Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5
«Мир детства»
Безопасное использование средств ИКТ среди дошкольников
Просветительско-профилактическая деятельность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОУ в рамках всероссийской акции «Месяц безопасного интернета», 2017 год.
Подготовил: педагог-психолог МБДОУ ЦРР №5 (Бондаренко, 25) Александрова М.О.
В рамках акции «Месяц безопасного интернета» на базе МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» (д/с № 175) проводилась просветительско-профилактическая работа среди воспитателей, воспитанников и родителей.
Цель акции: формирование экологичного и безопасного использования информации с помощью средств ИКТ среди дошкольников и их семей.
Задачи: провести социологический опрос о безопасном использовании ИКТ в семье; организовать и провести комплексное занятие среди воспитанников по профилактике компьютерной зависимости; оформить информационные стенды и буклеты для родителей и воспитателей; провести анализ проведенной работы.
Проведенные мероприятия
- Анкетирование родителей воспитанников ДОУ с целью определения роли средств ИКТ в жизни дошкольников 07.03. – 14.03.2017 г.
- Открытое занятие педагога-психолога в подготовительной группе по профилактике компьютерной зависимости 17.03. 2017 г.
- Размещение информации по результатам социологического опроса на информационных стендах, а также рекомендации в виде консультаций и памяток для родителей по здоровому использованию средств ИКТ детьми – март 2017 г.
1 этап. Работа с родителями Результаты анкетирования
На первом этапе был проведен социологический опрос по анкете «Ребенок и компьютер». В исследовании приняло участие 78 родителей из всех возрастных групп.
«Сколько часов в день Вы лично проводите за средством ИКТ (кроме разговоров по телефону и смс-переписок)?»
«Есть ли у Вас дома компьютер/ ноутбук / планшет / сотовый телефон (далее средство ИКТ)?»
«Как часто Ваш ребенок использует средство ИКТ?»
«Сколько времени в день Ваш ребенок проводит за средством ИКТ?»
« Для чего Ваш ребенок использует средство ИКТ?»
«Для чего чаще всего Вы лично предлагаете/ разрешаете ребенку пользоваться средством ИКТ?»
«Как Вы думаете, влияет ли компьютер на здоровье?»
«Как Вы думаете, как влияет длительное и частое использование средства ИКТ на дошкольника?»
«Чем, по Вашему мнению, полезны компьютерные игры для дошкольника?»
«Как Вы думаете, какой вред приносят компьютерные игры ребенку?»
«Знаете ли Вы правила работы дошкольника за компьютером (средством ИКТ)?»
«Соблюдаете ли Вы эти правила?»
Результаты анкетирования
1. Большинство детей (39,7%) используют средства ИКТ (компьютер, ноутбук, планшет или телефон) 2-3 раза в неделю, треть воспитанников (32,1%) – ежедневно;
2. 43,6% детей придерживаются рекомендованной возрастной нормы использования средств ИКТ, которая составляет до 15-20 мин:
- не пользуются 16,7%,
- до 10 минут используют ИКТ 5,1%,
- 10-30 мин используют ИКТ 21,8% дошкольников.
3. Большинство детей превышают рекомендуемые нормы использования средств ИКТ:
- 26,9% детей проводят за средством ИКТ от 30 мин до 1 часа в день,
- 16,7% воспитанников - 1 – 2 часа,
- 14,1% дошкольников - 2 – 3 часа;
4. Дошкольники используют ИКТ в первую очередь для развлечений:
- смотрят мультфильмы и развлекательные видеоролики (59%),
- играют в игры (30,8%),
- слушают музыку (20,5%);
- лишь треть детей (35,9%) – для развития;
5. Большинство опрошенных родителей (88,5%) осведомлены о том, что компьютер влияет на здоровье, отмечая при этом следующие негативные воздействия:
- портит зрение – 38,5% респондентов;
- влияет на психику/ психологическое развитие - 30,8% респондентов;
- вызывает нарушения поведения и перенапряжение нервной системы (примеры ответы: «нарушение поведения»: непослушание; грубеет; повышение возбудимости) – 21,8% респондентов;
- вызывает зависимость (примеры ответов: чаще детям становится все неинтересно, они замыкаются, ведут себя неадекватно; ребенок забывает о реальном мире; отрыв от живого мира, уход от реальности, зависимость с отказом от тактильных и вербальных игр) – 11,5% респондентов;
- отрицательно влияет – 10,3% респондентов;
- ухудшает физическое развитие – 3,8% респондентов.
