Отдел образования, спорта и туризма
Волковысского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гнезновский учебно – педагогический комплекс
детский сад – средняя школа»
Конкурс-выставка
«Украсим Беларусь цветами»
Номинация “Рутарий”

Руководители проекта:
директор Лясота Елена
Владимировна,
учитель географии и биологии
Рудаковская Елена
Анатольевна
2014
…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.
К. Д. Ушинский
Введение
Школа для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства.
Школьная территория - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множество зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.
Правильно подобранные деревья, кустарники, цветы, которые размещены с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают территории своеобразный колорит. При этом это способ просто и доступно создать свою неповторимую обстановку.
Экологическое и трудовое воспитание школьников являются приоритетными направлениями деятельности нашей школы. Работа по благоустройству школьной территории выступает как эффективное средство формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Деятельность по благоустройству школьной территории – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Идея создать рутарий родилась случайно. Во время летних походов в лес мы обратили внимание на пни и коряги причудливой формы, которые смогут удачно вписаться в общую композицию кантри-уголка. На территории школы на месте спиленных деревьев остались пни, которые было решено превратить в клумбы. Значимым было и то, что создание рутария на своем участке не потребует ни особенных усилий, ни денежных вложений, единственное, что необходимо – порыв вдохновения и фантазия.
Цель: экологическое и трудовое воспитание школьников посредством организации работы по благоустройству и озеленению школьной территории.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. Создать рутарий как неотъемлемую часть кантри-уголка на территории школы.
2. Обучать школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна.
3. Освоить навыки коммуникативной культуры, работы в коллективе.
4. Способствовать развитию самостоятельной практической деятельности.
5. Объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы.
6. Воспитывать у учащихся бережное отношение к богатствам родного края, развивать у них навыки рационального природопользования.
7. Способствовать развитию интереса к трудовой деятельности как виду творчества, формированию навыков гигиены и охраны труда при работе с растениями.
8. Максимально использовать возможности пришкольного участка для укрепления физического, психического и духовного здоровья каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
- благоустройство и озеленение пришкольной территории;
- организация социально – значимой общественной деятельности школьников;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке;
- повышение экологической культуры обучающихся;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- сотрудничество учащихся, учителей родителей, направленное на благоустройство и озеленение территории школы.
Созданный рутарий является частью кантри-уголка и выполняет следующие функции:
Здоровьесберегающая - способствует укреплению физического и психического здоровья учащихся и педагогов.
Учебно-практическая – способствует удовлетворению познавательной потребности учащихся и педагогов в вопросах ландшафтного дизайна, озеленения, правил подбора растения и ухода за ними, фитодизайна, ароматерапии и многих других.
Эстетическая - создает условия для эстетического воспитания учащихся.
Что такое рутарий? В переводе с английского «root» - означает корень, этим новым словом, современные ландшафтные дизайнеры называют сад корней, коряг, веток, пней, всего, что осталось от старых поваленных деревьев и используемых для украшения, придания особой глубины и природной живости садам.
Рутарий или «сад корней» представляет собой композицию, для создания которой используют корни, части стволов, кору, мох, шишки, растения и декоративные фигурки. Создать рутарий своими руками не сложно и очень занимательно.
Не стоит избавляться от спиленных засохших веток, коряг и корней от вырубленных деревьев, а также сжигать выкорчеванные пни – всё это может послужить отличным материалом для создания рутария. Немного усилий и фантазии – и бесполезные коряги станут уникальной ландшафтной композицией. И никаких денежных затрат.
Задумав создать у себя на участке рутарий, первым делом нужно определиться со смысловой нагрузкой, то есть, нужно знать заранее, какие эмоции он должен пробуждать. Органично и к месту рутарий смотрится только в случае создания целостной композиции, вписывающейся в общую идею канри-уголка.
При создании рутария следует руководствоваться следующими правилами:
следует учитывать общий стиль и концепцию ландшафтного дизайна участка;
в композиции должна соблюдаться целостность, даже если он создается в смешанном стиле. Кроме того, он должен гармонировать с окружающим ландшафтом;
следует учитывать не только его внешнюю составляющую, но и уделить внимание прочности и долговечности.
Этапы реализации проекта:
1 этап-организационный:
изучение литературы и ознакомление с интернет-ресурсами по теме проекта(февраль 2014г.);
планирование и составление эскиза рутария (февраль 2014г.);
подбор ассортимента растений для каждой зоны рутария с учётом их эколого-биологических особенностей (февраль-март 2014г.);
сбор необходимого материала: пней, коряг, веток (март-апрель 2014г.).
2 этап-основной:
- разбивка (зонирование) участка (апрель 2014г.);
- подготовка грунта (апрель-май 2014г.);
- высадка рассады и посев семян (май 2014г.);
- оформление цветочной композиции рутария в стилевом единстве (май-июнь 2014г.).
3 этап-заключительный
- защита проекта (август 2014г.).
Сбор материала для рутария:
П
осле того, как определились с местом, следует собрать материал. Лучшие места для этого – лес в близлежащих окрестностях. Большой вклад в рутарий может внести кора деревьев.


Компоновать корни, коряги и пни можно по-разному: группами или поодиночке.


Преимущества рутариев в том, что каждый из них уникален. Невозможно создать одинаковые сады из коряг, т.к. не существует одинаковых коряг и пней в природе.

