СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности обучения аудированию на уроках английского языка на среднем этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос о том, что входит в содержание обучения аудированию на уроках английского языка на среднем этапе.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности обучения аудированию на уроках английского языка на среднем этапе»

Слесарева В. Н.

(г. Ясиноватая, ДНР)


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ


Аудирование, или понимание воспринимаемой на слух речи, обеспечивает возможность общения на иностранном языке и является одновременно и средством, и целью обучения иностранным языкам. Аудирование – это активный процесс, представляющий собой «сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и т.д.» [3, с.104]. С аудирования начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения «дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование, исходя из ситуации общения, понимать воспринимать звуковую цепь» [2, с.116]. Анализ опыта общения наших школьников с англоговорящими сверстниками показывает, что несформированность навыков восприятия иностранной речи на слух является причиной нарушения общения. Поэтому аудированию нужно учить специально.

Что входит в содержание обучения аудированию на уроках английского языка? Одним из компонентов является психологический компонент – доведение восприятия и понимания иноязычной речи до уровня навыка и умения. Он, в свою очередь, состоит из умения 1) воспринимать и понимать информацию, 2) удерживать её в памяти, 3) отделять основную информацию от второстепенной и 4) осмысливать услышанное с вероятностным прогнозированием. Очень важно, чтобы обучение аудированию проходило в условиях, максимально приближенных к естественным: темп речи должен соответствовать оригинальному, некоторые «помехи», невозможность повторения и т. п.

При обучении аудированию я предлагаю следующий алгоритм работы: учащимся следует 1) по названию текста предвосхитить его содержание в основном, 2) по предполагаемому содержанию текста подумать, какие лексические единицы могут употребляться для описания данного содержания. Учитель при подготовке текста и заданий для аудирования 1) прослушивает или прочитывает текст заранее, 2) определяет трудности в тексте и способы их снятия, 3) определяет опоры для понимания, 4) формулирует задания для первичного и вторичного прослушивания текста. На уроке при выполнении задания на аудирование прослеживаются следующие этапы работы: 1) установка на прослушивание текста, 2) снятие трудностей, 3) установка на первичное прослушивание и задание для контроля после первичного прослушивания, 4) первичное прослушивание и контроль выполнения задания на первичное прослушивание, 5) установка на вторичное прослушивание и задание для контроля вторичного прослушивания, 6) вторичное прослушивание и контроль выполнения задания для вторичного прослушивания. Перед выполнением заданий на прослушивание текста может быть вступительная беседа учителя, в которой он выделяет сюжетную линию, активизируя ключевые слова и грамматические явления из текста для аудирования, понимание которых сразу контролируется.

Обучение аудированию начинается с самых первых уроков изучения английского языка. Упражнения для обучения аудированию бывают неспециальные - речевая зарядка, слушание экспозиции или презентации грамматического материала, запись на слух, речь учителя в классе и специальные, которые, в свою очередь, делятся на условно-речевые, позволяющие осуществлять речевую тренировку языкового материала в учебной (условной) коммуникации, имитирующей естественную: «выполните команды во все убыстряющемся темпе; поднимите руку, когда услышите неправильное утверждение; догадайтесь, о ком я говорю (по описанию); покажите (назовите) объект, который я пропущу (из тех, что изображены); ответьте (да), если вы со мной согласны (следуют фразы в убыстряющемся темпе); послушайте рассказ о том, как я вчера провела день, и определите, что я пропустила; перечислите лица (объекты, страны и т. п.), которые упоминаются в моем рассказе; запишите кратко на родном языке или цифрами информацию, которую вы получите о человеке (даётся схема: имя, возраст, национальность, профессия и т. д.); быстро покажите на карте те страны, о событиях в которых я буду говорить (сообщения краткие, 1-2 фразы); найдите расхождения в близких по звучанию (содержанию) фразах, микромонологах; найдите расхождения между услышанным и изображенным; разделите правильно услышанную фразу на синтагмы согласно задаче; восстановите по смыслу пропущенную фразу» [1, с.137], и речевые: «прослушайте рассказ (высказывание) и ответьте на вопросы; найдите в прослушанном высказывании основные мысли; послушайте и прокомментируйте высказывание; послушайте начало диалога и предположите его развитие; послушайте диалог и передайте его основное содержание; подберите заголовок к услышанному; послушайте рассказ о ... и расположите пункты плана соответственно логике изложения; подтвердите или опровергните следующие утверждения, основываясь на прослушанном; составьте план прослушанного рассказа (описания и т. д.); послушайте и постарайтесь уловить основную мысль, несмотря на незнакомые слова; переспрашивайте, если что-то непонятно; оцените услышанное; определите место (страну, эпоху и т. п.), где происходит действие» [1, с.143].


ЛИТЕРАТУРА

  1. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». - М.: Просвещение, 2000. – 161 с.

  2. Рогова Г. В., Рабинович И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

  3. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.