СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологические аспекты работы на уроке музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения – это совместный труд обучающего (преподавателя) и обучаемого (ученика), где преподаватель выступает посредником   между учеником и учебным материалом.

Просмотр содержимого документа
««Психологические аспекты работы на уроке музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»»

Методическая разработка на тему:

«Психологические аспекты работы на уроке  музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»

Подготовила: Сушко Ю.А.,

преподаватель по музыкальной литературе ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»

Процесс обучения – это совместный труд обучающего (преподавателя) и обучаемого (ученика), где преподаватель выступает посредником   между учеником и учебным материалом.

         Задача преподавателя заключается в такой организации учебного процесса, чтобы ученики могли:

  • усвоить материал,

  • приобрести необходимые знания, умения, навыки,

  • успешно развиваться.

         Знания, умения и навыки, составляющие содержание предмета,  можно рассматривать как  цель обучения, поскольку речь идет о необходимости их приобретения. Таким образом, задача преподавателя – найти пути решения проблемы приобретения этих навыков и умений, а методика преподавания – это   приемы и методы  изложения или преподнесения материала, позволяющие  максимально достичь желаемого результата или решения поставленной задачи.        Несмотря на то, что «Методика преподавания»  является обязательным предметом в средних и высших специальных  музыкальных и педагогических  учебных заведениях,  очень часто она  далека от практики.

Практические знания приходят  через многолетний опыт работы в школе, опыт,  полученный путем накопления знаний, экспериментов  иногда, к сожалению, проб и ошибок.

         И в моей педагогической практике были поиски того, как  сделать урок интереснее, результативнее. Задача музыкальной школы   не должна сводиться  только к обучению игре на музыкальных инструментах. Общее музыкальное образование, которое получает учащийся, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей.      Долгое время преподавая в музыкальной школе теоретические предметы, я, к сожалению, вынуждена  признать  важнейшую проблему, существующую в современном образовании:  учащиеся  не умеют говорить! У них нет навыков пересказа материала, грамотного и логичного построения предложений и изложения своих мыслей. Часто их речь – корява,  скупа, изобилует словами – «паразитами». Немногие учащиеся умеют работать с текстами, составлять конспекты, которые либо превращаются в бесконечные листы переписанного слово в слово текста, либо представляют собой предложения, лишенные всякого смысла, не связанные между собой.  Эта проблема особенно актуальна  на уроке музыкальной литературы, который  включает в себя:

                   проверку домашней работы;

                   объяснение нового материала;

                   слушание музыки.

         Проверка домашней работы – очень важная составляющая каждого урока. Это и необходимый контроль знаний и умений со стороны преподавателя, и возможность выявления уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков, и путь к  саморазвитию учащегося (изучение материала с возможным привлечением дополнительных  материалов). 

Она может быть в виде:

                   тестов,

                   письменных ответов на вопросы,

                   подготовленных дома  конспектов,

                   устного пересказа   заданных разделов учебника,

                   представления подготовленных дома презентаций,

                   подготовленных домашних сообщений по заданной теме,

                   беседы – диспута на заданную тему.

         Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания. Им проще ответить «да» или «нет», выбрать один из предложенных вариантов. Есть шанс  случайно «попасть  в точку». Несмотря на то, что сейчас очень много учебной литературы, различных рабочих тетрадей с печатной основой (ТПО), предлагающих огромное множество тестов, я  обращаюсь к ним крайне редко.

         Пробовала проводить опросы в виде письменных ответов. Данная работа позволяла спросить всех учащихся группы, но у нее были  свои минусы: проверять такие работы приходилось  после урока  и тогда выяснялось, что кто-то плохо знает материал  или неверно понял его, а ушел домой,  так и не услышав правильного ответа.

         Конечно, к этому вопросу можно было вернуться на следующий урок, но, мне кажется, это важно сделать сразу «по горячим следам». При проверке таких работ, оставалось ощущение «недоговоренности, непроработанности материала».

         Последнее время я   редко даю задание: «подготовить сообщение», т.к. замечаю, что один ученик работает, а все остальные – пассивно слушают, а иногда  успевают заниматься и другими делами.

