Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Саловская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Образовательный проект
Обучение учащихся технологии исследовательской деятельности в сельской школе
в рамках районного конкурса "Образовательные проекты" среди педагогических работников образовательных учреждений Лямбирского муниципального района
Выполнила: учитель истории и обществознания
Кугушева Ю. А.
П. с-з. Коммунар, 2017 г.
Содержание
Паспорт проекта …………………………………………………..…..………...3
Введение ………………………………………………………………………....5
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.……...6
Критерии оценки ожидаемых результатов проекта…..…………………….7
Описание основной проблемы и основание актуальности её разработки....8
Сроки и этапы реализации проекта ……………………………………...…...10
Организация исследовательской деятельности школьников
в общеобразовательном учреждении...........................................................12
Результаты проекта на 2015/2016 учебный год……………………….……..16
Указание адреса размещения образовательного проекта в сети Интернет……………………………………………………..…………………17
Приложение
Паспорт образовательного проекта |
Наименование образовательного проекта | Обучение учащихся технологии исследовательской деятельности в сельской школе |
Основание для разработки образовательного проекта
| Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Постановление «Об утверждении Положения «О проведении районного конкурса "Образовательные проекты» среди педагогических работников образовательных учреждений Лямбирского муниципального района» |
Цель образовательного проекта | создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры. |
Срок реализации образовательного проекта | 2014 – 2017 годы |
Ожидаемые результаты от реализации образовательного проекта | информатизация образовательного и воспитательного процесса повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране; повышение эффективности работы школы и профессионализма сотрудников учреждения. интеграция в школьную практику современных научно – исследовательских технологий. усиление партнерства школы с другими учреждениями образования, науки, культуры, предприятиями и фирмами, общественными организациями и родительской общественностью. укрепление позитивного имиджа школы в местном социуме и лидерство в образовательном сообществе. рост профессиональной компетентности сотрудников школой, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых школой. |
Управление образовательным проектом и контроль за его реализацией | |
Введение
Образовательный проект «Обучение учащихся технологии исследовательской деятельности в сельской школе» – нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития школы в рамках ФГОС. Образовательный проект определяет цели, задачи, механизм реализации и предполагаемые результаты развития, воспитания и социализации обучающихся на период 2014 – 2017 годы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования».
Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Педагогическая общественность должна осознать исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.
Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.
Основной результат эффективной самореализации – достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.
Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.
В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта:
– подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества;
– привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры;
– популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.
Для решения задач нужна слаженная работа педагогов. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.
Методы исследования:
– изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
– изучение и обобщение передового педагогического опыта;
– опросы (анкетирование);
– педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
– сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Система показателей по достижению целей проекта:
внедрение исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность
внедрение современных механизмов реализации целевых программ и проектов в данной сфере;
создание модели интеграции учебной, внеучебной и воспитательной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
повышение качества знаний, гражданской, нравственной, правовой культуры;
разработка методического материала для проведения уроков, конференций, круглых столов, мастер-классов, элективных курсов, кружков, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и внедрения социальных проектов;
повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;
повышение уровня воспитанности обучающихся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс;
публикация материалов школы по указанной проблематике в СМИ, Интернет;
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Участники образовательного процесса | Ожидаемые результаты | Ожидаемые эффекты |
Учителя | дополнительные возможности личностного и профессионального роста; увеличение количества педагогов, участвующих в проектной деятельности; реализация профессиональной педагогической компетентности. | формирование положительной мотивации учительского коллектива; профессиональное развитие педагогов; рост творческой активности, участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах. |
Обучающиеся | гармоничное развитие личности, её успешная социализация; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства; увеличение количества детей, охваченных исследовательской деятельностью рост социальной активности обучающихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности | |
Родители обучающихся | | |
Администрация | обеспечение развития образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС; создание банка проектных форм и методов работы по технологии исследовательской деятельности; повышение результативности образовательного и воспитательного процессов в школе; информатизация образовательного и воспитательного процесса | |
Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, «на стороне». Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую науку непереносимо скучной, лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.
Учебный процесс в сельской школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим в этой связи критическое отношение С. Т. Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: «...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя» (С. Т. Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
Новизна проекта состоит в:
разработке и апробации модели деятельности школы как исследовательского центра;
разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области технологии исследовательской деятельности;
создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении;
создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности в условиях МОУ «Саловская СОШ»
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы проекта | Сроки исполнения | Задачи этапа | Ожидаемый результат | Ответственные |
1. Подготовительный | 2014-2015 | 1. Организационные: Разработать план по разработке и реализации проекта. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов | |
2. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта | |
3.Кадровые Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта. | Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта | |
4. Содержательные: Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. | |
5.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта. | |
2. Практический | 2015-2016 | 1. Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта | |
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта | Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта | |
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта | Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании | |
4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта | |
3. Контрольно-оценочный | 2016-2017 | Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней. | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта. | |
Организация исследовательской деятельности школьников
в общеобразовательном учреждении
Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных, точных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Результаты проекта на 2016/2017 учебный год
Реализуемый проект дает положительные результаты. Обучающиеся освоили определенный объем знаний о технологии исследовательской работы.
Школьники в период с 2015 по 2107 год участвовали в различных конкурсах, занимались исследовательской деятельностью. В частности, в 2015 году ученица 9 класса Алексахина Л. Заняла первое место на республиканском конкурсе «Права детей – забота государства». Она представляла школу с работой «Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества (на примере учащихся МОУ Саловская СОШ)». В 2016 году на этом же конкурсе она заняла второе место с исследовательской работой «Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в российской федерации (по материалам Республики Мордовия)». Активное участие в республиканском конкурсе «Юный архивист» принимала ученица 10 класса Савинова Валерия. Исследовательская работа «Моя школа: история и современность» на республиканском этапе заняла второе место. А в 2016 году Савинова В. стала лауреатом IV Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» ( Приложение).
Все вышеперечисленное говорит о том, что проект «Обучение учащихся технологии исследовательской деятельности в сельской школе» – это эффективный нормативный документ, который можно рекомендовать для образовательных учреждений любого типа.
9. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения
Материалы образовательного проекта размещены в разделе «Файлы» на сайте учителя истории и обществознания Кугушевой Ю. А. – http://multiurok.ru/historiyulya/.
Приложение






