СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа ученицы 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученицы 3 класса. Работа содержит интересные факты о жизни медоносных пчёл, истории пчеловодства, а также описание приёмов определения качества мёда . Предназначена учащимся начальной школы.Работа была представлена на учебно-исследовательской конференции школьников в городском округе Шаховская.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа ученицы 3 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБРАНИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭКОС»











ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



" Тайны пчёл "












Работу выполнила ученица 3 класса

Дроздова Анна

 

Руководитель работы:

Зюзина Татьяна Сергеевна











2016 год

Содержание

Содержание................................................................................................... 2

Введение.........................................................................................................3

Глава I. Интересные сведения о пчёлах…………......................................4

   1.1. История пчеловодства..................................................................4

   1.2 Тайна жизни пчелиной семьи …………..…………......................4

1.3. Дары пчёл человечеству ………………………..………………………5-7

1.4 . Пчелиная геральдика и памятники пчёлам……………………

Глава II. Исследования...................................................................................8

   2.1. Анкетирование учащихся 1 - 4 классов..............................................8

   2.2 Определение свойств мёда ...........................................................9

Заключение.....................................................................................................10

Список литературы........................................................................................11

Приложения …………………………………………………………………..































Введение

Актуальность. Однажды Татьяна Сергеевна нам рассказала, что на земле есть памятник пчеле. Мы знаем, что памятники ставят тому, кем гордятся. Нас удивило, а за что ей поставили памятник? И тогда мы задумались, а что мы знаем о пчёлах? Мы провели опрос среди учащихся начальных классов нашей школы. Оказалось, что знаем о пчёлах совсем немного: эти насекомые живут в ульях, они собирают нектар, из которого получается мёд. Тогда мы решили узнать из книг и интернета, какие тайны есть у пчёл, за какие заслуги ей поставили памятник. Мой дедушка - пчеловод, и он тоже может нам рассказать о пчёлах

Объект исследования: пчёлы.

Цель работы: выявить пчелиные тайны.

Задачи исследования:

1.Узнать о жизни пчёл у дедушки, из книг, из интернета.

2. Провести анкетирование обучающихся начальных классов.

3. Исследовать свойства мёда.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение источников информации

2. Практические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование

Гипотеза: у пчёл есть такие достоинства, за которые люди их уважают, ими гордятся.

Ожидаемые результаты.

  1. Проявление интереса у детей к жизни пчёл.

  2. Осознание пользы пчёл и продуктов пчеловодства.

  3. Умение определять качества мёда.







Глава I. Интересные сведения о пчёлах

   1.1. История пчеловодства

У моего дедушки есть пять домиков с пчёлками. А в толковом словаре С.И. Ожегова я прочитала, что пчеловодство – это разведение пчёл. Меня заинтересовало, с каких же времён люди занимаются разведением пчёл и что они для них значили?

Немного истории. Из энциклопедий и журналов я узнала следующие интересные факты. Пчела - необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. Известно, что пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты. Ученые считают, что появились они на свет 60-80 миллионов лет назад. Пчёл всегда считали большой загадкой. В древности пчелу называли «дочь Солнца», а мёд – Божий дар.

У Древних египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта, на стенах храмов, дворцов, на эмблемах и гробницах фараонов встречаются изображения пчёл, сосудов с мёдом. За особые заслуги некоторым фараонам присваивали титул «Повелитель пчёл».

Греки видели в символе пчёлы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие.

В христианстве благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия.

Пчёлы живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Всего в природе около 30 тысяч видов пчёл. Самая интересная – медоносная пчела, которую одомашнил человек около 6 тысяч лет тому назад.

С древних времен и до наших дней люди успешно занимаются пчеловодством. За длительный период существования пчеловодство имело несколько стадий развития. Сначала это была простая охота на пчёл. Человек находил поселения пчёл, уничтожал их и отбирал мёд. Затем оно превратилось в систему бортевого пчеловодства (то есть разведение пчёл). Пчеловод находил деревья с пчёлами, метил их своим знаком, чтобы использовать в последующие годы, а в дальнейшем и сам выдалбливал в деревьях дупла для поселения роёв. Выдающийся пчеловод П.И. Прокопович (1775-1850 гг.) пчеловодству посвятил всю свою жизнь: изучал повадки пчёл, улучшал кормовую базу для них, сея специальные медоносные растения. Впервые в мире он изобрёл (1864) разборный улей, в котором верхнее отделение имело свободно вынимающиеся рамки.

На первый взгляд может показаться, что разведение пчёл и получение мёда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта.

