СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Химия вокруг нас"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Химия вокруг нас"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криволесская основная школа »



Принята

на заседании педагогического совета

протокол №1 от«29» августа 2024 г.


Утверждена:

Приказом от « 30»августа 2024 г№ 49

и. о. директора школы:

_____/ Афонина Е. Л./








Рабочая программа внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас», 8 класс





Срок реализации: 1 год



Автор-составитель: Воробьева Е. В., учитель биологии и химии















д. Криволес


2024/2025



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012 №°273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Ученики приобретут практические умения и навыки, необходимые в жизни не только химику, но и каждому человеку.

Предлагаемый курс, включает материал об использовании химических веществ в быту, в повседневной жизни человека.

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем.

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение.

Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс ориентирован на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34 в год (1 час в неделю). Продолжительность занятия - 40 минут.

Цель: создание условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, расширение у учащихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии, обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

2) обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы; расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;

4) овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

5) воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

6) применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, объяснение)

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение заданий в парах);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование).

  • практикумы (проведение практических работ).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)


Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение.

2.

Химия пищи

12ч

3.

Химия на кухне

4.

Химия в домашней аптечке

5.

Химия и косметические средства

6.

Химия в быту

7.

Химия в сельском хозяйстве

8.

Химия и экология

Итого

34ч



Содержание учебного плана

Тема 1. Введение. (1 час)

Химия полезна или вредна. Химия - наука о веществах. Вещества вокруг нас. Польза химии для развития науки, промышленности, экономики страны

Тема 2. Химия пищи (12 часов)

Общая характеристика продуктов питания.

Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Распознавание белков. Основные источники пищевых питательных веществ.

Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Углеводы, значение и применение. Простые и сложные углеводы. Основные источники углеводов.

Жиры, значение и применение. Животные жиры. Использование жиров. Основные источники жиров.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания.

Энергетическая ценность дневного рациона человека,состав дневного рациона. Суточная доза, физиологическая роль, реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием витаминов.

Натрий, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция организма на недостаток и переизбыток веществ

История появления напитка чая. Состав чая: дубильные вещества, кофеин, эфирные масла, витамины. Свойства чая. Применение чая.

Эксперимент № 1. «Изучение структуры заварки».

Эксперимент № 2. «Изучение органолептических свойств чая разных сортов» Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

Газированные напитки. Их состав и влияние на организм человека. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.

Практические работы: «Обнаружение белков в продуктах питания», «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Обнаружение жиров в продуктах питания», «Расчет пищевой ценности продукта», «Изучение структуры и свойств чая», «Изучение состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка кода пищевых добавок, их значение», «Использование газированных напитков в бытовых целях».

Тема 3. Химия на кухне (3 часа)

Химические вещества, встречающиеся на кухне. Поваренная соль, ее значение для организма человека.

Уксусная кислота - органическая кислота. Пищевой уксус, уксусная эссенция. Физические и химические свойства уксусной кислоты, ее применение.

Меры предосторожности при работе с уксусной кислотой, первая помощь при ожогах.

Состав и физические свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Химические свойства гидрокарбоната натрия. Правила хранения.

Применение питьевой соды в кондитерском деле, медицине, в качестве чистящего средства, для снижения жесткости воды

Практические работы: «Изучение свойств уксусной кислоты», «Изучение свойств пищевой соды».

Тема 4. Химия в домашней аптечке (4 часа)

Химия в медицине. Классификация лекарственных препаратов. Домашняя аптечка. История открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства.

Перманганат калия.

История открытия и свойства перманганата калия. Применение перманганата калия в быту, медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода. Йод. Практические работы: «Разложение пероксида водорода», «Растворение йода в воде и спирте. Распознавание иодидов».

Тема 5. Химия и косметические средства (4 часа)

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические средства в нашем доме.

Косметология - наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Гигиена - наука, изучающая влияние внешней среды на человека. История

развития косметологии и гигиены. Использование гигиенических и косметических средств.

Состав косметических средств.

Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. рН. Декоративная косметика. Препараты декоративной косметики и их химический состав. Пудра - многокомпонентная смесь, состоящая из талька, каолина, оксида цинка, оксида титана, карбоната магния, крахмала, цинковых и магниевых солей стеариновой кислоты, органических и неорганических пигментов. Тушь для ресниц: воск, мыла, жиры, цветная краска, воскообразные вещества. Состав черной туши: сажа, вазелиновое масло, воск, спермацет. Губная помада: природные воски или их синтетические аналоги, растительное масло, спермацет, красящее вещество. Румяна: сухая и жидкая. Краска для бровей - сурьмяной блеск. Тени для век. Макияж. Ароматные средства._ Носители аромата: эфирные масла, терпены, спирты, сложные эфиры. Эфирные масла - смеси душистых веществ, относящихся к различным классам органических соединений. Способы извлечения ароматических веществ из растений: выжимание, экстрагирование пахучих веществ с помощью растворителей, дистилляция (извлечение эфирных масел водяным паром). Ароматерапия. Действие запахов на организм человека.

