Мультимедийное приложение к
Презентации группового проекта
«Ф.И. Шаляпин – в искусстве и истории России»
для учащихся 7-8 классов под руководством учителя музыки МОУ «Бугровская СОШ», Всеволожского района, Ленинградской области, Кругловой Яны Светозаровны .
2012-2013 учебный год
Фёдор Иванович Шаляпин – русский оперный и камерный певец (высокий бас), солист Большого и Мариинского театров, первый народный артист СССР. В период эмиграции солист театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Венской национальной оперы, театра Ла Скала в Милане.
Родился 13 февраля 1873 года, в старинном русском
городе Казань, на берегах реки Волги, в крестьянской семье. Жили очень скромно, почти бедно. Получил начальное образование и был отдан в ученики сапожника.
В семье Шаляпиных любили петь. В детстве маленький Федя часто слышал и пел русские народные песни. Превосходный музыкальный слух и голос был сразу замечен учителями воскресной школы. Шаляпин был принят хористом в церковный хор. Это сыграло важную роль в будущей вокальной карьере.
Начало карьеры – должность статиста, позже хориста в Казанском народном театре. Семнадцатилетний Шаляпин знал все мужские партии наизусть. Всё решил случай.
На молодого певца обратил внимание руководитель частной русской оперы Савва Мамонтов. И не удивительно – красавец, русский богатырь( рост 2м 2см) привлекал внимание весёлым нравом, открытым характером. Сам Шаляпин говорил : « У Мамонтова я получил репертуар, который дал мне возможность развить артистизм натуры, выразить свой темперамент»
Русский меценат, большой ценитель искусства говорил: «Феденька, вы можете делать в моём театре всё , что хотите! Костюмы, постановки – всё по вашему желанию». Мамонтов очень ценил певца. Молодого Шаляпина восхищала атмосфера абсолютного творчества в труппе. Педагоги по вокалу удивлялись почти природной постановке его голоса. Но всё же Шаляпин с усердием занимался.
В эти годы (1896-1900), в жизни Шаляпина происходят судьбоносные встречи. Он знакомится с Горьким, который тоже вырос на берегах Волги , и понимал все тяготы нищеты , трудности простого народа. Они о многом разговаривали, Горький замечал пытливый ум, жажду знаний у Шаляпина. Оба стремились к самообразованию. В будущем писатель будет редактировать автобиографическую книгу Шаляпина «Маска и Душа». Свою дружбу они пронесут через годы.
В это же время судьбе было угодно свести двух гениев. Шаляпин знакомится с Сергеем Рахманиновым. Они были ровесниками. Двух молодых и таких разных людей объединила музыка. Шаляпин – весёлый, открытый, яркий, темпераментный.
Рахманинов – немногословный, вдумчивый, интеллегентный. Их крепкая дружба продлится до последнего дня
Фёдора Ивановича.
Рахманинов с удовольствием принялся заполнять пробелы в академическом музыкальном образовании певца. Он понимал , что такому таланту необходим определённый уровень знаний. Делал это очень деликатно. Стремление Шаляпина к знаниям удивляло. Рахманинов с удовольствием аккомпанировал певцу. Шаляпин же говорил: Мне кажется, что пою не я, а Серёжины руки».
Имя Шаляпина звучало всё ярче, артист был интересен публике не только вокальным таланом , но и драматической трактовкой каждой роли : «Хан Кончак, Иоанн Грозный, Мельник, Борис Годунов, Иван Сусанин …..». Гастроли по многочисленным городам Частной оперы Саввы Мамонтова сделали молодого певца любимым и популярным для публики. О силе и окраске его голоса ходили легенды.
В этот период в труппе театра солировала прима балерина из Италии Иола Торнаги.
Молодой певец был очарован творчеством молодой красавицы. Был бурный роман. Вскоре они поженились. В этом браке родились шестеро детей. Общались супруги на итальянском языке. Певец имел удивительную способность к языкам, а вот Иола так и не выучила русский.
Популярность певца возрастала. Вскоре Шаляпин приглашён в Москву. Он поёт в Большом театре. Театральные интриги, калуарность сценической жизни мешают творчеству Шаляпина. Он удивлён зависти к своему таланту.
В начале XX века Фёдору Шаляпину поступило заманчивое предложение занять должность ведущего солиста в Императорском Мариинском театре. Тридцатилетний певец с удовольствием принимает его. Он занят почти во всех оперных спектаклях. Все ведущие партии – его.
Он с успехом исполняет партию Бориса Годунова. Критики отмечают не только музыкальный талант, но и драматический подход к роли. Шаляпин всегда участвует в создании сценического костюма, изумительно рисует эскизы, обсуждает детали. Скурпулёзно относится к исторической основе, литературному соответствию. Своей многогранной одарённостью и, при этом, простотой и лёгкостью в общении, Шаляпин притягивает людей. В его доме всегда много гостей.
Авациями публика приняла его в роли Бориса Годунова. Заслуга певца в драматическом погружении в роль. На сцене не певец, а прежде всего артист! Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётную подачу голоса, слышный даже в самых удаленных местах от сцены.
В опере «Фауст»Мефистофель Шаляпина был неподражаем. На премьере на бис вызывали восемь раз. Шаляпин утверждал, что певец не должен просто выучить свою партию, он должен играть роль. От своих партнёров требовал взаимодействия, эмоционального отклика.
Важным фактором восприятия публикой артиста было его могучее телосложение и высокий рост. Подвижная мимика, пластичность артиста позволяли глубоко вживаться в роль. Когда Шаляпин выходил на сцену – зал замирал.