Дети любят форму «представление презентаций» -  она отвечает интересам нашего времени,  современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Но я  с осторожностью отношусь к такого рода заданиям:

1.                не всегда в интернете можно получить правильную информацию,

2.                ученик, не имея опыта и достаточных знаний, не всегда грамотно пользуется найденным в интернете материалом,

3.                часто презентации «перегружаются»  большим текстом, в результате чего на ее представление уходит очень много времени.

Все, перечисленные выше формы работы на уроке не решают главной задачи: учить учащихся слушать музыку, «слышать» ее и самое главное  -  уметь о ней говорить.

         Каждый раз мои попытки молча выслушать ответ ученика, дать  ему возможность высказаться, заканчиваются  необходимостью  активно включиться в беседу. Очень часто  я слышу просьбу: «задавайте вопросы, а мы будем отвечать». Но, к сожалению, даже ответы на вопросы порой  сводятся к коротким «да» или «нет». Диалог с учащимися ведется очень сложно, периодически переходит в монолог преподавателя.

         На мой взгляд, наиболее подходящей формой проверки знаний учащихся является беседа – диспут, который  может помочь решить одну из важнейших проблем - учить  мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. В нем   участвуют все учащиеся,  и каждый имеет право  высказать свою точку зрения,  особенно в вопросе  восприятия  музыки. Я стараюсь никогда не говорить ученикам, что они не правы (если это не касается изложения точных фактологических данных),  т. к. задача преподавателя  - выслушать все мнения учеников, если даже они являются парадоксальными, а затем так построить  беседу, чтобы  направить их на правильный выбор. Планируя  работу учащихся, заранее,  необходимо  корректировать их деятельность.

         В последние годы  очевидной стала еще одна проблема: вопреки непрерывному расширению   информационного пространства,  дети не обладают элементарными знаниями  в области истории, культуры, порой   не могут назвать имена писателей, художников. Урок музыкальной литературы помогает преодолеть проблемы духовно – нравственного  и эстетического воспитания, расширяет кругозор учащихся.  Объединяя в себе   элементы литературы,  музыки,  истории, мифологии, он, является интегрированным, что очень актуально в  современном образовательном процессе. Интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. В современном мире интеграция – эффективная форма познания мира, что  подтверждается словами русского богослова и религиозного философа П. Флоренского:  «Культура – это  среда, растящая  и питающая личность». 

Беседа о творчестве композитора или музыкальном произведении обязательно должна предполагать рассмотрение вопросов, связанных с историей, литературой, живописью и другими видами искусства.

Так, говоря о творчестве М. П. Мусоргского, невозможно не вспомнить:

      «смутное время», бунты стрельцов и движения раскольников,  борьбу за отмену крепостного права;

      работы В. Гартмана, В.Сурикова и В. Верещагина. И. Репина;

      произведения А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя,

      композиторов Д. Шостаковича, А. Шнитке, французского композитора XX века М. Равеля.

         Изучение музыкальных произведений предполагает обязательное знакомство с художественными произведениями, вдохновившими композитора на сочинение или положенными в его основу, что позволит обсуждать с учащимися особенности трактовок писателя и композитора. Важно, чтобы учащиеся представляли эпоху, в которой создавалось произведение, могли определить его историческое значение   и  связь с другими видами искусства.

         Форма беседы или диспута позволяет  сочетать разговор о новом с повторением или закреплением пройденного материала. Например  беседа  о жизни и творчестве Н. А. Римского – Корсакова  может включать   материал о творчестве других композиторов «Могучей кучки».

         Так,  практически на каждом уроке,  возможно соединение новых знаний с приобретенными ранее, установление разносторонней связи между композиторами и образования целостной системы знаний. Таким образом, урок проведённый в форме беседы-диспута позволяет решить главные задачи стоящие перед преподавателем: образовательную (выявить качество и уровень овладения знаниями и умениеми), воспитательную (способствовать формированию ответственного отношения к учению) и развивающую (расширять кругозор учащихся и формировать критическое мышление).