Негосударственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Центр Социально - Гуманитарного Образования»
«Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
Проект
«Проектная деятельность учащихся при изучении информатики»
Выполнили:
Домолазова Ирина Федоровна
Брагина Мария Викторовна
Хусниева Ильгиза Илфрузовна
Казань 2016 г.
Содержание
1. Введение. 3
2. Актуальность. 3
3. Объект исследования: 4
4. Предмет исследования 4
5. Цель 4
6. Задачи 4
7. Содержание работы 4
7.1 Что такое проект? 5
7.2 Этапы проектной деятельности 5
7.3 Критерии оценки проектов 7
7.4 Примеры проектов. 9
8. Заключение. 12
9. Список литературы: 15
Деятельность – единственный путь к знаниям.
Бернард Шоу
Введение.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.
Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.
История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался он на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
В 20-х гг. ХХ в. Метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.
2. Актуальность
Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задач, что повышает у ребят интерес к решению задач и способствует творческому развитию личности. Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Объект исследования
Формирование познавательной активности учащихся через проектную деятельность на уроках информатики.
Предмет исследования
Применение метода проектной деятельности с учащимися на уроках информатики.
Цель:
- Способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
Формирование социально- адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности управлению ею;
Формирование умения решать творческие задачи;
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование.
Содержание работы
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. ("Учитель учит и воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру" /Д.С. Лихачев/)
Что такое проект?
Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.
На уроках "Информатики и ИКТ" проектная деятельность решает важную проблему. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Если применять метод проектов спланированно и постоянно в образовательном процессе, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Если в практике работы учащихся еще не было проектной деятельности, в частности с применением информационных технологий, то лучше один или несколько проектов изготовить совместно с детьми.
Этапы проектной деятельности:
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.
Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат - приобретение знаний, умений и навыков.
На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками и учителем.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость. (Предлагаю использовать следующие критерии оценивания проектов - festival.1september.ru/articles/573668/pril2.doc)
Любой проект обязательно выполняется под руководством преподавателя и с его помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. (Предлагаю поэтапный план работы над проектом -festival.1september.ru/articles/573668/pril1.doc)
На первых занятиях по теме "Проектная деятельность" (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию (Предлагаю следующие требования к оформлению проектов -festival.1september.ru/articles/573668/pril3.doc), пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
При подборе объектов проектной деятельности учитываем основные требования:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.
На следующем этапе проводим индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы.
Затем ученики приносят план работы над проектом. Вместе с учащимися просматриваем, анализируем, продумываем технологию работы. При необходимости вносим поправки. Далее учащиеся приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываем на занятиях и в порядке консультаций.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Если работа требует больших затрат времени, то предлагаем выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждены, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараемся быть очень корректны.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Метод проектов на уроках информатики направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
Далее приводятся примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы.
Сообразно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. Как уже отмечалось выше, в рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. При работе над проектом ученик видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
Примеры проектов.
Приведём несколько примеров практикуемых нами проектов.
Проект "Кроссворд - проверь свои знания".
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет
Длительность: два урока
Ход проекта
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
запись вопросов и ответов к кроссворду;
представление результатов работы учителю.
В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний. 1
Проект "Это интересно", рекомендуется для 7-9-х классов.
Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты "Это интересно" на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.
Ход проекта
распределение обязанностей в паре - выбор редактора и оформителя;
определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;
эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.
на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;
обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК.
представление проекта учащимся группы и учителю.
Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя Paint. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Проект «Социологический опрос»
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Я обычно подхожу к ним заранее и прошу обозначить проблемы, в решении которых ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся нужно компоновать по 3 человека в группе.
При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.
Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.
Учащиеся должны пройти все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.
Заключение
Проектная деятельность - важный элемент образовательного процесса, благодаря методу проектов можно сделать следующие выводы:
проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие, побуждает к творческой активности.
Метод проектов – это технология, по которой учащийся самостоятельно выполняет весь запланированный цикл: придумывает идею, разрабатывает, редактирует, проводит работы, связанные с внедрением.
Вот некоторые цели, которые можно достигнуть, используя метод проектов:
Освоение предметных связей
Умение применять эти знания на практике
Коммуникативные умения
Умения работать с информацией, представленной в различном виде
Овладение и использование информационных технологий
Умение сотрудничать в группе
Гибкое распределение учебного времени
Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности. Но нельзя не отметить и слабые стороны этого метода: сведение роли учителя к консультированию, невозможность выработать общие подходы к решению поставленных задач, а также недостаточное формирование теоретического мышления у учеников.
Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.
Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.
Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.
При организации проектной деятельности учащихся нужно помнить о наличии двух основных составляющих: наличие достаточного объема исходной аналитической информации и реализация собственной модели информационной задачи.
Использование в учебном процессе инновационных технологий направлено не только на развитие учащихся. Сейчас девиз учебного процесса можно сформулировать так «Качественное обучение без нанесения ущерба здоровью»:
Организация учебного процесса не должна допускать переутомления, нужно стараться создавать благоприятную психологическую атмосферу, а также формировать культуру здорового образа жизни.
Всем хорошо известна проблема детской зависимости от компьютерных игр. Поэтому проблему нужно решать с различных сторон:
Проводить с первых уроков анкетирование.
Выходить на родительские собрания.
Учебный процесс нацеливать на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другой вид деятельности, нужно демонстрировать различные программные продукты, рассказывать о новинках в программном и аппаратном обеспечении.
Понимание роли компьютера как средства обработки информации постепенно может снять психологическую зависимость от компьютерных игр.
Информационные технологии и достижение метапредметных результатов в сфере современного образования
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.
Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной предоставляет студенту максимум свобод в реализации задачи, что повышает у них интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.
Важным шагом при работе с проектом является выбор темы. Ученики должны выбрать тему не только интересную себе, но должны предположить интерес других или возможность заинтересовать учащихся при защите своей работы. Кроме того, они должны учитывать специфику программы и подобрать материал способный реализовать проект по всем предъявляемым требованиям. Другим важным этапом создания проекта является его реализация на ПК, благодаря этому этапу учащиеся закрепляют, все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них изучают и дополнительный материал, они приобретают опыт работы с программой, закрепленный интересом к создаваемому программному продукту.
При внедрении нового ФГОС ООО в школы, функция учителя видоизменяется, помимо образовательной функции учитель должен на своем уроке развить у учащегося различные учения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Это в основном УУД (универсальные учебные действия), которые при использовании метода проектов развивают в учащихся различные умения.
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности и дает возможность для самовыражения.
Список литературы
«Информатика. Все для учителя!», научно-методический журнал №8, август, 2013 г.
Естественно-научные проекты. Сост. М.Ю.Демидова. М.: Школьная пресса, 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897-ФЗ.
Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 144 с.
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/03/01/prezentatsiya-proektnaya-deyatelnost
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98661328
1 festival.1september.ru/articles/573668/projekt.zip