Психологическая
диагностика в работе педагога-психолога СРЦН
Балабановой Марии Константиновны, педагог-психолог
ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса.
Я работаю педагогом-психологом в ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН». Сопровождаю 4 реабилитационную группу, в которой проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 8-14 лет.
За период реабилитационной работы в данной группе реабилитацию прошли 18 человек, что составляет 100% диагностический охват. Психологическая диагностика является обязательным этапом работы педагога-психолога, полученные в ходе ее проведения, данные позволяют выбрать оптимальные направления и методы работы с ребенком и семей. Психологическое заключение по итогам диагностики ребенка, как правило, включает показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности, анализ соответствия развития психики ребенка возрастным уровням и этапам развития.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы: наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия и др. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа, осуществляется психологическое сопровождение несовершеннолетнего.
Для проведения диагностики был подобран диагностический инструментарий соответствующий основным сферам развития и возрасту несовершеннолетних, для младших школьников это познавательная, эмоционально-личностная сферы и сфера межличностных отношений. Для подростков меньшее значение имеет познавательная сфера, более значимы эмоционально-личностное развитие, межличностные отношения, профессиональная направленность. На этапах подросткового возраста существует риск формирования и проявления суицидального поведения, поэтому его важно выявить и предупредить.
В результате диагностического обследования несовершеннолетних, помимо указанных выше показателей, важно отслеживать признаки жестокого обращения с ребенком. Прежде всего, это физические и психологические маркеры, которые можно отметить в результате наблюдения (например, особенности внешнего вида, поведения, речи и т.п.). Также показательны результаты проективных тестов, методик, исследующих страхи и межличностные отношения.
Диагностика проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического исследования | Диагностический инструментарий |
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также высших психических функций | Тест 10 слов (Лурия А.Р.) , корректурные пробы, тест Ландольта |
Оценка уровня понятийного мышления | Предметная классификация, исключение предметов, исключение понятий, сравнение понятий, выделение существенных признаков |
Выявление уровня интеллектуального развития и творческих способностей | Прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест Векслера, тест Торренса |
Личностно-ориентированные методики | Цветовой тест Люшера, тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен), проективные рисуночные тесты |
Определение степени социальной адаптации | Опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина |
Диагностика группы риска развития кризисных состояний | Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения», ПДО Личко |
Диагностика профессиональной направленности | Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, анкета «Ориентация» |
Изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье; характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. | «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер), опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис) |
Изучение психологического климата в коллективе СРЦН | «Изучение психологического климата в коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК, опросник Шмишека, MBI К.Маслях (уровень профессионального угасания). |
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида действия для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных навыков;
– учет системного характера видов действия (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов действий. Показательность видов действий и их значение для развития несовершеннолетних меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.