Духи. Правила пользования духами. Одеколоны. Туалетная вода.

Дезодоранты - средства устраняющие запах пота. Антиперспиранты. Химический состав антиперспирантов: соли алюминия, сурьмы, хрома, железа, висмута, циркония, а также формальдегид и этиловый спирт. Репелленты. Виды репеллентов. Способы их применения. Время эффективного действия репеллентов.

Практические работы: «Измерение рН моющих средств», «Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах».

Тема 6. Химия в быту (4 часа)

Вещества бытовой химии для дома. Безопасное обращение со средствами бытовой химии. Синтетические моющие средства. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.)

Азбука химчистки.

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели. Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа "Химчистка на дому"

Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии. Инсектицидные препараты, их основные группы. Реппеленты. Правила правильного и безопасного применения.

Тема 7. Химия в сельском хозяйстве (2 часа)

Агрохимия как наука, ее развитие в России. Понятие о пестицидах, их классификация. Химические свойства основных ядохимикатов. Сроки и продукты разложения, превращения в почве, водоемах, возможности накопления в продуктивных органах растений.

Удобрения и их классификация.

Органические и минеральные удобрения. Простые и комплексные удобрения. Практическая работа «Ознакомление с минеральными удобрениями»

Тема 8. Химия и экология. (4 часа)

Природные ресурсы. Экология воды. Состав воды. Биологическое значение воды. Питьевой режим . качество воды из различных источников. Экология атмосферы. Состав воздуха, его значение для планеты Земля и для всех живых организмов.

Загрязнение воздуха и его охрана. Озоновый экран, польза или вред?

Экология почвы. Состав почвы. Макро- и микроэлементы, необходимые для жизнедеятельности растений.

Практические работы: «Органолептические свойства воды», «Изучение состава почвы»




Планируемые результаты Личностные результаты:

/ сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

/ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

/ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

/ самостоятельно формулировать тему и цели;

/ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

/ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

/ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:

/ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

/ осуществлять анализ и синтез;

/ устанавливать причинно-следственные связи;

/ строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

/ высказывать и обосновывать свою точку зрения;

/ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

/ докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

/ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

/ задавать вопросы.

Предметные результаты освоения учебного курса:

  1. В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий;

/

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

/

описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;

/ делать выводы и умозаключения из наблюдений;

/ безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

  1. В ценностно - ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды

бытовой и

производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

  1. В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.

  2. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.






Календарно-учебный график

п/п

Тема занятия

Основное содержание

Дата

Тема 1. Введение.

1.

Химия и её значение

Химия - наука о веществах. Вещества вокруг нас. Польза химии для развития науки, промышленности, экономики страны.


Тема 2. Химия пищи (12 часов)

2.

Что такое пища.

Общая характеристика продуктов питания. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.


3.

Основные питательные вещества

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Распознавание белков. Основные источники пищевых питательных веществ.


4.

Белки. Практическая работа №1 «Обнаружение белков в продуктах питания»»

Белки, значение и применение.Белки растительного и животного происхождения. Лабораторные опыты: «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты».


5.

Углеводы. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Углеводы, значение и применение. Простые и сложные углеводы. Основные источники углеводов.


6.

Жиры. Практическая работа № 3 «Обнаружение жиров в продуктах питания».

Жиры, значение и применение.Животные жиры. Использование жиров. Основные источники жиров.


7.

Основные принципы

Рационального питания.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов.Высоко- и низкокалорийные продукты питания.


8.

Практическая работа №4 «Расчет пищевой ценности продукта»

Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона.


9.

Все о витаминах.

Суточная доза, физиологическая роль, реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием витаминов.


10

Минеральные

вещества


Натрий, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция организма на недостаток и переизбыток веществ


11

Чай.Практическая работа № 5 «Изучение структуры и свойств чая»

История появления напитка чая. Состав чая: дубильные вещества, кофеин, эфирные масла, витамины. Свойства чая. Применение чая. Эксперимент № 1. «Изучение структуры заварки».

Эксперимент № 2. «Изучение органолептических свойств чая разных сортов»



12

Продукты быстрого питания.

Практическая работа № 6«Изучение состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка кода пищевых добавок

Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.


13

Газированные напитки. Практическая работа № 7 «Использование газированных напитков в бытовых целях»

Газированные напитки. Их состав и влияние на организм человека. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Эксперимент № 1. Проба с мелом

Эксперимент №2. Проба со ржавчиной

Эксперимент № 3. Проба с накипью на чайнике


Тема 3. Химия на кухне (3 часа)

14.

Поваренная соль, ее значение для организма человека.

Химические вещества, встречающиеся на кухне. Поваренная соль, ее значение для организма человека.


15.

Уксусная кислота - органическая кислота. Практическая работа № 8«Изучение свойств уксусной кислоты».

Уксусная кислота - органическая кислота. Пищевой уксус, уксусная эссенция. Физические и химические свойства уксусной кислоты, ее применение.

