Приложение 3
к ООП СОО
Программа внеурочной деятельности
«Решение физических задач повышенной сложности»
Срок реализации 2 года
Учитель физики высшей категории
Автаева О.Ф.
Планируемые результаты
Личностные:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности , постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы ( механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи ( вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
В результате прохождения программы обучающиеся должны знать:
основные понятия физики;
основные законы физики;
вывод основных законов;
понятие инерции, закона инерции;
виды энергии;
разновидность протекания тока в различных средах;
состав атома;
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.
В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:
производить расчеты по физическим формулам;
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
решать качественные задачи;
решать графические задачи;
решать задачи на соответствие;
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;
писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;
составлять уравнения движения;
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;
давать характеристики процессам происходящие в газах;
строить и объяснять графики изопроцессов;
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;
применять закон сохранения механической энергии;
применять закон сохранения импульса;
делать выводы.
Содержание курса
Механика (17 ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии .
Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (16 ч)
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Колебания и волны. (10 ч)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток.
Механические и электромагнитные волны.
Оптика (8ч)
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
Квантовая физика (6 ч)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Календарно-тематическое планирование.
Календарное планирование -10 класс |
№ | Тема занятия | Кол-во уроков | Виды деятельности |
1/1 | Что такое физическая задача? Классификация физических задач. | 1 | Лекция |
2/2 | Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. | 1 | Семинар |
1/3 | Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический). | 1 | Практическая работа |
2/4 | Решение задач на определение средней скорости. Графический способ определения средней скорости. | 1 | Семинар |
3/5 | Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. | 1 | Практическая работа |
4/6 | Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД. | 1 | Практическая работа |
1/7 | Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. Силы в природе. | 1 | Семинар |
2/8 | Координатный метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости. | 1 | Лекция |
3/9 | Координатный метод решения задач: вес движущегося тела. | 1 | Семинар |
4/10 | Координатный метод решения задач: движение связанных тел и с блоками. | 1 | Семинар |
5/11 | Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | Семинар |
6/12-7/13 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема. | 1 | Практическая работа |
8/14 | Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения. | 1 | Лекция |
9/15 | Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление. | 1 | Лекция |
10/16 | Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение. | 1 | Практическая работа |
11/17 | Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму. | 1 | Семинар |
12-13/ 18-19 | Проверочная работа по кинематике и динамике. Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. | 2 | Контрольная работа |
1/20 | Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. | 1 | Семинар |
2/21 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. | 1 | Семинар |
3/22 | Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности. | 1 | Лекция |
4/23 | Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. | 1 | Семинар |
5/24 6/25 | Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | Семинар |
7/26 | Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. | 1 | Работа с литературой и интернет-ресурсами |
8/27 | Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом. | 1 | Семинар |
9/28 | Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика». | 1 | Контрольная работа |
1/29 | Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. | 1 | Семинар |
2/30 | Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. | 1 | Семинар |
3/31 | Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. | 1 | Семинар |
4/32 | Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука. | 1 | Практическая работа |
5-6/ 33-35 | Проверочная работа на основы МКТ.Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ. | 2 | Контрольная работа |
Календарное планирование 11 класс |
1/1 | Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач. | 1 | Лекция |
2/2 | Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса. | 1 | Семинар |
3/3 | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии. | 1 | Лекция |
4/4 | Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики. | 1 | Работа с литературой и интернет-ресурсами |
5/5 | Тестовая работа на основные законы термодинамики. | 1 | Контрольная работа |
1/6 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде. | 1 | Практическая работа |
2/7 | Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. | 1 | Семинар |
3/8 | Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом. | 1 | Семинар |
4/9 | Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля. | 1 | Практическая работа |
5/10 6/11 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач). | 2 | Работа с литературой и интернет-ресурсами |
1/12 | Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных). | 1 | Практическая работа |
2-3/ 13-14 | Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. | 2 | Практическая работа |
4/15 | Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок. | 1 | Семинар |
1/16 | Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. | 1 | Лекция |
2/17 | Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза. | 1 | Практическая работа |
3/18 | Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях. | 1 | Практическая работа |
1/19 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач. | 1 | Семинар |
2-3/ 20-21 | Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний. Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический). | 2 | Работа с литературой и интернет-ресурсами |
4/22 | Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току. | 1 | Практическая работа |
5-6/ 23-24 | Проверочная работа по электродинамике. Анализ и разбор наиболее трудных задач по электродинамике. | 2 | Контрольная работа |
1/25 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. | 1 | Семинар |
2/26 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. | 1 | Семинар |
3/27 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия. | 1 | Семинар |
4/28 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | 1 | Практическая работа |
5/29 | Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. | 1 | Семинар |
6/30 | Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. | 1 | Работа с литературой и интернет-ресурсами |
7/31 | Тестовая работа на волновые и квантовые свойства света. | 1 | Контрольная работа |
1-2/ 32-33 | Итоговая работа с элементами ЕГЭ (2 часа) | 2 | Практическая работа |
3/34 | Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. | 1 | |