СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деядельности "Звуки музыки" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звуки музыки» для обучающихся 5 класса направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деядельности "Звуки музыки" 5 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уровень обучения Основное общее образование Класс _5_

Направление Общекультурное

Название курса «Звуки музыки»

Количество часов в год 34

Количество часов в неделю 1

Учитель Гаврилина Евгения Александровна



























Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звуки музыки» для обучающихся 5 класса направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.

Направленность программы – общекультурная

Программа «Звуки музыки» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.

Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.

Практическое овладение вокально-эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.


Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Звуки музыки»

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.






Содержание курса внеурочной деятельности

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальных занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности

Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио - и видеозаписей.

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Тематическое планирование программы

«Музыкальная палитра»

Название раздела

Количество часов

1

Пение, как вид музыкальной деятельности

8

2

Формирование детского голоса

7

3

Слушание музыкальных произведений, исполнение песен

12

4

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

7


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

программы «Звуки музыки»


№ занятия

Название темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения занятия

Пение, как вид музыкальной деятельности 8ч.

1

Т.Б. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

Прослушивание детских голосов.


2

Пение в парах, трио, ансамбль

1

Работа над репертуаром по партиям


3-4

Строение голосового аппарата.

2

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


5-6

Правила охраны детского голоса.

2

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


7-8

Вокально-певческая установка.

2

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


Формирование детского голоса 7 ч.

9

Звукообразование.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


10

Упражнения на различные типы звуковедения.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


11

Певческое дыхание.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


12

Цепное дыхание.

1

Основные правила цепного дыхания. Практические упражнения. Работа над песенным репертуаром


13

Дикция и артикуляция.

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


14

Речевые игры и упражнения.

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


15

Вокальные упражнения.

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром



Слушание музыкальных произведений, исполнение песен 12 ч.

16

Народная песня. История.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


17

Разучивание народных песен

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


18

Произведениями русских композиторов - классиков.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


19

Пение известных произведений русских композиторов

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


20

Произведения современных отечественных композиторов.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


21

Разучивание песен современных композиторов.

1

Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром


22

Песенная импровизация

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


23

Игра «Угадай мелодию»

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


24-25

Сольное пение.

2

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


26

Работа в парах

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


27

Работа с микрофоном

1

Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром


Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 7 ч.

28-29

Путь к успеху.

2

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса


30

Круглый стол: «Чему я научился»

1

Подведение итогов работы за год


31-32

Вокально-хоровая работа над репертуаром

2

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса


33-34

Контрольный урок

2

Подведение итогов работы за год