СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прокт "Чудо-мнемотехника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прокт "Чудо-мнемотехника"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «95 комбинированного вида»





Проект «Чудо – мнемотехника»






Воспитатели:

Аристархова Наталья Андреевна

Шулепова Алёна Александровна






г. Каменск - Уральский

2022г.



Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

 Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие  речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля  за этими знаниями. В современных психологических и методических   исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания.

Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. 

Как любая работа строится от простого к сложному.

Этапы использования мнемотаблиц

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.
Этап №2  -  Перекодирование информации.
Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Воспроизведение мнемотаблицы. 

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

  • Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

  • Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

  • Мнемотаблица это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

Цель: развитие связной  речи дошкольников посредством  приёмов мнемотехники

Задачи:

Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной культуре.


Новизна заключается в том, что в игровой  форме дошкольники овладеют речевыми навыками посредством приемов мнемотехники. 

Принципы дошкольного образования (предусмотренных  в ФГОС):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития


Планируемые результаты:

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2. Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3. Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4. Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Формирование артикуляционного праксиса.

6. Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2.Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.


1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста)



И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Схема реализации проекта «Чудо - мнемотехника»

Вид проекта

Долгосрочный, познавательно-речевой, групповой.

Участники проекта

Дети, педагоги, родители (законные представители)

Возраст детей

4-6 лет

Продукт проекта

Картотеки. Познавательно-речевая книга «Чудо-мнемотахника»

Срок реализации

2022-2025гг.


Этапы реализации проекта:

Этапы, сроки, цель

Содержание деятельности

Планируемый результат

Подготовительный

Сентябрь 2021-май

2022гг.

Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности. Планирование педагогического процесса.

- Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме. формирования речи у дошкольников.

- Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

- Разработка инструментария для отслеживания уровня развития связной речи детей.

- Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста.

- Посещение семинаров-практикумов по проблеме.

- Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи дошкольников.

Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения.

Готовность к внедрению педагогического проекта.

Основной

2022г. - 2025г.

Цель: осуществление внедрения проекта в образовательный процесс.

- Разработка занятий с детьми в соответствии с планом проекта и их проведение;

- Пополнение развивающей среды группы;

- Реализация планов взаимодействия участников проекта.


Педагогический проект внедрен в практическую деятельность



Заключительный

(май – июнь 2025г.)

Цель: оценка эффективности работы.

- Сравнение итоговых и планируемых результатов.

- Анализ эффективности внедрения проекта.

- Определение положительных и отрицательных моментов при реализации проекта.

- Представление опыта работы по данному проекту.

- Публикации по проекту.

Проведен качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

Выделены проблемы в работе.

Представлен опыт работы.


    Описание образовательной деятельности  

Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты -  мнемодорожкки - мнемотаблицы.

Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить  детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т.д. Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.

Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе.

Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные».

Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги.

При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовыемнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений.

В старшем  дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

  1. Рассматривание мнемотаблицы.

  2. Чтение текста.

  3. Ответы на вопросы по содержанию.

  4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

  5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице.

Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет  концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. 

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;

  • технология мнемотехника;

  • кинезиологические упражнения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.


Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5лет)

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад»

Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.

Октябрь

Пересказ  украинской  народной сказки «Колосок»

Интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

Ноябрь

Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»

Составление мнемотаблицы  для пересказа; учить  передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст

Дидактическая игра «Зашифруем слова»

Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Декабрь

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей»

Продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.

Заучивание стихотворения И. Гурин «Веселый снеговик»

Способствовать запоминанию стихотворения наизусть используя прием мнемотехники.

Январь

Пересказ сказки «Три поросенка»


Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы)

Февраль

Пересказ русской народной сказки «Жихарка»

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица

Март

Заучивание стихотворения Т.Дмитриев «Весна пришла»

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения

Апрель

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы

Май

Пересказ знакомых сказок по желанию детей (викторина)

Побуждать желание рассказывать знакомые сказки. Развивать связную речь.

 

Перспективный план по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) 

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

Дидактическая игра «Копилка слов»






Дидактические игры с предлогами.

Обогащение  словаря, развитие долговременной  памяти, связной речи.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.

Октябрь

Дидактическое

упражнение «Из чего сделан?».


Д/игра «Загадки и отгадки»

Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений  с использованием мнемоквадратов.

 

Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

Ноябрь

Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые»

Заучивание скороговорок

Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Насекомые» с опорой на  мнемотаблицу.

Декабрь

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование   зимней природой

Январь

Составление описательного рассказа на тему: «Птицы»

Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу.

Февраль

Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт»

Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Март

Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А. Чистяковой)





Составление описательного рассказа на тему: «Деревья»

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.

Апрель

А.Н. Плещеев «Сельская  песня»


Дидактические игры с предлогами.

Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение без опоры на наглядность.

Продолжать знакомить  детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.

Май

Заучивание наизусть стихотворение С. Есенина  «Черёмуха»

Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение без опоры на наглядность.



Сотрудничество с семьями воспитанников

Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно-образовательного процесса.

Для информации родителей оформляются информационно-наглядный материал,  проводятся семинары - практикумы, консультации, совместные с детьми занятия. Эти формы работы повышают интереса родителей  к проблеме развития связной речи посредством  приемов  мнемотехники.

Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Семьи воспитанников участвуют в марафоне «Семейная газета». Оформлены семейные газеты по Речевому развитию, где отображен опыт речевого развития в семье.


Тема и форма проведения мероприятия

Срок проведения

Папка - передвижка «Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни»

Сентябрь

Семинар-практикум с родителями «Путешествие в страну Мнемотехника»

Октябрь

Индивидуальных консультации и беседы с родителями на тему: «Рассказываем сказки с помощью  мнемотаблиц»

Индивидуальные беседы «Как помочь ребенку развивать связную речь?»

На протяжении учебного года

Буклет для родителей «Что такое мнемотехника»

Январь


Семинар – практикум с родителями «Развитие речи как необходимое условие личностного развития дошкольников»

Февраль

Совместное занятие с родителями и детьми «В стране Мнемотехника»

Беседа с родителями «Наши успехи»

Апрель – май


Организация занятий по программе:

Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия - 2 раза в месяц во второй половине дня.

Каждое полугодие проводится открытое занятия для родителей, где демонстрируются достижения детей.


Материально - техническое обеспечение

Оборудование и инструменты: мнемотаблицы, листы, карандаши, художественные произведения, экран, для показа видео и мультимедийных материалов.

Методическое обеспечение

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html


Организации развивающей предметно-пространственной среды

В организации развивающей предметно-пространственной среды учитываю принципы, указанные в ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

Пополнение развивающей предметно - пространственной среды «Речевой центр».

Пополнить картотеку мнемотаблиц: «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений», «Мнемотаблицы для проведения опытов».

 Диагностика развития связной речи старших дошкольников

Для выявления изменений в речевом развитии используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов)

Таблица №1

Виды работ по развитию речи

Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах)

3

2

1

0

Пересказ

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание  текста, соблюдается  связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного  языка

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов;  единичные нарушения структуры предложения

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски  частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств

Рассказ по серии сюжетных картин

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны  пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствии.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказов, изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках

Описательный рассказ

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют   связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств  соответствует возрасту

Рассказ  составлен в соответствии  с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей чести фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и  другие аграмматизмы

Отсутствуют один  или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа

Рассказ по картине

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

Рассказ составлен целиком по наводящим
вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженныйаграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа


Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1.

Уровни речевого развития:

I уровень: низкий - от 0 до 2.4 баллов;

II уровень: ниже среднего – от 2.5 до 4.8 баллов;

III уровень: средний - от 4.9 до 7.2 баллов;

IV уровень: выше среднего - от 7.3 до 9.6 баллов;

V уровень: высокий - от 9.7 до 12 баллов.