СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая диагностика в работе педагога-психолога СРЦН

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение  и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая диагностика в работе педагога-психолога СРЦН»

Психологическая

диагностика в работе педагога-психолога СРЦН


Балабановой Марии Константиновны, педагог-психолог

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»



Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.

Я работаю педагогом-психологом в ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН». Сопровождаю 4 реабилитационную группу, в которой проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 8-14 лет.

За период реабилитационной работы в данной группе реабилитацию прошли 18 человек, что составляет 100% диагностический охват. Психологическая диагностика является обязательным этапом работы педагога-психолога, полученные в ходе ее проведения, данные позволяют выбрать оптимальные направления и методы работы с ребенком и семей. Психологическое заключение по итогам диагностики ребенка, как правило, включает показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности, анализ соответствия развития психики ребенка возрастным уровням и этапам развития.

На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы: наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия и др. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа, осуществляется психологическое сопровождение несовершеннолетнего.

Для проведения диагностики был подобран диагностический инструментарий соответствующий основным сферам развития и возрасту несовершеннолетних, для младших школьников это познавательная, эмоционально-личностная сферы и сфера межличностных отношений. Для подростков меньшее значение имеет познавательная сфера, более значимы эмоционально-личностное развитие, межличностные отношения, профессиональная направленность. На этапах подросткового возраста существует риск формирования и проявления суицидального поведения, поэтому его важно выявить и предупредить.

В результате диагностического обследования несовершеннолетних, помимо указанных выше показателей, важно отслеживать признаки жестокого обращения с ребенком. Прежде всего, это физические и психологические маркеры, которые можно отметить в результате наблюдения (например, особенности внешнего вида, поведения, речи и т.п.). Также показательны результаты проективных тестов, методик, исследующих страхи и межличностные отношения.

Диагностика проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Для углубленной диагностики применимы следующие методики:

Направления и параметры диагностического исследования

Диагностический инструментарий

Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также высших психических функций

Тест 10 слов (Лурия А.Р.) , корректурные пробы, тест Ландольта


Оценка уровня понятийного мышления

Предметная классификация, исключение предметов, исключение понятий, сравнение понятий, выделение существенных признаков

Выявление уровня интеллектуального развития и творческих способностей

Прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Векслера, тест Торренса

Личностно-ориентированные методики

Цветовой тест Люшера, тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен), проективные рисуночные тесты

Определение степени социальной адаптации

Опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина

Диагностика группы риска развития кризисных состояний

Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения», ПДО Личко

Диагностика профессиональной направленности

Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, анкета «Ориентация»

Изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье; характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

«Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер), опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис)


Изучение психологического климата в коллективе СРЦН

«Изучение психологического климата в коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК, опросник Шмишека, MBI К.Маслях (уровень профессионального угасания).


Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в за­висимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

– показательность конкретного вида действия для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных навыков;

– учет системного характера видов действия (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов действий. Показательность видов действий и их значение для развития несовершеннолетних меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.


Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.