Меры предосторожности при работе с уксусной кислотой, первая помощь при ожогах.


16.

Сода и различные возможности ее применения в быту. Практическая работа №9 «Изучение свойств пищевой соды».

Состав и физические свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Химические свойства гидрокарбоната натрия. Правила хранения.

Применение питьевой соды в кондитерском деле, медицине, в качестве чистящего средства, для снижения жесткости воды.



Тема 4. Химия в домашней аптечке (4 часа)

17.

Химия в медицине.

Классификация лекарственных препаратов. Домашняя аптечка.


18.

Антибиотики. Пенициллин.

История открытия и свойства пенициллина. Применение антибиотиков, опасность самолечения.


19.

Пероксид водорода. Практическая работа № 10 «Разложение пероксида водорода».

История открытия. Физические, химические свойства.


20.

Йод. Практическая работа № 11«Растворение йода в воде и спирте. Распознавание иодидов».

История открытия. Строение. Качественные реакции на функциональные группы. Физические и химические свойства йода. Применение.


Тема 5. Химия и косметические средства (4 часа)

21.

Искусственные и натуральные

косметические средства. Косметические

средства в нашем доме.

Косметология - наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Гигиена - наука, изучающая влияние внешней среды на человека. История развития косметологии и гигиены. Использование гигиенических и косметических средств.


22.

Состав косметических средств.Практическая работа № 12 «Измерение рН моющих средств»

Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. рН.


23.

Декоративная косметика. Препараты декоративной косметики и их химический состав.

Пудра - многокомпонентная смесь, состоящая из талька, каолина, оксида цинка, оксида титана, карбоната магния, крахмала, цинковых и магниевых солей стеариновой кислоты, органических и неорганических пигментов. Тушь для ресниц: воск, мыла, жиры, цветная краска, воскообразные вещества. Состав черной туши: сажа, вазелиновое масло, воск, спермацет. Губная помада: природные воски или их синтетические аналоги, растительное масло, спермацет, красящее вещество. Румяна: сухая и жидкая. Краска для бровей - сурьмяной блеск. Тени для век. Макияж.


24.

Ароматные средства. Практическая работа № 13 «Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах».

Носители аромата: эфирные масла, терпены, спирты, сложные эфиры. Эфирные масла - смеси душистых веществ, относящихся к различным классам органических соединений. Способы извлечения ароматических веществ из растений: выжимание, экстрагирование пахучих веществ с помощью растворителей, дистилляция (извлечение эфирных масел)

Духи. Правила пользования духами. Одеколоны. Туалетная вода.

Дезодоранты - средства устраняющие запах пота. Антиперспиранты. Химический состав антиперспирантов: соли алюминия, сурьмы, хрома, железа, висмута, циркония, а также формальдегид и этиловый спирт


Тема 6. Химия в быту (4 часа)

25.

Вещества бытовой химии для дома. Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами(раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми. Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.


26.

Синтетические моющие средства.

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС).


27.

Азбука химчистки. Практическая работа № 14 "Химчистка на дому"

О чём говорит ярлычок на одежде. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.


28.

Инсектициды и репелленты.

Инсектицидные препараты, их основные группы. Правила правильного и безопасного применения. Репелленты. Виды репеллентов. Способы их применения. Время эффективного действия репеллентов


Тема 7. Химия в сельском хозяйстве(2 часа ).

29.

Понятие об агрохимии. Химические средства защиты растений.

Агрохимия как наука, ее развитие в России. Понятие о пестицидах, их классификация. Химические свойства основных ядохимикатов. Сроки и продукты разложения, превращения в почве, водоемах, возможности накопления в живых организмах


30.

Удобрения и их классификация.Практическая работа № 15 «Ознакомление с минеральными удобрениями»

Органические и минеральные удобрения. Простые и комплексные удобрения


Тема 8. Химия и экология. (4 часа)

31.

Природные ресурсы. Экология воды. Практическая работа №16

«Органолептические свойства воды».

Состав воды, биологическое значение воды. Питьевой режим. Качество воды из различных источников


32.

Экология атмосферы.

Состав воздуха, его значение для планеты Земля и для всех живых организмов.

Загрязнение воздуха и его охрана. Озоновый экран, польза или вред?


33.

Экология почвы. Практическая работа №17 «Изучение состава почвы»

Состав почвы. Макро- и микроэлементы, необходимые для жизнедеятельности растений.


34.

Защита проектов

Темы проектов:

Искусственная пища: за и против.

Химия в моём доме.

Как и чем мыть посуду. Домашняя аптечка.





Методическое обеспечение

Учебно-методический  комплект:

  1. Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель, 2012г.

  2. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.

  3. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

  4. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 1992

  5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.

  6. Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи по химии. СПб.: Химия. 1998. – 168 с.

  7. Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996

  8. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003


Интернет ресурсы.

  1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  1. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.

  1. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  1. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.

  1. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.

  1. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

  1. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.

  1. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.



Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;

  2. компьютер;

  3. принтер;