Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85»
г. Н. Новгорода
Программа внеурочной деятельности
«По ступенькам музыкальных знаний»
1 – 4 классы
Программа учителя Футановой О.А.
Нижний Новгород
2019 г.
Пояснительная записка
Современными учеными доказано, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Музыка и вокальное пение, как ее основа, обладают невероятным магнетизмом и энергетикой. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если ребенок обладает слуховой чувствительностью. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Актуальность:
Программа актуальна, так как предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие музыкального слуха и овладение навыками вокального пения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными и духовными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса.
Цель программы:Формирование самостоятельной деятельности, общеинтеллектуальное развитие личности ребенка, его духовных, нравственных качеств и эмоциональной сферы,выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Задачи программы:
сформировать потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;развивать творческие способности.
развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, умение правильно владеть своим голосом;
приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Программа «По ступенькам музыкальных знаний» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
ФГОС НОО.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Планируемые результаты начального общего образования.
Программа «Музыка 1-4 классы» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2011-14.
Учебный план МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85».
Программа ориентирована на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах музыкальной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности положеныпринципыличностно-деятельностного подхода, непрерывности и преемственности процесса образования. Программа создана с учетом возрастных, общеучебных и психологических особенностей учащихся начальной школы. Программа связана с учебными предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках чтения – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Тематическаянаправленность программы сочетается с программой по музыке Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, и может служить дополнением к ней. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными, духовными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса. Программа направлена на эстетическое воспитание и творческую активность, развивает у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил музыкально – художественные ценности.
Реализация программы:
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определённую роль в музыкальном образовании школьников. Среди них слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаем форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теория преподносится в форме игры, беседы, сопровождаемой прослушиванием лучших образцов отечественной и зарубежной музыки, показом приемов пения, ответами на вопросы детей. Время, отведенное на темы, зависит от сложности поставленных задач и объема музыкального материала. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие в 1 классе, например, начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. Условия образовательного учреждения позволяют проводить занятия в кабинете музыки и в актовом зале школы. Часть занятий может проводиться в форме прогулки – экскурсии, посещения театра, музея. Кабинет музыки и актовый зал оснащены экраном для показов видео, звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Есть микрофоны, работать с которыми на сцене дети привыкают с самых первых занятий.
Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. В начале разучивания той или иной песни, всегда проводится вводная беседа. Обязательно обращается внимание детей на авторов, историю создания. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах, выполняют музыкально-ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека. Детисолируют,и выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. В процессе занятий каждый ребенок имеет возможность проявлять свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.
Организация занятий:
Один раз в неделю. Всего 34 часа.
Возраст детей 7 – 10 лет.
Первоначальные навыки пения не требуются.
Наполняемость группы до 30 человек.
Содержание программы:
Основное содержание программы предполагает выделение разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Особая часть музыкального содержания – народная музыка, несущая свет и нравственную чистоту. Оно выполняет важнейшую воспитательную миссию – учит детей- исполнителей и слушателей любить и чувствовать музыку, видеть прекрасное во всем, понимать его. Это воспитывает в детях уважение к музыкальной культуре других народов и дает представление о том, что мы – часть общемировой культуры.
Принципы программы:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
вформировании и воспитании эстетического вкуса;
в формировании основ музыкальной культуры;
в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
Процесс образования детей строится на принципах «от простого к сложному», при этом учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Так как вокальное пение – это занятие трудное, то предусмотрена индивидуальная работа с детьми. Занятия посещают все желающие дети. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание.
По способу организации педагогического процесса программа предусматривает тесное взаимодействие различных видов искусств, охватывая духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).
Широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
Методы изучения и освоения программы:
метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);
метод импровизации (Н.А. Терентьева);
метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);
метод эмоциональной драматургии;
метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).
метод проблемного обучения метод создания «композиций»;
метод художественного контекста метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод размышления о музыке.
Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Для разработки дыхания – имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца», «Море» и др.. Для развития дикции и артикуляции – скороговорки. Дети могут придумать сами мелодию на скороговорку и утрированно пропеть предложенные слоги и.т.д. Используется пение в унисон, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Планируемые результаты изучения курса.
В области личностных результатов:
Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения.
В области метапредметных результатов:
Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;
Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкальногопроизведения и их синтеза;
Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
Участие в музыкальной жизни класса, школы, города.
В области предметных результатов:
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки.
Обучающиеся должны знать:
первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.
Обучающиеся должны уметь:
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, оперы, балета. проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
сравнивать и обобщать на примере предлагаемых произведений;
слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;
выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
Паспорт программы
1 | Наименование программы | Дополнительная образовательная |
2 | По степени авторского вклада | Авторская |
3 | По направленности | Художественная |
4 | По уровню усвоения содержания | Углубленная |
5 | По форме организации | Групповая |
6 | По возрасту обучения детей | Основного общего образования |
7 | По приоритетному целеполаганию | Развивающая, воспитывающая |
8 | По контингенту обучающихся | Общая |
9 | По степени творческого подхода | Репродуктивно – творческая |
10 | По срокам реализации | 4 года |
11 | По степени реализации | Полностью реализованная |
Учебно-тематический план
Задачи:
Привить навыки пения без сопровождения и с аккомпанементом без дублирования мелодии.
