Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6
Проект
«Взаимодействие учителя-логопеда
и педагога-психолога
при подготовке детей к школьному обучению»
учитель – логопед И.П. Бова
педагог – психолог А.В. Калашник
ст.Кущёвская
Практико - ориентированный с открытой координацией (координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции).
Групповой (подготовительная группа)
Долгосрочный ( Сентябрь – февраль)
Актуальность проекта:
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.
Мы совместно с психологом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводятся в конце каждого месяца.
Цель проекта:
Построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.
При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:
- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;
- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;
- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным.
Задачи:
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно - развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.
1 этап. Диагностический.
Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6 – 7 лет, составление карты развития ребенка. А также определение методической базы.
2 этап. Коррекционно-развивающий.
Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
3 этап. Аналитический.
Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Информационное обеспечение проекта
1.План интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста .
2.Рекомендации родителям в форме домашних заданий для закрепления с детьми полученных навыков.
3. Мультимедийная презентация о проделанной работе по проекту.
Ожидаемый результат.
Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Наша совместная коррекционная работа доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
Предлагаемый материал представляет собой представления методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
План работы
Тема
| Учитель-логопед
| Педагог-психолог
| Интеграция образовательных областей |
«Осенняя ярмарка. Сад-огород»
| «Большой-маленький» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. «Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных. «Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже; в употреблении сложных предложений с союзом А. | «Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление. «Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.
| Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки. Познавательное развитие. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Расширять и уточнять представления детей о природе. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать умение с благодарностью относиться к помощи |
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
| «Подбери признак» — активизировать словарь прилагательных. «Мой, моя, мои» — упражнять в согласовании существительных с местоимением в роде и числе. «Чего не стало?» — упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
| «Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. «Выполни задание и ответь на вопрос» — развивать концентрацию внимания, увеличивать объем памяти в слуховой модальности.
| Познавательное развитие. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Расширять и уточнять представления детей о природе. Социально-коммуникативное развитие. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть
|
«Птицы».
| «Узнай птицу по описанию» — активизировать и уточнять словарь по теме. «Кто как кричит?» — упражнять в словообразовании глаголов. «У кого кто?» — упражнять в образовании названий детенышей.
| «Сложи картинку» — развивать точность восприятия, умение создать из частей целое. «Исправь ошибки» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, логическое мышление.
| Познавательное развитие. Знакомить с тем, как птицы готовятся к зиме (гуси, утки, журавли улетают в теплые края). Социально-коммуникативное развитие. Закреплять умение выполнять правила игры. Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. |
«Дикие животные. Домашние животные».
| «Назови семью» — упражнять в словообразовании существительных. «Кому что дадим?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. «Назови ласково» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Пальчиковое упражнение «Коготочки» - развивать мелкую моторику. | «Загадки» — развивать слуховую память, мышление. «Кто спрятался в лесу?» — развивать концентрацию внимания.
| Познавательное развитие. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Расширять представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься. Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. |
«Зимние забавы».
| «Кому что нужно?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. «Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже.Упражнение на координацию речи с движением.
| «Дети на прогулке» — развивать воображение, творческие способности. «Шесть картинок» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, сообразительность.
| Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Социально-коммуникативное развитие. Закреплять умение подчиняться правилам в дидактических играх. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть. Познавательное развитие. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). |
«Транспорт. Мужские профессии».
| «Кто что делает?» — активизировать и уточнить словарь глаголов.«Кому что нужно для работы?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже. «Подбери признаки к предмету» (с мячом) — активизировать словарь прилагательных.
| «Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление.«Перепутанные картинки» — развивать целостность восприятия, мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.
| Социально-коммуникативное развитие. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Познавательное развитие. Расширять представления о профессиях. Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки. Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. |
Описание слайдов.
Слайд 1
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении. Выполнили: И.П. Бова учитель-логопед, А В. Калашник педагог – психолог.
Слайд 2
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Слайд 3
Задачи:
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно - развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Слайд 4
Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:
- реализовать свои творческие способности,
- развивать коммуникативные умения,
- высказываться, делиться впечатлениями,
- стимулировать познавательный интерес и активность,
- обогащать словарный запас.
