СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прблемы воспитания современного школьника. Влияние сказок, поэзии, музыки, изучения истории на воспитание школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребенка»



















Психолого – педагогические и социальные аспекты благополучия современного ребенка





Выполнила: учитель БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

Сальникова Светлана Владимировна





























Духовное национальное воспитание детей

Воспитание – это всегда организация деятельности двойственной природы – предметной и духовной.

Педагог с детьми, изучает и созерцает мир, проживая отношение к миру. Вводя ребенка в социокультурную жизнь человечества, педагог выстраивает два профессиональных вектора: прекрасный разнообразный бесконечный мир вокруг нас и тонкая, сложная, неповторимая душа внутри нас.

Говоря о воспитании как о процессе образования педагогом различных общностей с ребенком, важно отметить такой момент: чем больше количество общностей будет объединять ребенка и ученика, тем эффективнее будет сам процесс воспитания.

Фактором образования воспитывающих общностей могут выступать те или иные совместные действия детей и взрослых: проблемно-ценностное общение, познание окружающего мира, труд, художественное творчество, игра, развлечения, спортивные занятия, туристические походы. Их роль в воспитании сложно переоценить, ведь только в них в полной мере может раскрыться перед ребенком картина мира взрослого. Совместные действия учителя и обучающегося становится самой тканью воспитания, тем процессом, в рамках которого происходит становление у обучающихся индивидуальной картины мира. Катина мира обучающихся формулируется в процессе его социализации, воспитания, обучения, саморазвития. Среди этих процессов воспитание занимает свое место: в отличие от всех остальных оно связано с целенаправленным влиянием на нормативно-ценностную основу этой картины мира и в качестве своего результата имеет:

- расширение знаний обучающихся о социальных нормах;

- развитие его позитивных отношений к базовым общественным ценностям;

- приобретение им опыта ценностно-окрашенного социального действия.

Первое. Воспитание осуществляется (где?) только в общностях, которые образует ребенок со значимым для него взрослым.

Второе. Воспитание осуществляется (в процессе чего?) только в процессе совместных действий детей и взрослых.

Третье. Воспитание осуществляется (каким образом?) как восприятие картины мира взрослого, общность с которым он переживает.

Четвертое. Воспитание осуществляется (для чего?) для того, чтобы помочь ребенку овладеть высшими, социально полезными видами человеческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать несколько важных для практики выводов:

1.В конкурентной борьбе за школьника педагоги часто проигрывают улице, телевидению, даже криминальным группировкам, т.к. в своей воспитательной деятельности они смешивают акцент с создания привлекательных для ребенка детско-взрослых общностей, на проведение воспитательных мероприятий для этого ребенка. Между тем совершенно очевидно. Что данные мероприятия вторичны и оказывают сколько-нибудь серьезное воспитывающее влияние на ребенка лишь тогда, когда тот ощущает свою общность с теми, кто проводит или олицетворяет собой эти самые мероприятия.

2.Воспитательный эффект школы станет гораздо большим, если в рамках организуемых ею различных видов внеучебной деятельности педагогом и ребенком будут осуществлять такие совместные действия, которые потенциально могут стать основной овладения ребенком другими, высшими, социально полезными видами человеческой деятельности.

3.Слабым местом в школьном воспитании является тот факт, что в рамках одного образовательного учреждения ребенок может сталкиваться с разными картинами мира. Педагоги одной и той же школы могут являться носителями совершенно различных представлений (о порядочности, дисциплине и т.п.). А это порождает своеобразную внутреннюю конкуренцию за влияние на ребенка, снижает воспитательный потенциал школы. Если школьник и находит среди педагогов значимых других, с которыми он себя отождествляет, то чаще всего это небольшая группа единомышленников или один единственный педагог (любимый учитель, классный руководитель, тренер и т.п.). Именно он и создаваемая вокруг него детско-взрослая общность (заинтересованные ученики, класс, детская спортивная секция) становятся основными воспитателями этого школьника.

Увеличивать же свое воспитывающее влияние школа сможет лишь тогда, когда установки, ценности, взгляды педагогов на мир будут если не схожими, то хотя бы согласованными. А это, как известно, происходит тогда, когда в ней складывается настоящий общешкольный коллектив, и школа становится воспитательной системой.

Русский ученый и педагог Иван Александрович Ильин сформулировал цель воспитания в следующем виде: воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Ильин утверждал, что национальность человека определяется укладом его бессознательной духовности. «Покажи мне, как ты веруешь, как просыпается у тебя доброта, геройство, чувство долга, как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи, что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью, кто твои любимые гении, -скажи все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын. Все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного». Ученый утверждал, что этот уклад слагается, формируется и закрепляется в детстве.

