СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произведения художественной литературы, рекомендованные для семейного чтения детям младшего дошкольного возраста Тема: «Природа. Братья наши меньшие».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Произведения художественной литературы, рекомендованные для семейного чтения детям младшего дошкольного возраста Тема: «Природа. Братья наши меньшие».»

Казбанова Е.В., группа2322д Творческое задание№1 Формирование литературного образования детей. .

Произведения художественной литературы, рекомендованные для семейного чтения детям младшего дошкольного возраста

Тема: «Природа. Братья наши меньшие».

Издание

Содержание произведения

Вопросы к произведению

Примечание

1.Нечунаев В.М. «Стрекоза» (с.30)

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.





2.Нечунаев В.М «Птичка невеличка» (с.38)

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.

В стихотворении говорится о том , как девочка Поля просила стрекозу, сесть ей на пальчик, чтобы можно было ею полюбоваться.

Стрекозуля – стрекоза,

Ты такая егоза.

Не кружись, не егози,

Видишь пальчик мой вблизи











В стихотворении говорится о синичке, которая ростом мала, но ведёт себя гордо и величаво.

У малой – малюсенькой

Птички-невелички

Глазки, словно бусинки,

Ножки, словно спички.

Ходит, как начальница, При таком- то росте..

Вы в нее нечаянно

Камешек не бросьте

Как девочка называет стрекозу?

Что она показывала стрекозе?


Как стрекоза летала?

Куда Поля хотела отпустить стрекозу?








Какие у синички глазки?

Какие ножки?

Как синичка ходит?

Можно ли бросать в синичку камни?

Стихотворение учит детей, любоваться обитателями природы, беречь и охранять их.

Родители могут во время прогулки показать стрекоз и познакомить с этим произведением.











Стихотворение учит детей, любоваться обитателями природы, беречь и охранять их.

Во время прогулки

показать детям эту птичку, рассказать, как она зимует, чем питается, сделать кормушку.

Привить чувство уважения к птицам, объяснить их пользу

3.Чариков Г.В.

«Зачем ежу иголки»

Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – с. 399



Стихотворение о том, как ребенок с мамой во время похода к бабушке, увидели ежика. Он сидел у обочины дороги. Ребенок интересовался у мама, зачем ежу нужны иголки.



О ком это стихотворение?

- Куда ребенок с мамой шли?

- Кого они увидели?

- Какие были иголки у ежика?

- Зачем ежу иголки?

Познакомить детей с особенностями внешнего вида ежа, предназначением иголок на теле.

Дать задание нарисовать рисунок ёжика, как ребёнок его видит в данном стихотворение.

4.Цхай И.В. «История знаменитого мышонка» (с.469)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

«История знаменитого мышонка» включена в сборник сказок барнаульской писательницы «Поющая Радуга». Книга недавно переиздана, она очень популярна у детей и родителей.





5.Нечунаев В.М. «Скворушкин дворец»

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.








В сказке говорится о мышонке, который начал писать книгу, но написал одно предложение и задумался, что же дальше. Он пошёл гулять и встретил друзей, которые подсказали, о ком можно написать. Мышонок написал о друзьях и нарисовал их портреты.



У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!»



Стихотворение о том, как маленький воробей, чуть не замёрз зимой.

Его от холодов спас скворечник, в котором он поселился на долгую зиму

«Прилетел весной скворец.
Без пимишек,
Для него готов дворец.
Без пальтишка
При дворце веселый сад.
Прыгал,
И всему на свете рад,
Согревался,
Пел скворец,
С жизнью расставался:
Насвистывал, —
Чив!
Ноты перелистывал.
Чуть жив!
Но всему бывает срок.
Пришел конец!»

Какая мечта была у мышонка?

Кого встретил мышонок на прогулке?

О ком он написал книгу?

Когда книга была написана, что сказали о мышонке?







Какая погода на улице зимой?

Почему воробей мог погибнуть?

В каком дворце поселился воробей?

Как мы можем помочь птицам зимой?



Сказка учит детей доводить начатое дело до конца.

Дорожить друзьями.

Можно использовать произведение в беседе о дружбе.

















Стихотворение можно использовать на занятии при ознакомлении с зимующими птицами.

Для родителей тема для разговора во время прогулки








Произведения художественной литературы, рекомендованные для семейного чтения детям среднего дошкольного возраста

Тема: «Природа. Братья наши меньшие».

Издание

Содержание произведения

Вопросы к произведению

Примечание

  1. И. Цхай «Комарик и дудочка»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 468 с.: цв. ил.