    1. Тайна жизни пчелиной семьи

Пчёлы живут большими дружными семьями. Что же представляет из себя пчелиная семья? Оказывается, что семья пчёл – это не случайное скопление насекомых, а строго организованный, управляемый и действующий по своим законам, как единое целое, биологический организм. Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, "самодействующая фабрика". В семье самая главная, самая крупная пчела – это матка, которая занята только тем, что откладывает яйца – больше тысячи в день. Процесс превращения яйца в пчелу очень сложный и занимает 3 недели. Сначала матка откладывает по 1 яйцу в каждую ячейку. Через 3 дня из яйца выходит личинка. Первые 3 дня всех личинок кормят маточным молочком – веществом, образующимся в особых железах рабочих пчёл. Потом личинок кормят пергой – смесью мёда и пыльцы. Через 5 дней пчёлы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. В конце 3-ей недели из куколки выходит молодая рабочая пчела. Развитие пчелы в ячейке от яйца до взрослого состояния - 21 день. Долгота жизни 35 - 270 дней.

Рабочих пчёл в семье – тысячи. Это небольшие самки, которые выполняют всю работу: ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают нектар, пыльцу. За день рабочая пчела облетает около 7 тысяч цветов. А трутни - это самцы пчёл. Они только могут встречаться с маткой, после чего погибают. Всего в улье от 60 тысяч до 120 тысяч пчёл. Пчелиная семья разделена на 2 группы:

- Одни хлопочут в улье (обычно молодые пчёлы)

- Другие собирают корм (эти пчёлы постарше)

Рабочая пчела за свою жизнь может сменить несколько профессий:

  1. Уборщицы чистят ячейки для личинок и нектара.

  2. Воспитательницы заботятся о личинках.

  3. Строительницы ремонтируют старые ячейки, строят новые, закрывают воском ячейки с личинками и мёдом.

  4. Охранницы сторожат вход в улей, не пускают чужих пчёл и своих пчёл, вернувшихся без нектара. Для обороны у них есть грозное оружие – жало.

  5. Разведчицы и сборщицы мёда.

Когда пчела-разведчица находит много цветков, то она возвращается и совершает танец.

- Если место с цветами недалеко, то пчела исполняет танец по кругу, и чем быстрее танец, тем больше цветков она нашла.

- Если место с цветами далеко, то пчела исполняет «виляющий танец» брюшком, и по её движениям пчёлы узнают о том, в каком направлении лететь и какое расстояние до этого места.

6. Водоносы.

Мы узнали, что у пчелы 5 глаз, и доказано, что они могут различать некоторые цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый. 4 крыла служат пчеле не только для полёта. Ими она пользуется, когда нужно освежить воздух в улье. Пчела своим хоботком собирает нектар в зобик, в который входит столько нектара, сколько весит сама пчела. Рабочие пчёлы-сборщицы приносят нектар и передают его пчёлам-приёмщицам. Эти пчёлы пережёвывают нектар около 30 минут, добавляя в него вещества, которые меняют его состав. Они переносят эту жидкость в открытые ячейки, а затем снова начинают пережёвывать. Нектар густеет и превращается в мёд.

Через несколько дней пчёлы закрывают ячейки с мёдом крышечками из воска. Мёд – это запас пищи, который пчёлы собирают для себя, а вовсе не для человека. У рабочих пчёл на брюшке через крошечные отверстия выделяются маленькие частички воска. Пчёлы собирают их лапками, пережёвывают и делают из воска стенки ячеек. В одних ячейках пчёлы выращивают своё потомство, в других они запасают мёд и пыльцу.

Пчёлы собирают с цветков не только нектар, но и пыльцу. Для этого на ногах пчёл есть кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки для того, чтобы переносить пыльцу. Пчёлы - вегетарианцы. Энергию получают через углеводный корм (мёд), белки и витамины (в виде перги) - от растений.

1.3. Дары пчёл человечеству

Продукты пчеловодства:

1) мёд - сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое медоносной пчелой из нектара растений. Корм для пчёл, ценный продукт питания человека. В цветочном мёде 13-20% воды, 75-80% углеводов (глюкоза, фруктоза и др.), органические кислоты, ферменты, минеральные и ароматические вещества, витамины. При хранении кристаллизуется

Для того, чтобы получить 1 кг мёда, одной пчеле необходимо 20 миллионов раз слетать от улья к цветку и обратно. Чтобы получить 1 кг мёда, пчеле надо собрать нектар с 19 миллионов цветов. Конечно, килограмм мёда собирает много пчёл. За сезон улей заготавливает от 150 до 300 кг мёда. В состав мёда входят медь, железо, кальций, магний и другие вещества, а также витамины. Мёдом пользуются при лечении разных болезней. Из мёда делают косметические средства для ухода за кожей, волосами.

2) пчелиный яд - секрет нитевидной железы жалящего аппарата рабочей пчелы. Содержит биологически активный белок, ферменты, свободные аминокислоты и другое. Препараты пчелиного яда (вирапин и другие) оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие; применяются в виде растворов, мазей при заболеваниях суставов, мышц, сосудов.