Привить навыки «широкого певческого дыхания» и «вокального пения».
Сформировать умение активно-эмоционально воспринимать музыку и анализировать «музыкальную ткань».
Организовать музыкальную деятельность, направленную на общение, познание, самооценку и преобразование.
Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты системы знаний обучающимися | УУД |
1 | «Мы любим нашу школу!». | 2 | Знать правила поведения на занятии, правила пения. Уметь слушать друг друга и музыку внимательно; определять характер и настроение музыкального произведения | Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Наблюдать, сравнивать. Подробно пересказывать прослушанное произведение; определять тему. |
2 | «Вслушайся, весь мир поёт». | 2 | Знать роль музыки в повседневной жизни человека. Уметь слушать музыку внимательно, эмоционально откликаться на прослушанную музыку. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Сравнивать, анализировать; уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Участвовать в диалоге на занятии. |
3 | «Где музыка берёт начало? Где ноту первую берёт?» | 2 | Знать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью; понятия композитор, исполнитель, слушатель. Уметь: определять на слух общий характер музыкальных произведений. Вступать после музыкального вступления в песнях. |
4 | «Ты художник, осень». | 2 | Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения. Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения в унисон. | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. |
5 | «Три чуда» | 2 | Знать основные характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Уметьразличать их с первого прослушивания. | Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. |
6 | «Музыкальные помощники – метроном и камертон». | 2 | Знать основные дирижерские жесты. Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения; вступать и снимать по руке дирижера.. | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. |
7 | «Весёлые музыканты». | 2 | Знать названия музыкальных инструментов. Различать на слух по звучанию. Уметьклассифицировать музыкальные инструменты по группам. |
8 | «Добрый праздник среди зимы». | 2 | Знатьсведения из истории праздников. Уметь: высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях, исполнять песни выразительно, образно; чисто интонировать мелодию, петь по фразам песни. Начинать и заканчивать петь одновременно, понимать дирижерский жест. | Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты. Уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное. |
9 | «Наша армия сильна, охраняет мир она». | 2 |
10 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама» | 2 |
11 | «Под напев молитв пасхальных». | 2 |
12 | «Мы наследники Победы» | 2 |
13 | «Музыка вокруг нас, музыка внутри нас». | 2 | Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь петь энергично выразительно, умеренно громко, не форсируя звук | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». Определять план выполнения заданий на занятиях. Участвовать в диалоге. Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками. |
14 | «Фильм, фильм, фильм!» | 2 | Знать, какое значение имеет музыка в жизни человека. Уметь воспринимать и передавать радостный и спокойный характер изучаемых песен. Распевать один слог на несколько звуков. Петь под фонограмму. | Контролировать и оценивать свою деятельность. Строить свои высказывания о музыке в устной форме. Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. |
15 | «Цирк приехал!» | 2 |
16 | «Хорошо, что есть каникулы». | 2 |
17 | Репетиция. | 1 | Знать, что песня – основа музыкальных впечатлений. Повторить тексты и мелодии разученных песен. Уметь выразительно исполнять песни; чисто интонировать мелодию; понимать дирижерский жест. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого поискового характера. |
18 | Заключительный концерт. | 1 |
| Всего; | 34 | | |
Список рекомендуемой литературы для учителей:
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст]. – М., 2002.- 336 с.
В настоящей книге автор освещает актуальные методические вопросы музыкального воспитания, такие, как «наглядная» методика музыкальной работы, организация школьного хорового коллектива.
Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы [Текст]: методическое пособие. – М., 2004.- 207 с.
В пособие последовательно от класса к классу раскрывают все темы учебников, что поможет учителям интересно и содержательно проводить уроки музыки.
8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп [Ноты]: методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений.- М.: ИИП,2002.-165 с.
Эта книга – результат творческого поиска музыкальных руководителей образовательных учреждений. Ее авторы стремились помочь современным педагогам в освоении инновационных подходов к музыкальному развитию детей. Книга содержит сценарии увлекательных музыкальных спектаклей, музыкальных игр и праздников.
Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
Каптерев П.Ф. дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педогог. соч. М., 1982 г.
Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.
Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.
Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г.
Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г.
Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М. «Просвещение» 1992 г.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008 г.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов.
О. Римко. Энциклопедия малыша «Первое музыкальное путешествие» 2010 г.
Каплунова И.М. «Я живу в России» песни и стихи для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.,2006 г. ( В сборнике предлагаются планы детских викторин и интересные вопросы к ним, даются сведения о государственной символике и ее истории).