СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при подготовке детей к школьному обучению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при подготовке детей к школьному обучению»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6









Проект



«Взаимодействие учителя-логопеда

и педагога-психолога

при подготовке детей к школьному обучению»













учитель – логопед И.П. Бова

педагог – психолог А.В. Калашник





ст.Кущёвская



Практико - ориентированный с открытой координацией  (координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции).

Групповой (подготовительная группа)

Долгосрочный ( Сентябрь – февраль)

Актуальность проекта:

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.

Мы совместно с психологом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводятся в конце каждого месяца.

Цель проекта:

Построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.

При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:

- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;

- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;

- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;

- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным.

Задачи:

- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно - развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.

1 этап. Диагностический.

Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6 – 7 лет, составление карты развития ребенка. А также определение методической базы.

2 этап. Коррекционно-развивающий.

Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.

3 этап. Аналитический.

Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.

Информационное обеспечение проекта

1.План интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста .

2.Рекомендации родителям в форме домашних заданий для закрепления с детьми полученных навыков.

3. Мультимедийная презентация о проделанной работе по проекту.

 

Ожидаемый результат.

Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Наша совместная коррекционная работа доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Предлагаемый материал представляет собой представления методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

План работы

Тема


Учитель-логопед


Педагог-психолог


Интеграция образовательных областей

«Осенняя ярмарка.

Сад-огород»


«Большой-маленький» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

«Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных.

«Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже; в употреблении сложных предложений с союзом А.

«Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление.

«Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.


Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки.

Познавательное развитие.  Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предме­ты. Расширять и уточнять представления детей о природе.

Социально-коммуникативное развитие.  Воспитывать умение с благодарностью относиться к помощи

«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».


«Подбери признак» — активизировать словарь прилагательных.

«Мой, моя, мои» — упражнять в согласовании существительных с местоимением в роде и числе.

«Чего не стало?» — упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.


«Четвёртый лишний» — развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.

«Выполни задание и ответь на вопрос» — развивать концентрацию внимания, увеличивать объем памяти в слуховой модальности.


Познавательное развитие.  Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предме­ты. Расширять и уточнять представления детей о природе.

Социально-коммуникативное развитие. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть


«Птицы».


«Узнай птицу по описанию» — активизировать и уточнять словарь по теме.

«Кто как кричит?» — упражнять в словообразовании глаголов.

«У кого кто?» — упражнять в образовании названий детенышей.


«Сложи картинку» — развивать точность восприятия, умение создать из частей целое.

«Исправь ошибки» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, логическое мышление.


Познавательное развитие. Знакомить с тем, как птицы готовятся к зиме (гуси, утки, журавли улетают в теплые края).

Социально-коммуникативное развитие. Закреплять умение выполнять правила игры. Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

«Дикие животные. Домашние животные».



«Назови семью» — упражнять в словообразовании существительных. «Кому что дадим?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

«Назови ласково» — упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Пальчиковое упражнение «Коготочки» - развивать мелкую моторику.

«Загадки» —  развивать слуховую память, мышление.

«Кто спрятался в лесу?» — развивать концентрацию внимания.


Познавательное развитие. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависи­мости от человека. Расширять представления о диких животных: где живут, как до­бывают пищу и готовятся к зимней спячке.

Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сооб­ща заниматься. Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

«Зимние забавы».

«Кому что нужно?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.  «Составь предложение» — упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже.Упражнение на координацию речи с движением.


«Дети на прогулке» — развивать воображение, творческие способности. «Шесть картинок» — развивать приемы ассоциативного, опосредованного запоминания, сообразительность.


Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие. Закреплять умение подчиняться правилам в дидактических играх. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.

Познавательное развитие. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).

«Транспорт. Мужские профессии».


«Кто что делает?» — активизировать и уточнить словарь глаголов.«Кому что нужно для работы?» — активизировать и уточнять словарь,упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.   «Подбери признаки к предмету» (с мячом) — активизировать словарь прилагательных.


«Загадки» — развивать произвольное внимание, мышление.«Перепутанные картинки» — развивать целостность восприятия,  мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. 


Социально-коммуникативное развитие. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Познавательное развитие. Расширять представления о профессиях. Художественно-эстетическое развитие. Учить внимательно слушать и запоминать загадки.

Физическое развитие. Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.



Описание слайдов.

Слайд 1

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении. Выполнили: И.П. Бова учитель-логопед, А В. Калашник педагог – психолог.