3) прополис (то есть пчелиный клей) - клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Имеет лечебные свойства: - противовоспалительное

-обезболивающее

- противомикробное

- повышает иммунитет

4) воск пчелиный - жироподобное вещество, выделяемое восковыми железами рабочих пчёл и употребляемое ими для отстройки сотов. Используется во многих отраслях промышленности, в медицине используют при лечении зубов, для изготовления лечебных мазей, в косметике.

5) маточное молочко - повышает аппетит

- стимулирует рост волос

- улучшает память и зрение

- повышает иммунитет

6) пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей.

Пчеловоды, наблюдая за поведением пчёл, называют их предсказателями погоды. Например:

- ранний вылет пчёл утром предвещает хороший солнечный день

- пчёлы в жаркий день сидят в улье и гудят - к скорому дождю

- если пчёлы допоздна продолжают летать в поисках нектара – будет длительное ненастье

- перед дождем, как по команде, они дружно возвращаются в улей.

В устном народном творчестве существует много пословиц о пчёлах, загадок.



1.4 . Пчелиная геральдика и памятники пчёлам

В геральдике (изучение гербов городов, стран, родовые гербы) пчела служит эмблемой трудолюбия и покорности. Пчела символизирует усердие, благоразумие, экономию и бережливость (делают запасы мёда) и поскольку полагали, что она никогда не спит, бдительность. Пчела встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков. Гербы с изображением пчёл: города Тамбов, Пчёлы и улей являются историческими символами и отражены на гербе Тамбовской Губернии и олицетворяют трудолюбие, коллективность, бережливость. Причина, по которой для Тамбова была выбрана именно эта эмблема, остается неясной. Наиболее вероятное предположение – эмблема отражала древнее занятие жителей пчеловодством. Герб бывшего уездного города Калужской губернии Медыни имел следующее описание: «Голубой щит, насеянный златыми пчелами, изъявляющий как обильство в оных в окружности сего города и самое наименование оного». Герб Симферополя. В верхнем (синем) поле щита, означающем красоту города, расположено золотое изображение летящей пчелы, как символ пользы. Видзы (республика Беларусь). Франция 19 век. Когда в 1804 году Наполеон был коронован императором Франции, государственным гербом стал золотой орёл с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окружённого цепью учреждённого в 1802 году ордена Почётного легиона. Диск помещался на фоне скрещённых скипетров и усеянной пчёлами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной. С тех пор, при Бонапартах пчела заменила цветок лилии в геральдических орнаментах.



Пчелиные памятники

10 сентября 2005 года в Москве был установлен памятник пчеле. Памятник был установлен в рамках 4-ого городского экологического фестиваля за безмерную работоспособность пчелы. Сама скульптурная композиция представляет из себя шесть столбов шестигранной формы, напоминающих пчелиные соты. На самом высоком столбе (80 сантиметров, а самый низкий столбик 10 сантиметров, они все разной высоты) была установлена скульптура пчелы, которая, кстати, не смотря на свои маленькие размеры, весит 25 килограмм. Бронза очень тяжелый металл. В городе Уфе Бурзянская пчёлка стала неофициальным символом празднования 450-летия единства Башкирии и России. В городе Медынь Калужской области есть памятник пчеле.

В г. Тисдейл (Канада), неофициально считающимся столицей мёда, из металла и стекловолокна энтузиасты соорудили Памятник Пчеле. Длина – 4,5м., высота – 2,1 м. размах крыльев – 3,5 м.

В Италии установлен фонтан с пчёлами.

Глава II. Исследования

   2.1. Анкетирование учащихся 1 - 4 классов

Мы провели анкетирование учеников начальных классов для того, чтобы понять, что они знают о пчёлах и пользе мёда. Вот какие результаты мы получили. Из 17 человек из 21 знают, что пчёлы живут в ульях. Большинство считают, что пчёлы питаются нектаром. Только 7 человек знают, что у пчелы 4 крыла. Ответы на вопрос, что хотелось бы узнать о жизни пчёл, помогли нам определить наиболее интересные направления нашего исследования. Содержание анкеты и диаграммы по результатам см в Приложении.

2.2 Определение свойств мёда

Большинство ребят любят мёд и знают, что он полезен. Поэтому, мы считаем, что им пригодятся знания о том, как выбрать настоящий качественный мёд.

Мы исследовали физические свойства 2 видов мёда: первый с пасеки моего дедушки, а второй мы купили в магазине. Качество мёда определяется по его внешнему виду (консистенции, цвету, запаху), а также вкусу.

