СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс самообразования и самосовершенствования педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Процесс самообразования и самосовершенствования педагога»

 « Процесс  самообразования и  самосовершенствования педагога»    Выступление на районном методическом объединении учителей географии

« Процесс самообразования и самосовершенствования педагога»

Выступление на районном методическом объединении учителей географии

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
  • Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
  • Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Самообразование учителя

  • целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

  • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества . Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» • Конкуренция . Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. • Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес . Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
 1 этап – выбор направления самообразования   . Направлениями самообразования могут быть: Профессиональное ; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии ; здоровьесбережение; Правовое и т.д.

1 этап – выбор направления самообразования

.

Направлениями самообразования могут быть:

  • Профессиональное ;
  • психолого-педагогическое;
  • психологическое;
  • методическое;
  • информационно-компьютерные технологии ;
  • здоровьесбережение;
  • Правовое и т.д.

 2 этап – выбор темы самообразования   Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. «Интерактивные методики на уроках …»;  «Технология проектного метода обучения»; «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»; «ИКТ на уроках…»; «Здоровьесберегающие технологии»; «Портфолио учителя и учащихся»; «Интегрированные уроки»; «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»; «Работа с одаренными детьми» ; «Дифференцированное обучение».

2 этап – выбор темы самообразования

  • Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
  • «Интерактивные методики на уроках …»;
  • «Технология проектного метода обучения»;
  • «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
  • «ИКТ на уроках…»;
  • «Здоровьесберегающие технологии»;
  • «Портфолио учителя и учащихся»;
  • «Интегрированные уроки»;
  • «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
  • «Работа с одаренными детьми» ;
  • «Дифференцированное обучение».
 3 этап – формулировка цели и задач самообразования   Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.  Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

 4 этап – определение круга источников информации   Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы ; семинары и конференции ; мастер-классы ; мероприятия по обмену опытом ; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации ; уроки коллег и т.д.

4 этап – определение круга источников информации

  • Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
  • телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы ;
  • семинары и конференции ;
  • мастер-классы ;
  • мероприятия по обмену опытом ;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации ;
  • уроки коллег и т.д.
 5 этап – выбор формы самообразования   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

 6 этап – составление плана самообразования   На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.  В плане указываются: название темы ; цели ; задачи ; предполагаемый результат ; этапы работы ; сроки выполнения каждого этапа ; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы ;
  • цели ;
  • задачи ;
  • предполагаемый результат ;
  • этапы работы ;
  • сроки выполнения каждого этапа ;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.
  7 этап – определение результата самообразования   Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов : повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов :

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления ;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета   Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.  По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта ;
  • доклад ;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

 Источники самообразования • Телевидение  • Газеты, журналы  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)  • Интернет  • Видео, аудио информация на различных носителях  • Платные курсы  • Семинары и конференции  • Мастер-классы  • Мероприятия по обмену опытом  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты  • Курсы повышения квалификации  • Путешествия

Источники самообразования

• Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия