Исследуемые параметры | Содержание | Выполнение |
Самост./ сформиров. | С помощ./ сформиров. частично | Не выполн./ не сформир. |
Особенности познавательной деятельности |
Особенности восприятия | Восприятие предметного окружения: Показ предмета по словесной инструкции. Называние предъявляемого предмета или его изображения. Соотнесение идентичных предметов. Соотнесение предметного изображения и реалистичного предмета. Выделение предмета из окружающего поля, проявление интереса к предъявляемым объектам (игрушке, бытовым предметам, еде). Проявление двигательных реакций на словесную инструкцию (возьми, дай, покажи, положи). Восприятие сенсорных эталонов: Показ по инструкции формы, величины, цвета. Показ по предъявляемому образцу (по аналогии). Выделение и называние признаков предметов. | | | |
Особенности внимания | Умение произвольно удерживать внимание на материале задания. Проявление интереса и манипулирование предметом непродолжительное время. Проявление интереса к предмету, фиксирование взгляда. | | | |
Особенности памяти | Способность удержать предъявляемую слухо-речевую инструкцию. Способность удержать предъявляемую инструкцию, используя помощь (опора на образец, подражание). Возможность удерживать в памяти обиходно-бытовые простые понятия, инструкции, помнить круг близких людей. | | | |
Характер деятельности | Познавательная и поисковая активность. Способность к произвольной деятельности. Удержание интереса к выполняемой деятельности. Проявление интереса к предлагаемым заданиям. Выполнение простейших заданий за поощрение. Взаимодействие с объектом (манипулирование, фиксация взгляда, направленная двигательная активность по отношению к объекту). | | | |
Речевое развитие |
Особенности речи | Понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций. Самостоятельное пользование речью для коммуникации. Понимание обращенной речи, простых инструкций. Использование штамповой речи, эхолалии. Вокализация. Реагирование на голос, имя, речевые звуки. Проявление реакции на шумы. | | | |
Использование речи | Рассказать, что нарисовано на картинке (дети катаются на санках с горы). Ответить на вопросы по картинке. Повторить предложение за педагогом. Повторить слова за педагогом. | | | |
Ознакомление с окружающим миром |
О себе и о других людях | Знание своего имени и фамилии, возраста. Знание близких людей, понимание родства. Умение различать по внешним признакам (прическа – одежда) мальчика и девочку. | | | |
Предметные представления | Называние изображений предметов (что нарисовано на картинке?) Узнавание предмета на картинке (Покажи картинку (набор картинок) с изображением знакомых детям предметов). Называние предметов ближайшего окружения (Что это?) Выделение предметов в ближайшем окружении (Покажи/дай/принеси мяч, пирамидку, маму, шкаф, игрушку и т.д.) Узнавание изображенного предмета по тождественной картинке (Найди такую же картинку). Узнавание изображения тождественного предъявляемому предмету (Покажи такую игрушку). Выделение предмета тождественного демонстрируемому (Покажи такую же). | | | |
Сведения об окружающем | Представление о мире людей (Беседа по быту людей: мама готовит, дочка спит, мальчик рисует и др.) Представление о мире животных (соотнесение животных и их детенышей, кто как голос подает, кто что ест, где живет). Предметно-практическое выполнение по инструкции (Покорми зайчика морковкой, найди маму котенку). | | | |
Пространственно-временная ориентировка |
Ориентировка на себе и на другом | Знание частей собственного тела (Назови и покажи у себя). Выявление представлений о частях тела человека (Покажи где? Найди у себя?) | | | |
Микро-ориентировка | Показ и называние сторон листа (верхние, нижние, боковые), середины, углов. Ориентировка на листе (соединение двух точек). | | | |
Временные представления | Части суток (день, ночь). Времена года (зима, лето). | | | |
Моторное развитие |
Ручная умелость | Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков). | | | |
Графические навыки | Владение карандашом, фломастером, ручкой: Рисование (нарисуй, обведи, соедини, закрась, штриховка в заданном направлении). Обводка (обводка по трафарету в заданном направлении). Удержание (возьми карандаш, закрась). | | | |
Зрительно-моторная координация | Слежение взглядом за движением руки. Проведение пальцем руки по нарисованной линии. Брось мяч. | | | |
Общая моторика | Координация крупных движений (попрыгай на двух ножках, попрыгай на одной ножке, разведи руки в стороны, вытяни руки вперед, похлопай, пройди до стола). | | | |
Мышление |
Конструирование | Складывание целой картинки из частей: - 4 части - 3 части - 2 части Конструирование из палочек: - самостоятельно (по речевой инструкции) квадрат, флажок; - по образцу (стол, стул, окно); - по образцу (наложением) – (стол, стул, окно); - по показу (поэлементному подражанию) – (стол, стул, окно, заборчик, дорожка). | | | |
Группировка | Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат – необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). Группировка предметов с учетом цвета. Сгруппировать кубики по цвету. Назвать цвет. Раскладывание разноцветных кружочков (красных, синих, желтых, зеленых, белых, черных) под полосками соответствующего цвета. Дать полоску, кружок названного цвета (поочередно все). | | | |
Соотнесение и различение формы | Вкладывание фигур в соответствующие пазы (доска Сегена). Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необходимо соотнести форму прорези в таблице с изображением животного). | | | |
Понимание очевидных нелепых ситуаций. Понимание эмоционального состояния | Понимание нелепых ситуаций: сюжетное избражение, предметное изображение. Понимание эмоционального состояния человека: Назови, кто веселый? (радость, гнев, страх). Покажи, кто плачет (смеется)? | | | |
Смысловое соотнесение, зрительная память. Элементарная причинно-следственная зависимость | Нахождение предметов (Чего не стало?) Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата). Показать или назвать, какая картинка не подходит (например, огурец, помидор, капуста, кошка, затем – туфли сапоги, хлеб, ботинки). Сказать, что на картинке изображено неверно (слон спит на кровати, на ели растут яблоки, из дупла высунулась голова собаки т т.д.). Разложить простую последовательность из трех сюжетных картинок (девочка стирает белье, развешивает, гладит). | | | |
Программный материал |
Математика. Элементарные математические представления | Понимание математических терминов: посчитай, сколько всего, положи столько же, сколько стало, сколько осталось. Умение пересчитывать предъявляемые предметы: - в пределах 10; - в пределах 5; - в пределах 3. Умение соотносить число с количеством предметов: - до 10; - до 5; - до 3. Умение посчитать от 5 обратно. Умение посчитать от 1 до 3, от 2 до 4. Умение показать второй гриб, третье яблоко. Установление тождества (положи столько же). Разложи кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот). Найди место матрешки в ряду. Понимание задания и возможности выполнять задания по подражанию (сколько, посчитай). | | | |
Письмо. Элементы письма. | Написание: - слов; - слогов; - букв. Написание по обводке: - слов; - букв. Копирование фигур. Обводка бордюров. | | | |
Чтение | Умение читать небольшие тексты. Понимание смысла прочитанного. Умение читать слоги. Знание букв. | | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________