Просмотр содержимого документа
«Проект урока по произведению М. Ю. Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича..."»
ТЕМА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «Песня про купца Калашникова…». Эпоха и личность в восприятии М.Ю. Лермонтова и в нашем понимании.
Цель: 1. Углубить представление учащихся об исторической теме в творчестве Лермонтова.
2. Рассмотреть, как воплощаются в произведении «вечные» категории (любовь, честь и достоинство, взаимоотношения человека и государства), история и современность.
3. Формировать умение разграничивать позицию автора и лирического героя.
4. Показать, как сочетается в произведении принцип историзма с эстетическими и этическими функциями литературы.
5. Обозначить ценность исторического произведения для современного читателя.
6. Формировать умение работать с различными видами и источниками информации.
7. Воспитывать мыслящую, нравственно- ориентированную личность.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: эвристическая беседа, наблюдение, объяснение, описание, анализ текста, решение проблемных ситуаций.
Оборудование: текст «Песни…», портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин В.М. Васнецова, карточки с заданиями для работы в группах, слайды.
Эпиграфы: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». А.С. Пушкин.
«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». М. Горький.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ОЦЕНИВАНИЕ |
Психологическая подготовка к уроку, эмоциональный настрой. | Беседа: Какой из эпиграфов, на ваш взгляд, лучше отражает тему урока? На что нацеливают нас они? | Знакомятся с целями урока. Выбирают лидеров групп. Формулируют ответы на поставленные вопросы. | Готовность учащихся к восприятию |
Актуализация опорных знаний. «Картины русской жизни» | Вступительное слово учителя. Мы уже говорили с вами о том, что «Песня…» -это произведение об историческом прошлом Руси, рисующее нам картины быта русского народа XVI века. Давайте поговорим о том, каким изображен XVI век в поэме М. Ю. Лермонтова. Как жили люди? Что их волновало? Руководство работой учащихся в группах. Выводы: Лермонтов отошёл от изображения исторических событий, т.к. его волновали бытовые отношения между людьми и нравственные ценности той эпохи. Общество похоже на лестницу, где каждый занимает ступень соответственно своему социальному статусу. | 1 группа. Глава «Пир». М.Ю. Лермонтов из множества деяний Ивана IV не осветил ни одно. Царь не показан ни во время битв, ни сочиняющим что-либо (а мы знаем, что он был блестящим публицистом и писал музыку). Почему он показан пирующим? 2 группа. Глава II. «Оскорбление Алены Дмитриевны». Почему, несмотря на любовь и согласие, царившие в семье Калашниковых, Алёна Дмитриевна боится немилости мужа не меньше, чем Кирибеевича? Почему Калашников так груб с женой в начале их разговора? 3 группа. Глава III. «Кулачный бой». Верно ли изображены события с исторической точки зрения? Какую роль в жизни русского народа играли кулачные бои? 4 группа. Опираясь на текст «Песни…», расположите персонажи на социальной лестнице. Расскажите об отношениях между людьми в XVI веке, о том, какие чувства они испытывали, об их моральных ценностях | Умение работать в группах, способность совместно решать проблемные задачи. Умение реализовывать полученные знания |
| Моделирование проблемной ситуации. М.Ю. Лермонтов достаточно полно и живописно отразил быт и нравы эпохи царствования Ивана Грозного. Предлагаю проверить, насколько глубоко мы прониклись духом того времени, с помощью искусствоведческого эксперимента. Сейчас вы репродукции картин, на которых изображена Москва в разные эпохи, услышите гусли, самый распространенный музыкальный инструмент того времени, вспомните описание Москвы в «Песне…» и попытаетесь отгадать, на какой из картин изображена Москва времен Ивана IV. | Просмотр слайдов. Чтение наизусть отрывка из третьей части «Песни…». Решение проблемной ситуации | Умение решать искусствоведческие задачи, умение анализировать, аргументировать свой ответ. |
Аккомодация новых знаний | Презентация новой темы «Вечные» категории в произведении». Более 170 лет прошло с момента написания произведения, но оно продолжает волновать нас, современных читателей. «Песня про купца Калашникова…» не оставляет нас равнодушными. Почему она интересна? Потому что в ней говорится вечных нравственных ценностях. Рассмотрев картины русской жизни, мы выявили отношения и нравственные ценности эпохи царствования Ивана Грозного. Вывод: Степан Парамонович Калашников снискал уважение народа, т.к. защитил любовь, честь, достоинство человека и семьи – те нравственные ценности, без которых невозможна жизнь человека. Мы уважаем его за прямоту, правдивость, нравственную силу и цельность характера. Поступок купца Калашникова актуален и сегодня, потому что учит нас жить, не теряя человеческого достоинства, показывает, что нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью, надо, не боясь, бороться за правду. | Задания для работы в группах. 1 группа. «Любовь и семья». Через отношения каких персонажей раскрывается в произведении тема любви и семьи? Алёна Дмитриевна испугалась, услышав, что Кирибеевич из семьи Малютиной. Почему? Чем семья Малютиных отличается от семьи Калашниковых? Ситуация разрешается трагически. Возможен ли был другой путь? Что об этом говорится в произведении? 2 группа. «Честь и достоинство» Кто из персонажей «Песни…» становится на защиту чести и достоинства? Кому кланяется Калашников перед боем? Только ли собственное достоинство и честь семьи он защищает? Почему, защищая правое дело, он просит помолиться за его «душу грешную»? В чем он грешен и перед кем? 3 группа. «Характеры героев». Сопоставьте характеры Кирибеевича и Калашникова. Кто интереснее в психологическом плане? Кто ближе вам? Почему они такие разные? Какие чувства по отношению к героям демонстрируют народ и гусляры? В чем это выражается? Почему гуслярам жаль Кирибеевича, но не жаль Степана Парамоновича? 4 группа. «Эстетическая и этическая ценность произведения» Сокращая заглавие, мы называем произведение так: «Песня про купца Калашникова…». Мы подсознательно выделяем главного героя. Почему мы считаем главным героем его, ведь он стоит ниже по социальной лестнице, чем другие? Чему учит нас «Песня…»? | |
Подведение итогов урока | Заключительные выводы. | Чтение наизусть финала «Песни…» под аккомпанемент колоколов | Итоговое оценивание работы учеников в группах |
Домашнее задание | Задания по выбору. Сопоставьте речь купца Калашникова и царя с текстом народной песни «Не шуми, мати зеленая дубровушка..» Найдите общее в изображении героев. «Песня про купца Калашникова …» в живописи. Составьте кроссворд по «Песне…» | Записывают домашнее задание | |