Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Долинск
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская, д.13, тел. 2-71-98
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 250 – ОД от 30 сентября 2021 | Согласовано: Зам директора по ВР _______________/А.И. Филичкина/ «___»___________2021 г. | Уиверждаю: Директор МБОУ «СОШ №2» _______________/Л.А. Денисенко/ «___»___________2021 г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
на ступени начального общего образования
для 6 класса
на 2021-2022 учебный год
составлена учителем математики
Козловой Снежаной Владимировной
г. Долинск,
2021 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. с изменениями, плана внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год, утверждённого приказом директора № 250 - ОД от 30.08. 2021, на основе авторской программы Ткачёвой М.В. «»Математика» и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Цели курса: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирование логического мышления посредством основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету «Математика».
Изучение курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» способствует решению следующих задач:
1) формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
2) формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
3) формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
На изучение курса «За страницами учебника математики» в 6 классе основной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
Изучение курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости и в пространстве;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой и в координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
ТЕМА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 5 ЧАСОВ
Простые и составные числа. Мир простых чисел. Разложение чисел на простые множители. Делители и кратные натурального числа. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ – 6 ЧАСОВ
Отношение. Золотое сечение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами. Окружность и круг. Длина окружности. Число π. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Площадь круга. Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток цилиндра, конуса. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ
Положительные, отрицательные числа и число нуль. Появление отрицательных чисел. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная прямая. Координатная плоскость. Осевая и центральная симметрия.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
3. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
№ /П | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Корректировка, причина |
ТЕМА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 5 ЧАСОВ |
1 | Вспоминаем свойства натуральных чисел | 1 | Сентябрь 4 | | |
2 | Что на что, зачем и как делится? | 1 | 11 | | |
3 | Каким решетом пользовался Эратосфен? | 1 | 18 | | |
4 | Анатомия числа | 1 | 25 | |
5 | Примеры использования делимости натуральных чисел для решения текстовых задач | 1 | Октябрь 6 | |
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ |
6 | Самая красивая обыкновенная дробь | 1 | 13 | |
7 | «Грим» для дробей с разными знаменателями | 1 | 20 | |
8 | Применение свойств сложения и вычитания при решении задач | 1 | 27 | |
9 | «Прятки» для дроби и числа | 1 | Ноябрь 13 | |
1 | Числа-перевертыши | 1 | 20 | |
11 | Математическое моделирование. Все ли уравнения имеют корни? | 1 | 27 | |
12 | Трудности перевода | 1 | Декабрь 4 | |
ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ – 6 ЧАСОВ |
13 | Что показывают отношения между величинами? | 1 | 11 | |
14 | История с географией: карта, лапоть и верста | 1 | 18 | |
15 | Текстовые задачи на нахождение процентных отношений чисел | 1 | 25 | |
16 | На арене – число π | 1 | Январь 15 | |
17 | Пространственные фигуры вращения – красота и четкость формы | 1 | 22 | |
18 | Случайности не случайны? | 1 | 29 | |
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ |
19 | Всегда ли было число «нуль» и что изменилось с его появлением? | 1 | Февраль 5 | |
20 | Что прячется под знаком модуля? | 1 | 12 | |
21 | Координатная прямая и линия времени | 1 | 19 | |
22 | Как сложить числа с разными знаками? | 1 | 26 | |
23 | Разве можно вычесть отрицательное число? | 1 | Март 5 | |
24 | «Паспортный контроль» при решении уравнений | 1 | 12 | |
25 | Странный или закономерный результат? | 1 | 19 | |
26 | Можно ли «минус» поделить нацело? | 1 | Апрель 2 | |
27 | Основные свойства уравнений | 1 | 9 | |
28 | Решение текстовых задач с помощью уравнений | 1 | 16 | |
29 | Движение, работа, производительность | 1 | 23 | |
30 | Построение перпендикуляров | 1 | 30 | |
31 | Построение параллельных прямых | 1 | Май 7 | |
32 | Координатная плоскость. График | 1 | 14 | |
33 | Способы задания функции | 1 | 21 | |
34 | Как читают графики? График – инструмент исследователя | 1 | 28 | |
9
Приложение 1
Сводная учёта распределения программного материала
по программе курса внеурочной деятельности
Класс: 6 «А»
Учитель: Козлова Снежана Владимировна
Количество часов на 2021-2022 учебный год
Всего часов | 34 |
Часов в неделю | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов по программе |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 8 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 7 |
Год | 34 |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1. | ТЕМА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 5 |
2. | ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 7 |
3. | ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ | 6 |
4. | ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ | 17 |
| ИТОГО | 34 |