Проектный метод -
как один из способов реализации
компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
Илясова Н. Н.
учитель начальных классов
МБОУ «Сатинская СОШ»
Проект — это мечта, творческое дело,
цель, к которой мы будем стремиться,
претворять мечту в жизнь.
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в ФГОС, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению.
Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным я считаю метод проектов.
Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Самым же главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.
- Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, нельзя ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагая дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
- Маленький конкректный проект младшего школьника должен помочь ему взаимодействовать с окружающей средой. Важно, чтобы тему выбирал сам ребенок, исходя из потребностей и интересов.
Основные этапы выполнения проекта
- Проблематизация
- Целеполагание
- Разработка проекта (план деятельности)
- Выполнение проекта (конкретная практическая деятельность
- Итог работы
Что дает работа над проектом моим ученикам
- Дети беседуют с родителями, учителями.
- Сотрудничают с библиотекой.
- Совершают учебные экскурсии.
- Посещают музей.
- Выполняют практические дела.
- Учатся искать информацию через сеть Интернет.
К выполнению конкретного практического дела часто привлекаю родителей.
Поэтому на родительских собраниях знакомлю родителей с методом проекта.
На индивидуальных консультациях даю практические советы родителям по оказанию помощи детям в выполнении работы.
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:
- учатся планировать свою работу;
- учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
- учатся работать с разными источниками информации;
- учатся оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
- выступают перед учениками своего классы и школы.
- рисуют, фотографируют.
- участвуют в конкурсах.
Предметные проекты на уроках
- окружающий мир: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Моя малая Родина», «Домашние животные»; «Моя семья», «Моя улица», «Домашние питомцы», «Зоопарк», «Река моей малой Родины (Сампурский район р. Цна)»;
- чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе –сила»; «Хорошая книга –друг на всю жизнь»;
- математика : «В мире чисел», «Занимательная математика» и другие.
- На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности. Коллективные проекты: панно «Осенний букет», «Цветы учителям», «Новогодняя газета», коллаж «Дикие животные», «Открытка ветерану» и т.д.
Мини проект «Моя малая Родина»
Улицы п. Сатинка
Ул. Советская
Ул. Советская
Ул. Садовая
Ул. Кооперативная
Осиновка-правый приток реки Цны
Река Цна
Мини проект «Родники Сампурского района»
д. Ерофеевка
с. Андреевка
с. Бахарево
д.Садовая
Хорошая книга – твой друг на всю жизнь
Наши поделки
Моя семья
Экскурсии
Редакция «Трудовая слава»
Зоопарк
Краеведческий музей
школьный
музей
с. Сампур
Чтобы помнили
Мини проекты на уроках ОПК
Наши достижения
- Региональный конкурс «Краски святочных торжеств» Айриян А. - 3 место
- Международный конкурс «Осенняя фантазия» Айриян А. – 1 место, Зверев А.- 2 место
- Всероссийский конкурс «Новогодняя игрушка из лампочек» Айриян А. – 1 место
- Всероссийский крнкурс «Моря, озера, реки, океаны»
Айриян А., Афанасьева А., Бурчак Д., Калинин М., Исакова Е., Кокорева К., Туева О.- 1 места
- Всероссийский конкурс «Веселая математика» Калинин М.. Юрасов И.- 1 места.
Результаты работы над проектами
- дети стали спокойно отвечать у доски, не боясь сделать ошибку при ответе;
- - стараются четко и ясно излагать свои мысли;
- - стали активнее и самостоятельнее;
- - не боятся высказать свою точку зрения - лучше обосновывают свои ответы);
- - спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома).
Таким образом, применение проектной технологии на уроках дает возможность ребёнку работать творчески,
- способствует развитию любознательности,
- повышает активность,
- приносит радость,
- воспитывает в каждом ребенке самостоятельную личность,
- формируют у ребёнка желание учиться,
и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.