной и письменной форме.

Упражнения на развитие логического мышления.



1

61


Приемы письменных вычислений.

Наши ближайшие соседи.

Формирование умения:

- использовать различные приемы проверки правильности вычислений;

- применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000;

- контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

- находить и показывать на карте страны и их столицы;

- приводить примеры достопримечательностей разных стран.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

62


Алгоритм сложения трехзначных чисел. На севере Европы.

Формирование умения:

- применять алгоритмы письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000;

- контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях;

- рассказывать о стране по физической и политической картам;

- дополнять эти сведения информацией из других источников;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

63


Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Что такое Бенилюкс.

Формирование умения:

- применять алгоритмы письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000;

- контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях;

- рассказывать о стране по физической и политической картам;

- дополнять эти сведения информацией из других источников;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

64


Виды треугольников. В центре Европы.

Формирование умения:

- различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их;

- рассказывать о стране по физической и политической картам;

- дополнять эти сведения информацией из других источников;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1



Умножение и деление - 4 ч.


65


Приемы устного умножения и деления. По Франции и Великобритании.

Формирование умения:

- использовать различные приемы для устных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

- рассказывать о стране по физической и политической картам;

- дополнять эти сведения информацией из других источников;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие логического мышления.

1

66


Приемы письменного умножения на однозначное число. На юге Европы.

Формирование умения:

- использовать различные приемы проверки правильности вычислений;

- рассказывать о стране по физической и политической картам;

- дополнять эти сведения информацией из других источников;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

67


Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. По знаменитым местам мира.

Формирование умения:

- применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия;

- ценить памятники истории и культуры;

- осознавать необходимость бережного отношения к ним;

- анализировать, сравнивать, делать выводы.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.



1

68


Итоговая диагностика.

Диагностика умений и навыков.

1



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1-4 класс» (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.

  2. Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

  3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2012.

  4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.

  5. Математика. 3 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

  6. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс.

  7. Простой карандаш, набор цветных карандашей, ручка, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.

  8. Комплект учебно-наглядных пособий.

  9. Компьютер с лицензионным программным обеспечением.