Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Основные направления деятельности школьного ПМПк.
Деятельность специалистов сопровождения.
Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.
В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.
Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.
В задачи консилиума входят:
- организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;
- выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;
- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;
-выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;
- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;
-разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.
Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.
Основные направления деятельности школьного ПМПк:
-выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с обучающимися;
-формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;
- комплексное воздействие на личность ребёнка;
- консультативная помощь семье в вопросах коррекционно - развивающего обучения и воспитания.
В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).
ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.
В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:
Деятельность специалистов сопровождения
Участник сопровождения | Деятельность на этапе подготовки к консилиуму | Деятельность в рамках ПМПк | Деятельность по реализации решений ПМПк |
Врач | Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка | Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения. | Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. |
Психолог | Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк. | Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения. | Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП. |
Логопед | Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития. | Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения. | Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями. |
Классный руководитель | Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников) | Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения. | Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса. |
Педагог- предметник | Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки | Не участвует | Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения. |
Заместитель директора | Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий | Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов | Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации. |
Школьная администрация | Организационная помощь в проведении диагностической работы | Не участвуют | Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство. |
Родители школьников (или лица, их замещающие) | Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму | Не участвуют | Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика. |