Благодаря тонкому пониманию русской истории и большому кругозору роль Ивана Грозного глубоко осознал. Публика обожала такого разного Фёдора Шаляпина, ждала встречи с ним. На его спектаклях всегда был аншлаг. Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, Он выпевал каждую ноту, находил точные интонации для каждой фразы, был абсолютно органичен не сцене.
К началу ХХ века Фёдор Шаляпин приобрёл громкую известность , заслуженную популярность, имел награды. Император пожаловал ему высокое звание Солист Его Величества. Материальное благосостояние певца возрастало. Шикарная квартира в центре Москвы, Петербурга, дача под Кисловодском…
Талант певца не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Способности Шаляпина в изобразительном искусстве проявлялись всегда. Он превосходно писал маслом, рисовал и лепил. С удовольствием делал шаржи на себя и своих близких. Делал это быстро и с юмором.
Яркий пример изобразительного творчества. Певец утром, в халате у рояля пробует голос, распевается. И со стороны смотрит на себя с юмором. Самоирония – отличное средство от звёздной болезни. Природный ум, смекалка, цепкая наблюдательность проявлялась во всём его творчестве и в частной жизни. Он желанный гость во многих домах, душа компании.
Изобразительный талант певца помогал ему вживаться в роль. Гримировался Шаляпин самостоятельно и только по своим эскизам, которых в гримёрной было множество.
Скульптурный автопортрет поразил современников точностью и выразительностью. Сам же Шаляпин говорил, что ваяние позволяет ему отвлечься и отдохнуть от многочисленных ролей.
Круг друзей певца был очень широк и разнообразен. Но в основном это были люди творческие.Фёдор Шаляпин дружил с многими художниками. Илья Репин с удовольствием принимал его у себя.
Революционный переворот в России 1917 года Шаляпин принял спокойно. Он понимал, что его рабоче-крестьянское происхождение даёт превелегии. Но многое ему было непонятно в сложившемся миропорядке или, скорее, беспорядке. Горький настойчиво предупреждал друга не участвовать в политике и никак не выражать своё мнение о происходящем. Он просил не растрачивать свой талант на партийную суету.
В 1918 году получил звание Народный артист Республики. В это время Шаляпин занимает должность художественного руководителя Мариинского театра.
Интересный факт связан с богатой бобровой шубой, подаренной красноармейцами взамен гонорара за сольный концерт зимой в 1920 году в революционном Петрограде. Шаляпина удивила эта роскошная вещь среди разрухи, голода, нищеты. Он понимал, что скорее всего шуба конфискована и национализирована, но прилшась в пору, согревала в холодные зимы тех суровых лет.
Именно в этой шубе изображён певец на картине русского художника Кустодиева. Городской пейзаж на заднем плане – воспоминания о пошлом в голодные 20е годы. Маленькая белая собачка реальный персонаж, любимец певца. Две девочки слева – дочери Шаляпина – Марфа и Марина. Рядом с ними стоит дворецкий семьи Шаляпина Дворищев, который будет сохранять имущество певца после его эмиграции и умрёт от голода в годы блокады в Ленинграде. Картина же совершит путешествие по миру, позже вернётся в музей Шаляпина как дар дочери.
Личная жизнь певца не была простой. В первом браке с итальянкой Иолой Торнаги росли пятеро детей (шестой ребёнок сын Игорь умер в 4 года). Семья проживала в Москве.
Уже имея семью, Фёдор Иванович в 1907 году сближается с Марией Валентиновной Петцольд, состоятельной вдовой, имеющей от первого брака двоих детей. У них рождаются трое общих детей. Дочери Марфа, Мария и Дассия. Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой – другая. Официально второй брак был оформлен только в Париже в 1927 году, в эмиграции.
С 1921 года певец уехал на гастроли в Америку вместе со второй семьёй, где постоянно общается с Рахманиновым, Коровиным и другими представителями творческой российской эмиграцией. Нахождение Шаляпина за границей затянулось. На Родине ползли разные слухи о многочисленных пожертвованиях Шаляпина в пользу эмиграции. Певца лишили звания Народный артист.
К своему 50 летнему юбилею певец издаёт книгу «Маска и Душа». Помогал над ней работать и редактировал его друг Максим Горький. Это автобиографическая исповедь, где Фёдор Иванович многое открывает читателю.
Книга Шаляпина тепло принята читателями. Позже была переиздана. Она открыла певца, как талантливого литератора, знатока человеческих душ.
Фёдор Иванович в 30тые годы занимается педагогической деятельностью, набирает талантливых молодых учеников, передаёт им свой опыт, основы драматического пения. В 1932 году Шаляпину предлагают снятся в фильме «Дон Кихот». Он снялся у австрийского режиссера Георга Пабса. Фильм был снят сразу на двух языках – английском и французском. Премьера прошла с огромным успехом. Весной 1937 года у Фёдора Ивановича обнаружили лейкоз, а в апреле 1938 года певец скончался на руках жены и друга Сергея Рахманинова. Похоронен Шаляпин на Парижском кладбище.
В1956 году в ЦККПСС рассмотрели предложение о восстановлении Ф.И.Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики, но оно не было принято. Лишь в 1991году Советом Министров РСФСР звание было возвращено. В Казани,на Родине певца, открылся оперный фестиваль его имени. В Петербурге и в Москве открыты Музеи-квартиры Шаляпина. На Новинском бульваре в Москве в 2003 году установлен монумент высотой 2м 50см в честь великого артиста. В 1984 году в Москве на Новодевичьем кладбище по настоянию родственников состоялась церемония перезахоронения праха Шаляпина.
Мультимедийное приложение
к конечному продукту коллективного проекта для 7-8 классов по теме :
«Ф.И. Шаляпин – в искусстве и истории России».
Эксурксия в музей-квартиру Шаляпина в Санкт-Петербурге.
Адрес: улица Графтио , дом 3.
Спасибо за внимание!