© 2019, Литвинова Алина Олеговна 2488 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема адаптации первоклассников к школьному обучению является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования. Именно на этапе адаптации к школе закладывается потенциал ученика, успешность обучения, всестороннее развитие, происходит становление личности. Определяющее значение для первоклассников на этапе школьной адаптации имеет эмоциональная сфера. В связи с этим, целью данной работы было изучение психологических особенностей эмоциональной адаптации первоклассников в условиях обучения в школе.
РЕФЕРАТ
«Психологические особенности эмоциональной адаптации первоклассников в условиях обучения в школе»
АННОТАЦИЯ
Проблема адаптации первоклассников к школьному обучению является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования. Именно на этапе адаптации к школе закладывается потенциал ученика, успешность обучения, всестороннее развитие, происходит становление личности. Определяющее значение для первоклассников на этапе школьной адаптации имеет эмоциональная сфера. В связи с этим, целью данной работы было изучение психологических особенностей эмоциональной адаптации первоклассников в условиях обучения в школе. На основе литературных данных в работе рассмотрено влияние семьи и педагогического коллектива на адаптацию первоклассников к школе, исследованы особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, подобраны задания, игры, упражнения для развития эмоциональной сферы первоклассников.
Выводы по данной работе могут быть полезны педагогам начальных классов, т.к. проблема адаптации всегда актуальна, а также педагогам-психологам, для разработки развивающих и коррекционных программ, занятий с элементами тренинга для младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………...6
1.1 Эмоции как механизм регуляции поведения личности……………………6
1.2 Особенности эмоционального развития первоклассников ……………...10
1.3 Особенности развития эмоционального интеллекта.……………………..16
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ……….…..20
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников…………………………………………………...…20
2.2 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде …………25
2.3 Методы и средства развития эмоциональной сферы……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Введение
Какой бы деятельностью не занимался человек, он проявляет определённое отношение к предметам и явлениям, которые его окружают. Действуя на органы чувств, окружающие предметы и явления вызывают эмоциональную реакцию человека, выражающуюся в различных её проявлениях – в удовольствии, горе, боязни, восторге и т.п. Различные исследования доказывают: как профессиональный, так и жизненный успех человека зависит не столько от интеллектуального развития, сколько от эмоциональной зрелости личности.
В психологии под эмоцией понимают психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта[14].
Эмоции и их проявления постоянно привлекали внимание исследователей, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
Согласно суждению К.Э. Изарда эмоции воздействуют на тело и на разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Проблемой изучения эмоциональных состояний человека занимались П.К. Анохин, Л.И.Божович, Д.Бретт, В.К. Вилюнас, Н.В. Витт, В. Вундт, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Изард, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и другие ученые. В отечественной психологии проблема эмоций разрабатывалась с позиции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров), в контексте общей теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), в рамках информационного подхода (П.В. Симонов) [11].
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребёнка. Этот возраст начинается кризисом 7 лет, и поэтому, по мнению многих исследователей (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он считается наиболее «эмоционально насыщенным».
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от интеллектуального, несмотря на то, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Процесс становления личности сложен и противоречив. Личность ребёнка «не только дана, но и задана», акцентировал внимание педагог и психолог В.В.Зеньковский. Полноценное развитие личности ребёнка связано с его эмоциональным развитием [11]
В связи с этим вопрос изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста актуален и требует постоянного развития.
Цель работы: изучить психологические особенности эмоциональной адаптации первоклассников в условиях обучения в школе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу;
2. Исследовать особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте;
3. Исследовать влияние семьи и педагогического коллектива на адаптацию первоклассников к условиям обучения в школе;
4. Подобрать задания, игры, упражнения для развития эмоциональной сферы первоклассников.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение, подбор диагностических методик, тестов.
Глава 1. Теоретические особенности развития эмоциональной сферы у младших школьников
1.1 Эмоции как механизм регуляции поведения личности
Рассматривая эмоциональную сферу человека можно сказать, что она очень богата и сложна. Говоря об эмоциональных состояниях, в психологии используют такие термины как « эмоции» и « чувства». Если рассматривать эти понятия в широком смысле, то они обозначают одно и то же. Более в узком – эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п.[1].
Для каждого эмоционального переживания присущи определённые изменения во внутренних органах человека – это и в органах дыхания, и в сердечно – сосудистой системе, пищеварении и т.п.
Эмоции делятся на 2 основные группы, они бывают как положительные, так и отрицательные.
к положительным эмоциям относятся такие условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей (удовольствие, радость, интерес, восторг и др).;
к отрицательным эмоциям относятся такие ситуации, которые
рассматриваются человеком как препятствующие удовлетворению его потребностей (гнев, испуг, страх, боязнь и др.)
