МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ОРЛА
Рассмотрена на ШМО ______________________________ Руководитель ШМО ___________ _________________ протокол № _____ от «__» _______________201___г. | Согласовано Заместитель директора по ВР __________________________ «__» ___________201___г. протокол педагогического совета № _____ от «__» ___________201___г. | Утверждаю Директор школы _________ М.А. Романова Приказ № ____ «__» ____________201___г. |
| | |
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Прошлое и настоящее Орловского края. Проектная деятельность».
краеведческого направления
5 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Программу составила:
Конценебина Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания
Орел, 2017 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Прошлое и настоящее Орловского края. Проектная деятельность» разработана на основе: ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва «Просвещение», 2010 г.) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011 г., подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
Цель программы: Воспитание любви к Отечеству через краеведческую поисковую деятельность, направленную на воспитание гражданско-патриотических качеств личности и изучение истории родного края.
Задачи программы:
Образовательные: - формировать представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; - совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
Воспитательные: - воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории; -пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу; -формировать у учащихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы лицеистов, участии их в интересном и полезном для общества деле.
Развивающие: - реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся; -развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения. -расширять исторический кругозор учащихся; -формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Место проведения занятий - учебный кабинет, школьный музей, улицы города. Основу содержания программы составляет история Орловской региона. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии орловцев, обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Кроме того, работы и проекты школьников будут иметь ценность для экспозиций и стендов школьного музея.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность школьника путем активизации познавательных способностей и реализации устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа); 2) практические (музейный урок, практикумы, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, просмотр слайдов, презентаций, разработка проектов).
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов для школьного музея.
Особенностью программы является наличие теоретико-методологической базы школьного музея как платформы воспитательного процесса, что создаёт целенаправленную воспитательную ситуацию: любой поступок, любое мероприятие направляется и оценивается с позиций патриотического воспитания. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей школьников, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время.
Планируемые результаты.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у лицеистов будут сформированы:
- внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к лицею, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; -понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в лицее и социальном окружении;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия . Обучающийся научится: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; -различать способ и результат действия; -владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), -использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; -решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); Обучающийся получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; -оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; -осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; -выражать речь в устной и письменной форме; -проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; Лицеист получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнѐрами; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; -точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действий; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание лицеистов, как основа личности гражданина России.
Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.
Содержание учебной программы.
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | Лекции | Практические и проектные работы |
1 | Вводный урок. Город, в котором я живу | 1 | 1 | |
2 | Благословенная моя земля! Родной Орѐл! Орловщина моя! | 4 | 2 | 2 |
3 | Достопримечательности, памятные места города. Знаменитые земляки. | 8 | 6 | 2 |
4 | Военная история г. Орла. | 8 | 5 | 3 |
5 | Орел, пролетая столетия. | 4 | 2 | 2 |
6 | Школьный Музей. История школы №35. | 9 | 2 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
34 часа
Количество часов в неделю - 1, количество учебных недель - 34, количество часов в год - 34.
Планирование составлено на основе: ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва «Просвещение», 2010 г.) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011 г., подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
5 класс
№ п/п | Основное содержание | Дата | Примечания |
по плану | факт |
1 | Вводный урок. Город, в котором я живу | | | |
2 | Благословенная моя земля! Родной Орѐл! Орловщина моя! | | | |
3 | Происхождение названия города Орел. | | | |
4 | Практикум. Творческие работы на тему «Легенды происхождения названия г.Орел». | | | |
5 | Практикум. Выбор темы коллективного проекта. (Достопримечательности города Орел). Подбор материала. | | | |
6 | Орловские храмы, соборы, часовни и монастыри. | | | |
7 | «В старом парке» - история городского парка культуры и отдыха. | | | |
8 9 | Они прославили мой край. Знаменитые земляки: военные и государственные деятели, крупные ученые, героические личности, люди искусства | | | |
| | |
10 | Памятники истории и культуры г. Орла | | | |
11 | Их именами названы улицы | | | |
12 13 | Практикум. Защита проектов. | | | |
14 | Военная история г. Орла. | | | |
15 | Отечественная война 1812 года в Орловском крае. | | | |
16 | Первая мировая война в истории Орловского края. Учѐный и религиозный деятель –Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919) | | | |
17 18 | Великая Отечественная война в истории Орловского края | | | |
| | |
19 | Практикум. Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» Великая Отечественная война в истории моей семьи. | | | |
20 21 | Практикум. Презентация докладов и сообщений школьников. | | | |
| | |
22 23 | «Орел… пролетая столетия». История Орловской земли. | | | |
| | |
24 25 | «Старинный город над Окою, с крылатым именем Орѐл…». Разработка проекта по истории города Орел. | | | |
| | |
26 | Школьный Музей. История школы №35. | | | |
27 | Выпускники школы №35, погибшие при исполнении воинского долга. Андрей Перелыгин. | | | |
28 | Защита проектов ««Старинный город над Окою, с крылатым именем Орѐл…». | | | |
29 30 | Разработка стендов музея из накопленных материалов. | | | |
| | |
31 32 | Оформление коллективного проекта. | | | |
| | |
33 | Представление и установка стенда. | | | |
34 | Подведение итогов работы. Рефлексия и оценка деятельности каждого ученика. | | | |
Программно - методическое обеспечение.