6. Знают правила работы дошкольника за компьютером 59% родителей, а постоянно соблюдают 33,3% опрошенных.
Таким образом, большинство семей знают правила работы за компьютером, предполагают возможные отрицательные последствия длительного использования ИКТ для дошкольника, однако не соблюдают рекомендуемых норм и правил, не обучают своих детей здоровому использованию компьютера и альтернативным способам экологичного проведения досуга. Впоследствии у дошкольников могут складываться такие негативные последствия, как: чрезмерное перенапряжение нервной системы, агрессия, импульсивность, раздражительность, быстрая истощаемость; компьютерная зависимость с уходом от реальных обязанностей и доступного уровня ответственности в виртуальный мир; обесценивание и искажение восприятия реальной жизни; ухудшение состояния здоровья (зрения, осанки, общего физического состояния).
Обобщенные результаты социологического опроса родителей были размещены на информационных стендах групп. Для родителей были подготовлены памятки-буклеты «Компьютерные игры: вред или польза», содержащие краткую характеристику компьютерных игр, описание положительных и отрицательных сторон использования ИКТ дошкольниками, правила использования ИКТ и зрительную гимнастику в виде игры-разминки.
2 этап. Работа с детьми
Результаты социологического исследования послужили основой для проведения психопрофилактического занятия с дошкольниками по теме «Жизнь компьютерная и реальная».
- Основная цель: профилактика компьютерной зависимости среди детей старшего дошкольного возраста, формирование оценочного отношения к компьютерным играм.
- Основные задачи: формировать умение критично относиться к информации, предлагаемой в компьютерных играх; развивать навыки здорового использования ИКТ; развивать навыки анализа и оценки предложенной информации (с опорой на актуализирующий видеосюжет, зрительные образы – карточки и проблемные вопросы).
Открытое занятие имело групповую форму с использованием ритуалов приветствия и прощания, отработкой навыков эмпатии, рефлексии и самопринятия, использованием цветотерапии для оценки собственного психоэмоционального состояния детьми (задание «Дерево настроений»).
Задание «Дерево настроений»
Игра-разминка «Ласковое имя»
В занятие был включен проблемный мультипликационный сюжет, который был представлен с помощью средств ИКТ, были использования иллюстрации сюжетных примеров организации здорового досуга; дополнительно были проведены игры и упражнения на развитие произвольности внимания, графомоторных навыков, памяти, речи (корректурная проба, игра «Овощи или фрукты», графический диктант).
Графический диктант
Корректурная проба «Найди и вычеркни»
Обсуждение проблемного мультфильма «Ми-ми-мишки. Борьба за урожай»
Занятие проводилось с опорой на здоровьесберегающие технологии и включало: пальчиковую и зрительную гимнастики, физминутку, смены видов активности. Задания были организованы в виде игр с опорой на зрительный образец и пример.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
В результате проведенного занятия дети узнали правила поведения за компьютером, получили навыки оценки вреда и пользы от компьютерных игр, научились находить полезные и здоровые способы свободного времяпрепровождения, узнали о преимуществах настоящей жизни в противовес виртуальной.
Также воспитанники научились выполнять зрительную гимнастику, направленную на профилактику ухудшения зрения.
В целом занятие прошло динамично, воспитанники активно включались в беседу и обсуждение проблемных вопросов, сохраняли темп деятельности и интерес к содержанию на протяжении всего занятия.
В результате комплекса проведенных мероприятий цель просветительско-профилактической работы достигнута, задачи реализованы. Однако наибольшая эффективность просветительско-профилактической работы в период дошкольного детства может быть достигнута лишь при систематической и регулярной работе среди воспитанников, родителей и воспитателей ДОУ.
Спасибо за внимание!