СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир книги" 2Б класса (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ТМНР и РАС "Удивительный мир книги" 2Б класса (2 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир книги" 2Б класса (2 вариант)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 86»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директор Директор ГКОУ

____________Горяшова Е.В. «Школа-интернат № 86»

31.08.2021г. ____________ Орлова Ю.А.

Приказ от 31.08.2021г. № 135-о






Рабочая программа внеурочной деятельности

« Удивительный мир книги»



для обучающихся 2 «Б» класса (II вариант)

на 2021-2022 учебный год





Разработчик:

Зайцева В.Н.















Нижний Новгород

2021г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир книг» предназначена для работы с детьми 2 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.


Главные цели программы:

— создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.


Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.


Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание программы «Удивительный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.


Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг,

  • проекты,

  • спектакли.


Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю. Срок реализации 1 год.


Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.


Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.

Планируемые результаты освоения программы


Личностные

— осознание значимости чтения для личного развития;

— формирование потребности в систематическом чтении.


Предметные умения:

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Метапредметные

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.



Содержание тем учебного курса


Книга, здравствуй (5 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Роль книги в жизни человека. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о Родине и родной природе (4 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Книги о твоих ровесниках (10 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Писатели детям (5 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе-

рестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (7 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки зарубежных писателей (4 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги о животных (5 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».


Планируемые УУД:

— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.



Календарно тематическое планирование во 2 классе (68ч)


Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата фактич.

Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой.

1

2.09


Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

7.09


Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

9.09


Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.Каталожная карточка.

1

14.09


Роль книги в жизни человека.

1

16.09


История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

21.09


Структура книги (элементы книги).

1

23.09


Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).

1

28.09


Книги о Родине и природе.

1

30.09


Книги о Родине и природе.

1

5.10


Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

7.10


Книги-сборники писателей-классиков о детях.

2

12.10

14.10


Книги современных писателей о детях.

2

19.10

21.10


Выставка книг о детях. Структура книги.

1

26.10


Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

28.10


Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

9.11


Книги Н. Носова. Типы книг.

1

11.11


Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

16.11


Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

1

18.11


Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

23.11


Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

25.11


Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

30.11


Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

2.12


Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

7.12


Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

9.12


Скороговорки и чистоговорки.

1

14.12


Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

16.12


Писатели-сказочники.

1

21.12


Герои сказок. Викторина.

1

23.12


Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

11.01


Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

13.01


Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

18.01


Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

20.01


По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

25.01


По страницам сказок Х.К. Андерсена.

1

27.01


Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

2

1.02

3.02


Книги о детях. Выставка книг.

1

8.02


Герои книг В. Осеевой.

1

10.02


Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

1

15.02


Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

17.02


Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

22.02


Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

24.02


Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

1

1.03


Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

3.03


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

7.03


В гостях у сказки.

1

10.03


Народные сказки на страницах детских журналов.

1

15.03


Книги о семье.

2

17.03

29.03


Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

31.03


Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

2

5.04

7.04


Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

12.04


Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

14.04


Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

19.04


Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

21.04


Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

26.04


Книги В. Бианки, Г. Скребицкого

1

28.04


Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

3.05


По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1

5.05


В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

10.05


Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

12.05


Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

17.05


Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

19.05


  1. 32

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

2

24.05

26.05





Учебно-методическое обеспечение


Для учителя:


  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.

  • Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999

  • Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

  • Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.



Рекомендуемые пособия для учащихся:


  • Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3,4 класс. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 и послед.

  • Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011



26