Слайд 2

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Слайд 3

Задачи:

- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно - развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Слайд 4

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

- реализовать свои творческие способности,

- развивать коммуникативные умения,

- высказываться, делиться впечатлениями,

- стимулировать познавательный интерес и активность,

- обогащать словарный запас.

Слайд 5

Задачи интегрированного занятия: дидактические, коррекционные, воспитательные:

- обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР;

- закреплять, уточнять и обогащать знания по теме ;

- учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности. закреплять навыки правильного звукопроизношения; - грамматического структурирования высказывания;

- преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений;

- преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;

- развивать высшие психические функции.

- вызывать желание вступать в контакт с окружающими;

- воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

- воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам;

- воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Слайд 6

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Слайд 7

Задачи работы учителя - логопеда и педагога - психолога

Слайд 8

Этап

Организационный

(сентябрь - октябрь)

Основное содержание

- Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

- Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

- Разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

Основной

(октябрь - январь)

Основное содержание

- Разработка перспективного плана коррекционно - развивающих занятий.

- Проведение совместных коррекционно - развивающих занятий.

- Изготовление памятки родителями и рекомендаций педагогам об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.

- Оформление стенда по развитию речи и познавательных процессов.

Заключительный

(февраль) Основное содержание

- Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

- Отчет по проделанной работе.

Слайд 9

Совместные направления работы

Слайд 10

Результат работы:
- максимальное выравнивание речевого и психофизического развития детей.
- стойкость результатов при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов.



Консультация педагога – психолога и учителя логопеда

для воспитателей подготовительной группы

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас.

- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?

(Ответы педагогов)

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.

Познавательная процессы –процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).

- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра «Чего не стало?»

Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:

Кто сидел за столом?

Кто стоял около стола?

Какого цвета рубашка у Пятачка?

Что ел Винни Пух?

Что держал в руках Кролик?

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с детьми, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два воспитателя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

  • «Запомни картинки»,

  • «Повтори слова»,

  • «Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять детей! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Игра «Запрещенное движение».

Повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

К 6-7годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые воспитатели предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а воспитатели говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.

Для развития воображения можно организовать игры:

  • «Закорючки»,

  • «Продолжи рисунок»,

  • «Дорисуй картинку»,

  • «Сочиняем сказку сами»,

  • «Кляксография».

Проведение игр с воспитателями на развитие воображения:

Игра «Клякса»

Воспитателям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать еетак, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной  нарисованных образов.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять ваших детей. Рефлексия «Ладошки» Воспитатели на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось, что нового узнали.















Отчёт

о результатах проектной деятельности

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога

при подготовке детей к школьному обучению »

учителя-логопеда И.П. Бова

и педагога-психолога А.В. Калашник


1 этап. Сентябрь - октябрь.

- Углубленно обследовали детей  с нарушением речи, заполнили диагностические карты.

- Поставили цели, определили актуальности и значимости проекта, подобрали методическую литературу для реализации проекта.

- Подобрали наглядно-дидактический материал, художественную литературу, дидактические игры.

- Разработали рекомендации для родителей и педагогов.

2 этапа. Октябрь - январь.

- Разработали перспективный план коррекционно - развивающих занятий.

- Провели совместные коррекционно - развивающие занятия.

- Изготовили памятки родителям об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.

- Дали рекомендации педагогам по вопросам речевого и психологического развития детей.

- Оформили стенд по развитию речи и познавательных процессов.

3 этапа. Февраль.

Провели анализ результатов проекта.

Отследили эффективность коррекционно-развивающей работы и внесли изменения в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.

Результатом проекта стало максимальное выравнивание речевого и психофизического развития детей . Созданы равные стартовые возможности в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Наша совместная коррекционная работа доказыла, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Созданный материал представляет собой методическую и практическую работу педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.










Фронтальное занятие по теме: «Птицы»

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

Фронтальное занятие по теме: «Птицы»

Дидактическая игра «Исправь ошибки»


Консультация для родителей «Развитие речи и познавательных процессов»



Фронтальное занятие по теме: «Осенняя ярмарка. Сад-огород»

Дидактическая игра «4-й лишний»

Фронтальное занятие по теме:«Осенняя ярмарка. Сад-огород»

«Назови сок, варенье» — упражнять в образовании относительных прилагательных.

Индивидуальная работа. Д/И с прищепками «Чего не хватает?» (овощи, фрукты)