И.А. Ильин видел задачу национального воспитания в следующем: «надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, были национальными, а у нас в России – национально русскими, и далее: чтобы дети думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею всю историю, судьбу, путь и признание своего народа, чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев». Суть идей И.А. Ильина состоит в том, чтобы в центре воспитания было поставлено развитие личности на основе национальных ценностей. Формирование ребенка должно происходить путем присвоения им национального опыта в процессе деятельности и усвоения норм социально-этических отношений. В своих рассуждениях ученый возвращает нас к истокам национального воспитания и рекомендует родителям, учителям обогащать детей следующими сокровищами.

1.Язык. Язык является основой формирования национального мышления и мировоззрения личности, поэтому предлагает национальное воспитание начинать с языка. В его понимании язык вмещает в себя и прошлое, и духовный уклад, и творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены опытом и т.д.

2.Песня. И.А. Ильин придавал большое значение песенной культуре в национальном воспитании. Ребенок слышит национальную песню еще в колыбели, он бессознательно усваивает русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь. Детские хоры могут способствовать свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении.

3.Сказка. Вопросы, на которые отвечает русская сказка, всегда касаются главного: национального мироощущения и национальной судьбы. Сказка отвечает на самые важные вопросы – о смысле жизни, о судьбе человека, тяготах и опасностях, о мудрости земной, об истинности пути. Сказка уводит к истокам национального духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, утешая, умудряя. Сказка будит мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, чувство испытания, опасности, признания, усилия и победы; учит мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, отличие «правды от кривды». Ребенок, никогда на слышавший сказок своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

4.Жития святых и героев. Ильин считал, что святые и национальные герои наиболее благодатно действуют на нежную детскую душу. Ученый полагал, что чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, русскость святого вызовет в нем чувство приобщенности. Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, великодушие, правосознание. Все это есть настоящая школа русского национального характера.

5.Поэзия. Исследуя особенности русской поэзии, Ильин подчеркивал, что «вряд ли есть еще один народ на свете, который имел бы такую поэзию, как русская, и по языку, и по творческой свободе, и по духовной глубине. Русский поэт одновременно является национальным пророком и мудрецом, национальным певцом и музыкантом». Русская поэзия вместила в себя глубочайшие идеи русской религиозности. Ребенок сначала слушает, потом читает сам, учит наизусть, пытается декламировать – искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. По мере взросления ребенка необходимо открывать ему доступ ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа ребенка всесторонне раскрывается для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказки и поэзия.

6.История. И.А. Ильин полагал, что русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени, в то же время сын великого русского народа с величайшей и трагической историей, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории. При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: «от национального самомнения и от всеосмеивающего самоуничтожения». В этом деле, по мнению Ильина, ведущая роль принадлежит преподавателю истории, который не скрывает от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время должен указать ему все источники национальной силы и славы.

7.Армия. Русская история развивалась так, что для нее не было выбора: надо было или сражаться, или быть уничтоженными; вести войну или превратиться в рабов и исчезнуть. «История России есть история ее самообороны: потому что она и провоевала две трети своей жизни», - сделал вывод И.А. Ильин. Ученый отмечал, что армия для каждого русского человека есть сосредоточенная волевая сила государства, воплощенная храбрость его народа, организация чести, самоотверженности и служения. Ребенку необходимо научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; переживать от ее неудач. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, родина останется без обороны, государство распадется, нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание-значит содействовать этому распаду и исчезновению.

8.Национальная территория. И.А. Ильин в национальном воспитании считал важным разъяснение ребенку сокровенного смысла национальной территории как земного жилища и национального духа. Русскому ребенку необходимо увидеть воображением пространственный простор своей страны, национально-государственное наследие России. Ему нужно понять, что народ живет не для земли, но на земле и от земли и что территория необходима ему, как солнце и воздух. Ребенку необходимо понимать, что русская национальная территория не «от столба до столба», а исторически данное и взятое живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, как музыкант любит свой инструмент.

9.Хозяйство. Ученый особое место в национальном воспитании отводил хозяйственной деятельности. Ребенку необходимо с раннего детства прочувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. В русском ребенке должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду. Тогда в нем пробудится живой интерес к национальному хозяйству и богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа, -будут заложены основы духовной почвенности. И.А. Ильин считал, что таков дух национального воспитания, необходимый и русскому, и каждому здоровому народу. Мыслитель был глубоко убежден, что каждый русский человек должен любить национальную Россию, иметь живое чувство ответственности за все то, что в нем совершается, обладать чувством собственного достоинства и чувством чести.