Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Я пером создаю облака..."»
Тема учебного проекта "Я пером создаю облака..."
Учитель русского языка и литературы
Недашковская О. И.
МБОУ "ООШ" Г. КИРСАНОВА
Основополагающий вопрос Возможно ли повысить интерес учащихся к поэзии? Вопрос учебной темы Как научиться писать стихотворения? Учебный предмет Литература Участники Ученики 5-ого класса
Аннотация
Данный проект ориентирован на творческую работу, основанную на стихосложении. Данная тема рассматривается на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Проект предусматривает задания для одного класса с одинаковым уровнем подготовки.
Этот проект позволит учащимся получить новые знания о стихосложении, познакомиться с новыми понятиями, дает представление о тех проблемах, которые связаны с литературным языком и развитием поэтических способностей учащихся. Позволит получить начальные сведения о стихосложении, познакомиться с различными технологиями в данной работе. Научит творчески мыслить и создавать.
Цель проекта
-Привлечь внимание учащихся к изучению литературы.
-Помочь учащимся в освоении темы «основы стихосложения».
-Выработать у них личностное эмоциональное отношение к поэзии и литературе в целом.
-Активизировать исследовательскую и практическую работу по изучению текстов русских поэтов и стихосложению.
-Воспитывать у учащихся любовь к русской литературе.
-Формировать интерес к проблемам изучения русской литературы и творческой позиции учащихся.
В проекте участвуют: учитель литературы, учащиеся 5-ого класса.
В проекте используется самостоятельный поиск учащимися информации, индивидуальная работа учащихся по заданию выбранной темы, обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая творческая работа по теме.
По окончании проекта учащиеся создают рукописную книгу.
Дидактические цели проекта
- Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности.
- Освоение навыков самостоятельной и групповой работы.
- Развитие умения работать с различными источниками информации.
- Научить работе с определителями.
- Закрепить умение проводить основные качественные реакции.
- Отработать умения применять полученные на уроках знания на практике.
- Развить интерес по истории своего города и сформировать экологическую культуру.
Этапы и сроки проведения проекта
- Знакомство с проектом, дискуссия по основному вопросу.
- «Мозговой штурм» (формирование тем исследования учеников, их корректировка учителем).
- Формирование групп по проведению исследований по темам.
- Обсуждение плана работы учащимися индивидуально или в группе.
- Обсуждение возможных источников информации.
- Работа в группах, подготовка работ.
- Итоговая работа (создание рукописной книги).
- Подведение итогов.
Время выполнения проекта ноябрь 2015 – январь 2016 года.
Необходимые дидактические и организационные материалы
Дидактические материалы :
- Ментальная схема «Стихотворные размеры».
- Кластер по теме «стихосложение».
Раздаточный материал:
- Сборники стихотворений русских поэтов: А.С. Пушкин, С. Есенин и др.
- Таблица «Средства выразительности речи».
Дидактический материал Ментальная схема «Стихотворные размеры»
размеры
трехсложные
двусложные
хорей
ямб
дактиль
амфибрахий
анапест
1,3,5,7
2,4,6,8
2,5,8,11
1, 4, 7, 10
3,6,9,12
Дидактический материал Кластер по теме «Стихосложение»
Стихосложение
размеры
Ср - ва выразительности речи
Фигуры речи
тропы
Раздаточный материал
- Сборники стихотворений русских поэтов: М. Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет.
- Сборники стихотворений русских поэтов: М. Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет.
Раздаточный материал
- Таблица « Средства выразительности речи ».
- Таблица « Средства выразительности речи ».
Выводы и результаты проекта
- Повысился познавательный интерес и уровень мотивации к предмету.
- Облегчилось усвоение учебного материала, в работу включился каждый ученик.
- Творческие задания дали возможность проявить себя любому из учащихся.
- У учеников появилось представление о стихосложении и желание творить.
Информационные ресурсы
- Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- А. А. Фет «Полное собрание стихотворений. Ленинград, 1959 год.
- http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html (таблица «Средства выразительности речи);
- http://lyteratura.ru/index-552.htm (система стихосложения);
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ (педагогические технологии);