  1. Г.Г. Володин «Почему карась на дне живѐт»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 468 с.: цв. ил.




Рассказ о комарике, которого никто не замечал. Но однажды Лесная Фея подарила ему дудочку. Комарик долго и упорно учился на ней играть. И когда он решил сыграть мелодию при лесных жителях, его сразу заметили.

Жил-был на свете Комарик. Он был такой маленький, что его никто не мог разглядеть: ни Ёжик, ни Белочка, ни даже Божья коровка. И поэтому никто с ним не дружил. Вот однажды сидел Комарик на травинке и плакал. Мимо проходила Лесная Фея, а уж она-то всё на свете видела и слышала!





Весѐлое стихотворение повествует читателю о жизни жителей реки. Карась – один из главных героев казался дружелюбным, но когда пришла пора защищать своих собратьев от погибели, он испугался и спрятался в песок. озёрные рыбы дружно защищали своих мальков от утки с утятами, а карась струсил и спрятался в тине.



В тихом озере на дне

Жил карась на глубине, Ел букашек, воду пил,

Спать ложился в мягкий ил

Почему с комариком никто не дружил?

Кто услышал плач комарика и помог ему?

Для чего комарик учился играть? Понравилась его музыка лесным обитателям?

Разве дружить нужно только с тем, кто чем-то выделился среди других?

Это настоящая дружба?





Какие рыбы жили в озере?

Какая беда пришла к рыбам?

Как повёл себя карась?

Хорошо ли он поступил?

Чему учит нас стихотворение?


История научит ребѐнка тому, что нужно добиваться своих целей упорным трудом. Особый навык комарика выделил его среди других животных, поэтому с ним все захотели дружить.

А чему эта история может научить детей?

Беседа с детьми о дружбе.



Стихотворение можно использовать в беседе о дружбе. Учить детей не бросать друзей в беде, не трусить и не прятаться от врага.

3. Никольская-Эксели А.О.

«Тобик»

Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – с. 189


Трогательный рассказ о девочке Лидочке, у которой был настоящий друг – пес Тобик. Его Лидочке подарили на день рождения. И она не расставалась с ним не на час, однажды, даже взяла с собой в школу, но мальчишки ее засмеяли. Пес сочувствовал девочке, потому что ее уже как два года отдали в детский дом. Когда Лидочка сильно скучала по маме, псу хотелось успокоить девочку, но он не мог этого сделать, так как был не настоящий, а плюшевый.



Зовут меня Тобик. Ростом я невелик, зато белый и пушистый. Нос мой сверкает розовой перламутровой пуговицей, усы в меру кудрявы, а лаять я умею прегромко.

- Как называется рассказ?

- Как зовут девочку, у которой был друг Тобик?

- Как Тобик появился у девочки?

- Чем Лидочка баловала Тобика?

- Почему Лидочка очень скучала по своей маме?

- Почему Тобик не мог помочь своей хозяйке, успокоить ее, сделать что-нибудь хорошее?

- Каким оказался Тобик?

Воспитывать умение у детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по ее содержанию. Попросить детей рассказать об их любимых игрушках.



4.А.В.Власов

«Сазан»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 142 с.: цв. ил.



5.И.А.Атаманов «Лягушка и Барбос»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

Стихотворение автор посвятил собаке по прозвищу «Сазан». Стихотворение пронизано любовью к животному и преданностью.

Мой умный пёс по прозвищу Сазан

Не злой и не царапается вовсе.

Не ходит на охоту, как на промысел,

Но признаёт охотничий азарт.



В сказке говорится о том, как пёс поймал в саду лягушку, пожалел и отпустил её на болото, а потом лягушка помогла псу вылечиться от укуса змеи.

Кто такой Сазан?

Хозяин любит свою собаку?

Как он доказывает верность своему хозяину?











Что лягушка делала в саду?

Каким был пёс?

Что он сделал с лягушкой?

Что с Барбосом случилось в лесу?

Как лягушка помогла Барбосу

А вы любите своих домашних питомцев? Поделитесь с друзьями, как вы ухаживаете за своими питомцами.

Провести беседу об отношении к домашним животным.











Произведение учит детей доброте и взаимопомощи.

Познакомить детей с произведением можно в режимном моменте «Чтение художественной литературы».





Произведения художественной литературы, рекомендованные для семейного чтения детям старшего дошкольного возраста

Тема: «Природа. Братья наши меньшие».







Издание

Содержание произведения

Вопросы к произведению

Примечание

1.В.Б.Свинцов «Мой друг Сенька»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. –118 с.: цв. ил.

