Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»»
Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»
Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология» ставит целью развитие умений у школьников управлять своей деятельностью. Дети сами выбирают себе партнеров, планируют свои действия, практически реализовывают свой план и представляют результаты своей деятельности. На занятиях школьники знакомятся с понятием "Творческий проект и исследовательская деятельность". С ребятами проводиться беседа. В ходе, которой становиться ясно, что интересно мальчишкам, а что не очень.
Работу над проектом начинаем совместно с поиска проблемы и осознания проблемной ситуации. Затем ставиться перед школьниками проблема, предлагается банк тем проектов, раскрываются требования к ним, технология их выполнения и критерии оценивания.
Учащиеся из предложенных проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них. Акцент делается на необходимость использования материалов с учетом вопросов экономики и, конечно же, экологии, так как 2017 год в России объявлен годом экологии.
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (книги, журналы, газеты, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах проводят маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности. Учащиеся формулируют конкретную задачу, определяют тему проекта.
Работу над проектом предлагается осуществлять с составления краткого перечня критериев:
- какие функции должно выполнять изделие,
- как изделие должно выглядеть,
- сведения о размерах,
- какие материалы и отделка могут быть использованы,
- требования со стороны законодательства и другие требования.
Очень важен процесс творческого поиска при решении поставленной перед ними задачи. Затем учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Обращается внимание на то, что хороший результат дает «Мозговая атака».
Это метод интенсивной «атаки», метод стимулирования творческой деятельности. Он заключается в коллективной творческой деятельности учащихся по разрешению сложной проблемы с целью наработать как можно больше идей.
Предлагаются следующие этапы «Мозговой атаки»:
1. Создание банка идей.
2. Анализ идей.
3. Обработка результатов.
4. Рефлексия «атаки».
Затем следует важный этап оценки идей и выбора лучшей идеи. Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. При выборе материала производиться построение «звездочки обдумывания», с помощью которой ребята определяют и записывают несколько наименований материалов. Затем выбирают наиболее подходящие из них.
В ходе выполнения технологических операций учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки
деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Особое внимание ребят обращается на разработку технологической документации. На этом этапе учащиеся выбирают и анализируют
рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. В ходе организации проектной деятельности в содержание обучения обязательно используются тестовые задания.
Следующий этап - это организация рабочего места. Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Мальчишки с гордостью демонстрируют результаты своего труда и защищают свои проекты, используя при этом свою презентацию. А восьмиклассник, например, в этом году при подготовке к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету разработал проект "Тренажеры для спортивного зала", в число которых входят тренажеры для бицепса, для грудных мышц, для ног, для плеч и трапеций, для пресса. Изюминкой в этой работе является то, что ученик самостоятельно производил сварочные работы. А это, согласитесь, дорого стоит! И забегая вперед, хочется отметить, что особенно ценно, мальчишки на этих тренажерах с удовольствием занимаются, причем бесплатно!
Далее учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
И заключительный этап проекта - это контроль и испытание. Ребята осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. Затем следует анализ достоинства и недостатков проекта, оцениваются результаты проектирования. Для наглядности оценки изделия строиться всем известная "Диаграмма «паучок».
Отрадно отметить, что проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии - это положительная мотивация учащихся к изучению предмета «Индустриальная технология» и необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность школьника.
Кадыров Эрик Табрирович, учитель технологии