Консистенция

Для определения консистенции мёда я взяла ложку, погрузила её в банку, затем достала её и наклонила ложку с мёдом над блюдечком. По признакам вязкости я определила, что наш мёд - вязкий, второй образец оказался более жидким, но стекал тонкой непрерывной струйкой, образуя «горочку», что характерно для натурального мёда.

Цвет меда

В зависимости от красящих веществ, находящихся в нектаре, цвет мёда может быть различным - от бесцветного, светло-желтого, лимонно-желтого, золотисто-желтого, темно-желтого, коричнево-зеленого до черного. Самый светлый мед – акациевый. Он имеет еле заметный кремовый оттенок.

Цвет у нашего мёда – тёмно-желтый, второй образец светлее. Мёд засахарился снизу, расслоился, что говорит о невысоком качестве.

Аромат мёда

Существуют различные сорта меда, зависящие от места добычи и преобладания нектара одного растения. Пчёлы нашей пасеки собирают нектар с различных луговых цветков. Поэтому наш мёд называется луговым. Он обладает приятным сильным ароматом. Мёд, который купили в магазине, имеет более резкий запах.

Вкус мёда

Пчелиный мёд обладает приятным вкусом, зависящим от его происхождения и состава. Благодаря сочетанию аромата со сладостью сахаров и кислотностью, которая придается органическими кислотами, мёд обладает сладким, слегка кисловатым вкусом.

Наш мед обладает отличным вкусом. Он больше понравился моим одноклассникам.

Определение наличия крахмала в мёде

Требуется растворить 1г меда в небольшом количестве воды. К полученному раствору добавить 2-3 капли спиртового раствора йода. При наличии крахмала в мёде появляется синее окрашивание.

При данном опыте цвет раствора меда не изменился. Значит, в мёде нет крахмала.

Определение наличия сахарного сиропа в мёде

В горячее молоко опустить и растворить немного мёда. Если молоко свернётся, значит, экспериментальный мёд разбавлен сахарным сиропом.

В нашем случае молоко не свернулось, значит, мёд не разбавлен сахарным сиропом. Мы сделали вывод, что оба образца мёда - натуральные, хорошего качества, но мёд с дедушкиной пасеки более вкусный.


Заключение

В процессе исследования, проведенного в этой работе, мне удалось узнать много нового о пчелах. Это оказалось интересным и увлекательным. Медоносные пчёлы – одно из самых замечательных чудес природы. Их тайны не перестают удивлять людей Пчёлы – большие труженицы: они трудятся с самого раннего утра до позднего вечера. Эти маленькие трудолюбивые насекомые, собирая нектар, превращают его в мёд. Это единственные насекомые, которые дают человеку полезную и вкусную пищу. Они – символ трудолюбия, мудрости. Пчёлы даруют людям здоровье и долголетие – в этом сегодня убеждены не только пчеловоды. Это подтверждает медицинская наука и практика. Пчёл изображают на марках, гербах, монетах, заслуженно ставят им памятники. Таким образом, наше предположение о том, что пчела достойна уважения, полностью подтвердилось.





Список литературы

1. Всё обо всём. Детская энциклопедия. Москва.1998 г.,[ с. 168-173]

2. Уход за пчёлами. Н.Н.Зарецкий. Библиотечка "Домашнее животноводство".Москва [1981г. c. 201-206]

3. Справочник по пчеловодству. В.М.Николаевский. Казань. 1979 г., [с. 103-104]

4. Энциклопедия пчеловода. В. Смирнов. Рипол классик.2003г., [с. 154 ]

5. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва. 2001г.[ c.124 ]



Интернет- ресурсы

1.http://www.beelife.org/knigi-zhurnaly/soderzhanie-i-razvedenie-pchel/gunjakin-a-a-paseka-pod-kryshei-doma/spisok-literatury.html

2. http://pzela.ru/index.php/2011-03-25-20-24-27/585-spisok-literatury.html

3. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2888964

4. http://www.mirexpo.ru/exhibitions/zolotaya_pchela_13_09_11.shtml























Приложения

Загадки о пчёлах

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей

Мчится пулей

И что –то прячет в уголок?


В тесной избушке

Ткут холст старушки.


Пословицы о пчёлах.

Где пчелу ни носит, а она мёд в свой дом приносит.

Одна пчёлка много мёда не наносит.

Анкета к проекту «Тайны пчёл»

Вопросы

Ответы

1

Где живут пчёлы?



2

Чем пчёлы питаются?



3

Сколько у пчёл крыльев?


4

Есть ли у пчёл «папа»?


5

Как зовут человека, который занимается пчёлами?


6

Чем полезны пчёлы?



7

Чем полезен мёд?



8

Любите вы мёд?


9

Как пчёлы помогают людям лечиться?



10

Чтобы тебе хотелось знать о жизни пчёл?




Результаты анкетирования. Диаграммы