Устный счёт – гимнастика ума
Введение
Можно ли представить себе мир без чисел? Без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь.
В нашей работе предпочтение отдано стихии чисел и действий с ними.
Сейчас современные школьники не хотят утруждать себя счётом в уме. Поэтому мы сочли важно показать то, что сам процесс выполнения действия может быть интересным, и что, сколько бы замечательных гаджетов (телефоны, смартфоны, айпады) не было, своя голова - она всегда лучше.
Объект исследования: алгоритмы счёта.
Предмет исследования: процесс вычисления.
Цель: изучить нестандартные приёмы вычислений и использовать эти способы.
Задачи:
- рассмотреть некоторые приёмы устного умножения, деления и на примерах показать преимущества их использования.
Актуальность данной темы заключается в том, что использование нестандартных приёмов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес к математике и способствует развитию математических способностей.
Умножение и деление на 5.
Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на 10/2 , то есть умножить на 10 и разделить на 2.
Например,

Чтобы число разделить на 5, нужно умножить его на 2/10 , то есть умножить на 2 и разделить на 10.
Например,


Умножение на 0,5; 1,5; 2,5; 3,5; 4,5.
Чтобы число умножить на 0,5, нужно разделить его на 2 (найти его половину).
Чтобы число умножить на 1,5, нужно к исходному числу прибавить его половину.





Умножение на 0,25; 1,25; 2,25; 3,25; 8,25.
Чтобы число умножить на 0,25, нужно разделить его на 4 (найти его четвёртую часть). Чтобы число умножить на 1,25, нужно к исходному числу прибавить его четвёртую часть.
Чтобы число умножить на 2,25, нужно исходное число умножить на 2 и к результату прибавить его четвёртую часть.
Например,



Умножение на 0,125; 1,125; 5,125; 12,125.
Чтобы число умножить на 0,125, нужно разделить его на 8 (найти его восьмую часть). Чтобы число умножить на 1,125, нужно к исходному числу прибавить его восьмую часть.
Чтобы число умножить на 2,125, нужно исходное число умножить на 2 и к результату прибавить его восьмую часть.
Например,




Возведение в квадрат двухзначного числа, оканчивающегося на 5.
Чтобы возвести в квадрат двухзначное число, оканчивающееся на 5, надо умножить
число десятков на число, большее на 1 и приписать 25.

7225
2025
Возведение в квадрат двухзначного числа, начинающегося с 5.
Чтобы возвести в квадрат двухзначное число, начинающееся с 5, надо к 25 прибавить число единиц и приписать число единиц в квадрате (двухзначное).


Умножение на 101.
Чтобы умножить трехзначное число на 101, нужно увеличить первый множитель на число его сотен и приписать к нему справа две последние цифры первого множителя.
Например,
125 * 101 = 12625
125 + 1 = 126 12625
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро выполнять подсчёты. Не беда. Нужна постоянная тренировка, которая поможет приобрести полезные навыки устного счёта.
«Чем дольше живёт математика, тем более абстрактной — и, возможно, как раз поэтому тем более практичной — она становится» (Эрик Темпл Белл).
Литература
1. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986.
2. Интернет-ресурсы.