Интернет – ресурсы.
В. Г. Емельянов "Улицы Города Орла",
А. Ф. Кострица "Край Наш Орловский", "Весь город Орел",
Библиографический словарь "Писатели Орловского Края".
«Память о подвиге» - сводный том областной «Книги памяти». Орелиздат, 1998.
Книга-альбом «Наш Орел…пролетая столетия…», Орел. Издательство Орловской региональной академии государственной службы, 2003.
Литература, рекомендованная для обучающихся.
1.А.Бельский Орловщина – Отечество мое. Орел-2010
2. Катанов В.М. Орловские были. – Тула, 1989
3.Катанов В.М. История Орловского края в очерках, в стихах, в воспоминаниях. Орѐл 2012.
4.Матвеев В. П. Орѐл: история города для детей и их родителей. Орѐл, 2009.
5. Матвеев В.П. Орел на старых открытках. Орел, 2005.
6.Матвеев В.Орловская губерния Орѐл: Издательство ОРАГС, 2007.
7.Орловщина в войне – исторический фотоальбом. Орел 2014
8. Полынкин А.М. Золотые звѐзды Орла. Орѐл, Картуш, 2015
9.Лысенко А. Попов О., Сидоров В. Орѐл вчера и сегодня. Орѐл. Вешние воды, 2006.
10.Самарина М.И. Имена героев Великой Отечественной войны и участников боевых действий в локальных войнах в названиях орловских улиц, скверов и площадей, Орѐл, 2011
11.Самарина М.И. Они достойны памяти своих дедов, победивших фашизм сб. Когда наш край пылал в огне, Орѐл, 2015
12.Самарин О.Я, Самарина М.И. Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом Орѐл, 2009
13.Самарина М.И. Пусть память о войне хранят и наших внуков внуки! сб. Музейные чтения: Из истории земель на которых расположены современный Северный и граничащий с ним Орловский районы Орѐл, 2013
14.Самарина М.И. Они прошли победным маршем по Красной площади кремля. ж. Орловский военный вестник 2015 №6
15.Самарин О.Я. Взгляд орловца на русско- турецкую войну сквозь призму времени и поколений, Орѐл, Оперативная полиграфия, 2009
16. Службой и храбростью. Георгиевские кавалеры в Орловском крае. Сб. Состовители Грамматчиков К.Б., Тихомиров А. В., Орѐл, 2009 17.Фролов П.И., В.А.Пирогов В.А., Макушев А.Ф. Боевой созвездие Орловцев.- Тула, 1985
Интернет- ресурсы
1. www. orel-story. Ru
2. http://orel-churches.narod.ru/
3. http://hist-usadba.narod.ru/links12-0.html
4. http://obzor-mest.ru/pamyatniki-goroda-orla/
5. http://www.orelvkartinkax.ru/monuments.htm 33
6. paradpobedy.ru
7. http://pobeda.mosreg.ru
8. http://1941-1045.net
9. http://velikvoy.narod.ru
10.http://voyna1941-1945.narod.ru
11.Сайты «Мемориал», «Герои страны», «Победители»