СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по хоровому академическому пению «По ступенькам музыкальных знаний», 1 – 4 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по хору, 1-4 кл

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по хоровому академическому пению «По ступенькам музыкальных знаний», 1 – 4 классы»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85»

г. Н. Новгорода
















­­­­­­­


Программа внеурочной деятельности

«По ступенькам музыкальных знаний»

1 – 4 классы










Программа учителя Футановой О.А.









Нижний Новгород

2019 г.


Пояснительная записка

Современными учеными доказано, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Музыка и вокальное пение, как ее основа, обладают невероятным магнетизмом и энергетикой. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если ребенок обладает слуховой чувствительностью. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Актуальность:

Программа актуальна, так как предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие музыкального слуха и овладение навыками вокального пения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными и духовными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса.

Цель программы:Формирование самостоятельной деятельности, общеинтеллектуальное развитие личности ребенка, его духовных, нравственных качеств и эмоциональной сферы,выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Задачи программы:

  • сформировать потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;развивать творческие способности.

  • развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, умение правильно владеть своим голосом;

  • приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.

Программа «По ступенькам музыкальных знаний» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • ФГОС НОО.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Планируемые результаты начального общего образования.

  • Программа «Музыка 1-4 классы» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2011-14.

  • Учебный план МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85».

Программа ориентирована на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах музыкальной деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности положеныпринципыличностно-деятельностного подхода, непрерывности и преемственности процесса образования.  Программа создана с учетом возрастных, общеучебных и психологических особенностей учащихся начальной школы. Программа связана с учебными предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках чтения – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Тематическаянаправленность программы сочетается с программой по музыке Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, и может служить дополнением к ней. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными, духовными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса. Программа направлена на эстетическое воспитание и творческую активность, развивает у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил музыкально – художественные ценности.


Реализация программы:

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определённую роль в музыкальном образовании школьников. Среди них слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаем форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теория преподносится в форме игры, беседы, сопровождаемой прослушиванием лучших образцов отечественной и зарубежной музыки, показом приемов пения, ответами на вопросы детей. Время, отведенное на темы, зависит от сложности поставленных задач и объема музыкального материала. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.

Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие в 1 классе, например, начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. Условия образовательного учреждения позволяют проводить занятия в кабинете музыки и в актовом зале школы. Часть занятий может проводиться в форме прогулки – экскурсии, посещения театра, музея. Кабинет музыки и актовый зал оснащены экраном для показов видео, звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Есть микрофоны, работать с которыми на сцене дети привыкают с самых первых занятий.

Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. В начале разучивания той или иной песни, всегда проводится вводная беседа. Обязательно обращается внимание детей на авторов, историю создания. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах, выполняют музыкально-ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека. Детисолируют,и выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. В процессе занятий каждый ребенок имеет возможность проявлять свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.


Организация занятий:

  • Один раз в неделю. Всего 34 часа.

  • Возраст детей 7 – 10 лет.

  • Первоначальные навыки пения не требуются.

  • Наполняемость группы до 30 человек.


Содержание программы:

Основное содержание программы предполагает выделение разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Особая часть музыкального содержания – народная музыка, несущая свет и нравственную чистоту. Оно выполняет важнейшую воспитательную миссию – учит детей- исполнителей и слушателей любить и чувствовать музыку, видеть прекрасное во всем, понимать его. Это воспитывает в детях уважение к музыкальной культуре других народов и дает представление о том, что мы – часть общемировой культуры.


Принципы программы:

  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).




Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

  • в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;

  • в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • вформировании и воспитании эстетического вкуса;

  • в формировании основ музыкальной культуры;

  • в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.


Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Программа рассчитана на 4 года обучения.


Особенности организации образовательного процесса:

Процесс образования детей строится на принципах «от простого к сложному», при этом учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Так как вокальное пение – это занятие трудное, то предусмотрена индивидуальная работа с детьми. Занятия посещают все желающие дети. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание.

По способу организации педагогического процесса программа предусматривает тесное взаимодействие различных видов искусств, охватывая духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).

Широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

Методы изучения и освоения программы:

  • метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);

  • метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);

  • метод импровизации (Н.А. Терентьева);

  • метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).

  • метод проблемного обучения метод создания «композиций»;

  • метод художественного контекста метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод размышления о музыке.

Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Для разработки дыхания – имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца», «Море» и др.. Для развития дикции и артикуляции – скороговорки. Дети могут придумать сами мелодию на скороговорку и утрированно пропеть предложенные слоги и.т.д. Используется пение в унисон, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.


Планируемые результаты изучения курса.

В области личностных результатов:

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;

  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения.

В области метапредметных результатов:

  • Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;

  • Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;

  • Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

  • Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкальногопроизведения и их синтеза;

  • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;

  • Участие в музыкальной жизни класса, школы, города.


В области предметных результатов:

  • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

  • умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

  • умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;

  • проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки.


Обучающиеся должны знать:

  • первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;

  • музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;

  • правила пения, певческой постановки и охраны голоса.

  • правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, оперы, балета. проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);

  • сравнивать и обобщать на примере предлагаемых произведений;

  • слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;

  • проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;

  • выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Паспорт программы


1

Наименование программы

Дополнительная образовательная

2

По степени авторского вклада

Авторская

3

По направленности

Художественная

4

По уровню усвоения содержания

Углубленная

5

По форме организации

Групповая

6

По возрасту обучения детей

Основного общего образования

7

По приоритетному целеполаганию

Развивающая, воспитывающая

8

По контингенту обучающихся

Общая

9

По степени творческого подхода

Репродуктивно – творческая

10

По срокам реализации

4 года

11

По степени реализации

Полностью реализованная




Учебно-тематический план

Задачи:

  • Привить навыки пения без сопровождения и с аккомпанементом без дублирования мелодии.

  • Привить навыки «широкого певческого дыхания» и «вокального пения».

  • Сформировать умение активно-эмоционально воспринимать музыку и анализировать «музыкальную ткань».

  • Организовать музыкальную деятельность, направленную на общение, познание, самооценку и преобразование.

  • Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты системы знаний обучающимися

УУД


1

«Мы любим нашу школу!».

2

Знать правила поведения на занятии, правила пения.

Уметь слушать друг друга и музыку внимательно; определять характер и настроение музыкального произведения

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Наблюдать, сравнивать.

Подробно пересказывать прослушанное произведение; определять тему.

2

«Вслушайся, весь мир поёт».

2

Знать роль музыки в повседневной жизни человека.

Уметь слушать музыку внимательно, эмоционально откликаться на прослушанную музыку.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


Сравнивать, анализировать; уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.


Участвовать в диалоге на занятии.

3

«Где музыка берёт начало? Где ноту первую берёт?»

2

Знать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью; понятия композитор, исполнитель, слушатель.

Уметь: определять на слух общий характер музыкальных произведений.

Вступать после музыкального вступления в песнях.

4

«Ты художник, осень».

2

Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения в унисон.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.


5

«Три чуда»

2

Знать основные характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Уметьразличать их с первого прослушивания.

Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.


6

«Музыкальные помощники – метроном и камертон».

2

Знать основные дирижерские жесты.

Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения; вступать и снимать по руке дирижера..

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

7

«Весёлые музыканты».

2

Знать названия музыкальных инструментов. Различать на слух по звучанию.

Уметьклассифицировать музыкальные инструменты по группам.

8

«Добрый праздник среди зимы».

2

Знатьсведения из истории праздников.

Уметь: высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях, исполнять песни выразительно, образно; чисто интонировать мелодию, петь по фразам песни.

Начинать и заканчивать петь

одновременно, понимать дирижерский жест.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.  Использовать в своей деятельности

простейшие муз инструменты.

Уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное.

9

«Наша армия сильна, охраняет мир она».

2


10

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»

2


11

«Под напев молитв пасхальных».


2

12

«Мы наследники Победы»



2


13

«Музыка вокруг нас, музыка внутри нас».

2

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.


Уметь петь энергично выразительно, умеренно громко, не форсируя звук


Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

Определять план выполнения заданий на занятиях.

Участвовать в диалоге.

Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

14

«Фильм, фильм, фильм!»



2

Знать, какое значение имеет музыка в жизни человека.


Уметь воспринимать и передавать радостный и спокойный характер изучаемых песен.

Распевать один слог на несколько звуков.

Петь под фонограмму.


Контролировать и оценивать свою деятельность.

Строить свои высказывания о музыке в устной форме.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

15

«Цирк приехал!»


2


16

«Хорошо, что есть каникулы».

2

17

Репетиция.

1

Знать, что песня – основа музыкальных впечатлений. Повторить тексты и мелодии разученных песен.

Уметь выразительно исполнять песни; чисто интонировать мелодию; понимать дирижерский жест. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.


 Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого поискового характера.

18

Заключительный концерт.


1



Всего;

34








Список рекомендуемой литературы для учителей:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст]. – М., 2002.- 336 с.

  2. В настоящей книге автор освещает актуальные методические вопросы музыкального воспитания, такие, как «наглядная» методика музыкальной работы, организация школьного хорового коллектива.

  3. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы [Текст]: методическое пособие. – М., 2004.- 207 с.

  4. В пособие последовательно от класса к классу раскрывают все темы учебников, что поможет учителям интересно и содержательно проводить уроки музыки.

  5. 8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп [Ноты]: методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений.- М.: ИИП,2002.-165 с.

  6. Эта книга – результат творческого поиска музыкальных руководителей образовательных учреждений. Ее авторы стремились помочь современным педагогам в освоении инновационных подходов к музыкальному развитию детей. Книга содержит сценарии увлекательных музыкальных спектаклей, музыкальных игр и праздников.

  7. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.

  8. Каптерев П.Ф. дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педогог. соч. М., 1982 г.

  9. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.

  10. Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.

  11. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.

  12. Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г.

  13. Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г.

  14. Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М. «Просвещение» 1992 г.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008 г.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов.

  3. О. Римко. Энциклопедия малыша «Первое музыкальное путешествие» 2010 г.

  4. Каплунова И.М. «Я живу в России» песни и стихи для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.,2006 г. ( В сборнике предлагаются планы детских викторин и интересные вопросы к ним, даются сведения о государственной символике и ее истории).