Рассмотрено На заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _______ / Протокол №___ от _____20__ г | Согласовано Заместителем директора по УВР _________/ ____ _____________20___ г. | Утверждаю: Директор школы __________/ Приказ №___ от _________ 20___ |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
Уровень общего образования
начальное общее образование, 1- 4 классы
Учитель Парфенова Ольга Николаевна
Категория: первая
Программа разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. - 2009. — № 7.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
В соответствии с этим программа реализуется за 1- 4 класс в объеме 34 часа .
Планируемые результаты
Личностные результаты
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты
- самостоятельно называть числа от 1 до 20 и их последовательность;
- вести подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков;
- называть числа от 1 до 100;
- соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
- поиск нескольких решений;
- восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта;
-последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- разрезание и составление фигур.
- деление заданной фигуры на равные по площади части.
- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
- составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Метапредметные результаты
Познавательные:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной деталей в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
Коммуникативные:
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
Регулятивные:
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
- сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины. | 9 | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математиче- ских пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычи- тание до 100».Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычи- тание до 100».Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пира- миды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).Решение олимпиадных задач | — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль- ное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
2. | Мир занимательных задач | 12 | В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.Вычисления в группах. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; —объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. |
| Геометрическая мозаика | 13 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в умень- шенном масштабе.Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. «Шаг в будущее» Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Тайны окружности Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде- ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).Задания на разрезание и составление фигур. | —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- ков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де- тали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | «Удивительная снежинка» | | |
2 | Крестики-нолики | | |
3 | Математические игры | | |
4 | Прятки с фигурами | | |
5 | Секреты задач | | |
6 | «Спичечный» конструктор | | |
7 | «Спичечный» конструктор | | |
8 | Геометрический калейдоскоп | | |
9 | Числовые головоломки | | |
10 | «Шаг в будущее» | | |
11 | Геометрия вокруг нас | | |
12 | Путешествие точки | | |
13 | «Шаг в будущее» | | |
14 | Тайны окружности | | |
15 | Математическое путешествие | | |
16 | «Новогодний серпантин» | | |
17 | «Новогодний серпантин» | | |
18 | Математические игры | | |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | | |
20 | Геометрический калейдоскоп | | |
21 | Головоломки | | |
22 | Секреты задач | | |
23 | «Что скрывает сорока?» | | |
24 | Интеллектуальная разминка | | |
25 | Дважды два — четыре | | |
26 | Дважды два — четыре | | |
27 | Дважды два — четыре | | |
28 | В царстве смекалки | | |
29 | Интеллектуальная разминка | | |
30 | Составь квадрат | | |
31 | Мир занимательных задач | | |
32 | Мир занимательных задач | | |
33 | Математические фокусы | | |
34 | Математическая эстафета | | |
ИТОГО: | | |