В этой книге собраны рассказы о животных, о «братьях наших меньших». Без них, без общения с ними человеку невозможно жить. И нужно беречь их. Когда ты подрастешь, это будет твоей задачей. А пока посмотри, какие они замечательные, добрые и красивые…

Мой друг Сенька -интересный рассказ о щенке, которого подобрали на улице. О том, как проходили его первые деньки в новом доме, о том, как он рос и жил

Откуда в доме появился Сенька?

Как его приняла кошка? Как начинался день Сеньки? Как он себя вел по утрам? Почему его приходилось закрывать в другой комнате? Кто стал другом Сеньки? Почему заболел Сенька?

Как прошла его встреча с петухами? Кто завел Сеньку в лес? С кем еще познакомился Сенька?

Почему щенок оказался брошенным? Можно ли так поступать с животными? Как нужно ухаживать дома за животными? А вы любите своих питомцев7

Ты считаешь свою собаку своим другом?

2.В.А.Новичихина «Проказник»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. –507 с.: цв. ил.


Это стихотворение посвящено коту Кузе, который очень любил играть и был большим проказником

Все разбросаны игрушки,

На полу лежат подушки…

Безобразье! Стыд и срам!

Кто устроил тарарам?

Почему в квартире все разбросано?

Как зовут кота? Почему он так себя ведет? А дети так могут себя вести?

Кого напоминает кот своим поведением? А можно домашних животных воспитывать? А ты так не поступаешь как Кузя?

3. Атаманов И.А.

«Заяц путешественник»

Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – с. 7









4.Денисов А.С «Хитрая лиса»

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. –188с.: цв. ил.


Поучительная сказка о том, что нужно слушать старших. Эта сказка о маленьком зайце - зазнайке, который не хотел учиться у родителей как убегать от врага. Он ускакал из дому, куда глаза глядят и хвастался зверям, что он один по лесу гуляет и не боится никого. Но хвастался заяц недолго, пока не попал в лапы волку. И откуда только сила взялась у Зайца, рванул он от волка, аж уши затрещали, и во весь дух домой. С тех пор у Зайчика глаза косят – с испуга, а уши длинные вытянулись, когда от волка вырывался.











Стихотворный рассказ о лисе, которая манящим голосом пыталась завлечь к себе петушка. И все таки ей этой удалось



До чего ж хитра плутовка –

Светло – рыжая воровка.

Речи сладко говорит,

Петушка к себе манит

О ком эта сказка?

- Где жили зайцы?

- Сколько зайчат было у Зайца с Зайчихой?

- Что наказывали зайчатам родители?

- Кто главные враги зайцам?

- Что предложил Зайчик своему брату?

- Куда отправился Зайчик?

- Кого встретил Зайчик по пути?

- От кого убегал Зайчик?

- Почему у Зайчика стали косить глаза и стали длинные уши?

- Хорошо ли поступил Зайчик, когда убежал из дома?

Кто главный герой этой сказки?

Как в этой сказке поступила она?

Почему ее называют плутовкой?

Чем она приманила петушка?

Эту сказку можно детям почитать в ходе режимных моментов. Расширить знания детей об образах жизни диких животных (как животные делают запасы на зиму). После прочтения обсудить с детьми правила безопасного поведения.



















Поговорить с детьми о доверчивости и осторожности, не все красивые речи правдивы, нужно уметь отличать ложь от правды.

5. Злывко И.С.

«Сорока и зайчата»

Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – с. 89




Сказка о том, как сорока решила попробовать себя в роли учительницы. В школе, где учились зайчата, заболел их учитель-заяц. А сорока пролетала мимо и решила позаниматься с зайчатами. Она рассказала зайчатам сказку о цветах, которую услышала от рыбака. А так как больше она ничего не знала, то рассказывала то, что приходило ей в голову. Она тараторила до тех пор, пока заяц ее не прогнал.

- Как называется сказка?

- Кто главные герои в сказке?

- Почему заяц-учитель отпустил зайчат домой?

- Кто было новая учительница у зайчат?

- Чему учила сорока зайчат?

- Почему зайчата не слушались сороку?

- Чем хвасталась сорока в лесу?

Сказка подходит для прочтения для старшего и подготовительного дошкольного возраста. Дать представления детям о том, что значит быть школьниками, как нужно вести себя на уроках, зачем нужно ходить в школу.





Список использованной литературы.

1.Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с. 

2. Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 2 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н.К. Крупской. – Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2017. – 558 с.

3. Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства: хрестоматия / сост. Л.Н. Зинченко – Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. – с. 7