Слайд 5
Задачи интегрированного занятия: дидактические, коррекционные, воспитательные:
- обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР;
- закреплять, уточнять и обогащать знания по теме ;
- учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности. закреплять навыки правильного звукопроизношения; - грамматического структурирования высказывания;
- преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений;
- преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;
- развивать высшие психические функции.
- вызывать желание вступать в контакт с окружающими;
- воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
- воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам;
- воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Слайд 6
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Слайд 7
Задачи работы учителя - логопеда и педагога - психолога
Слайд 8
Этап
Организационный
(сентябрь - октябрь)
Основное содержание
- Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
- Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.
- Разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
Основной
(октябрь - январь)
Основное содержание
- Разработка перспективного плана коррекционно - развивающих занятий.
- Проведение совместных коррекционно - развивающих занятий.
- Изготовление памятки родителями и рекомендаций педагогам об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.
- Оформление стенда по развитию речи и познавательных процессов.
Заключительный
(февраль) Основное содержание
- Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
- Отчет по проделанной работе.
Слайд 9
Совместные направления работы
Слайд 10
Результат работы:
- максимальное выравнивание речевого и психофизического развития детей.
- стойкость результатов при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов.
Консультация педагога – психолога и учителя логопеда
для воспитателей подготовительной группы
«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас.
- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?
(Ответы педагогов)
Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательная процессы –процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).
- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- А сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра «Чего не стало?»
Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:
Кто сидел за столом?
Кто стоял около стола?
Какого цвета рубашка у Пятачка?
Что ел Винни Пух?
Что держал в руках Кролик?
(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала.
- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с детьми, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).
В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).
Выходят два воспитателя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры:
Игра «Запрещенное движение».
Повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
К 6-7годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые воспитатели предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.
Игра «Что снаружи, что внутри?»
Педагог называет пару предметов, а воспитатели говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.
Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
Для развития воображения можно организовать игры:
«Закорючки»,
«Продолжи рисунок»,
«Дорисуй картинку»,
«Сочиняем сказку сами»,
«Кляксография».
Проведение игр с воспитателями на развитие воображения:
Игра «Клякса»
Воспитателям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать еетак, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.
Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять ваших детей. Рефлексия «Ладошки» Воспитатели на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось, что нового узнали.
Отчёт
о результатах проектной деятельности
«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога
при подготовке детей к школьному обучению »
учителя-логопеда И.П. Бова
и педагога-психолога А.В. Калашник
1 этап. Сентябрь - октябрь.
- Углубленно обследовали детей с нарушением речи, заполнили диагностические карты.
- Поставили цели, определили актуальности и значимости проекта, подобрали методическую литературу для реализации проекта.
- Подобрали наглядно-дидактический материал, художественную литературу, дидактические игры.
- Разработали рекомендации для родителей и педагогов.
2 этапа. Октябрь - январь.
- Разработали перспективный план коррекционно - развивающих занятий.
- Провели совместные коррекционно - развивающие занятия.
- Изготовили памятки родителям об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.
- Дали рекомендации педагогам по вопросам речевого и психологического развития детей.
- Оформили стенд по развитию речи и познавательных процессов.
3 этапа. Февраль.
Провели анализ результатов проекта.
Отследили эффективность коррекционно-развивающей работы и внесли изменения в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Результатом проекта стало максимальное выравнивание речевого и психофизического развития детей . Созданы равные стартовые возможности в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Наша совместная коррекционная работа доказыла, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
Созданный материал представляет собой методическую и практическую работу педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Фронтальное занятие по теме: «Птицы»
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

Фронтальное занятие по теме: «Птицы»
Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Консультация для родителей «Развитие речи и познавательных процессов»

Фронтальное занятие по теме: «Осенняя ярмарка. Сад-огород»
Дидактическая игра «4-й лишний»
Фронтальное занятие по теме:«Осенняя ярмарка. Сад-огород»
«Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных.
Индивидуальная работа. Д/И с прищепками «Чего не хватает?» (овощи, фрукты)