Эмоции регулируют результативность адаптации человека к извне сложившимся условиям, а также являются регулятором деятельности «изнутри».
Таким образом, можно отметить, что эмоции пронизывают всю психическую жизнь человека. Они являются регуляторами общения, влияют на выбор партнеров по общению, определяют его способы и средства, оказывают влияние на восприятие. Человек, пребывающий в различных эмоциональных состояниях, например, находясь в состоянии горя или в состоянии радости, будет по-разному воспринимать окружающий мир. Смысл какого-либо события отражается эмоционально, искажая тем самым объективные параметры исходной ситуации: физические характеристики, пространственные, временные. Эмоции оказывают влияние на память, внимание, воображение; регулируют познавательную деятельность человека[16].
Для того чтобы человек мог приспособиться к окружающим условиям, эмоции выполняют определённые функции, которые помогают индивиду.
Так, отражательная функция, по-другому, оценочная, выражается в обобщенной оценке событий и явлений. Задача отражательной функции заключается в том, что она помогает определить положительные или отрицательные факторы, воздействующие на индивида, помогая ему ориентироваться в окружающем мире.
Оценивая предметы и явления с точки зрения их желательности, выступает сигнальная роль. Возникающие переживания дают сигнал человеку о его потребностях, помогают обратить внимание на наиболее важные, значимые объекты и явления в его жизни. Иногда эту функцию эмоций называют информационной.
Оценочная (или отражательная) и сигнальная функции чувств непосредственно связаны с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, переходя дорогу в неположенном месте и видя приближающуюся машину, человек будет испытывать страх, поэтому он будет ускорять своё движение. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Чувства как бы определяют направление поиска, способствующее решению задачи, и побуждают человека к действию[8].
Переживания осуществляют также роль регулятора нашего поведения. Так, чувства являются поддерживающим, подкрепляющим поведение фактором. Если человек, совершает какое-либо действие, которое в конечном итоге приносит ему удовольствие, то, скорее всего, ему захочется повторять эти действия, чтобы пережить это вновь. И наоборот, если же действия приносят неудовлетворение и недоумение окружающих, то человек станет избегать их, и постарается вновь это не возобновлять.
Подкрепляющая функция чувств особенно наглядно может проявиться в процессе обучения. Интересный материал, какие-то факты, события легче усваиваются и запоминаются, когда эта информация вызывает у индивидуума сильную эмоциональную реакцию. Эмоции успеха—неуспеха могут привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М. Йеркс и Дж.Д. Додсон, поставили цель изучить зависимость научения от силы подкрепления. Психологи пришли к выводу, что по мере увеличения интенсивности, эффективность деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации[11].
Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, когда человеку одновременно хочется сделать несколько дел, которые между собой несовместимы. В результате его выбора можно говорить о наиболее важной потребности человека. Привлекательность мотива или, наоборот, его отталкивающая сторона направляют деятельность личности в ту или другую сторону.
Стоит отметить и приспособительную функцию чувств. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения их потребностей [12]. Люди испытывают дискомфорт, когда слишком холодно, или слишком жарко, при голоде или наоборот, чувстве переедания и т.п. В ходе эволюции эмоции возникли как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. По своему происхождению эмоции представляют собой одну из форм видового опыта; опираясь на них, индивид выполняет действия, способствующие его выживанию и продолжению рода. Кроме того, чтобы выжить, должна быть тесная привязанность между индивидами. Современные исследования показывают, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Люди стараются найти то, что помогает эффективно приспособиться к сложившимся условиям.
В связи с этим, есть смысл говорить и о коммуникативной функции чувств. Коммуникативная функция помогает человеку передавать свои переживания с помощью мимики и пантомимики, информируя других людей о своём отношении к ним и к явлениям окружающей среды.
Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются языком человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Например, младенец, будет улыбаться, если ему что-то нравится, или приносит удовольствие, и наоборот, если он будет чем-то недоволен, то своё состояние продемонстрирует с помощью плача.
В рамках коммуникативной функции можно выделить функцию воздействия на окружающих. Так, маленькие дети начинают очень быстро замечать, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих.
Эмоции и способы их проявления (голос, жесты) как бы демонстрируют другим, какие чувства мы переживаем. Если у собеседника грустное лицо, то можно предположить, что его что-то беспокоит, поэтому при общении с ним надо быть более тактичным. Эта функция эмоций называется экспрессивной. Она выражается в умении правильно внешне продемонстрировать свои эмоции и прочитать их у других людей.
Защитная функция эмоций состоит в том, что в некоторых жизненных ситуациях они могут предохранять организм от различных перегрузок, сэкономить жизненную энергию.
1.2. Особенности эмоционального развития первоклассников
А.Н.Леонтьев отмечал, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельности. Эмоции играют существенную роль и в формирование новых мотивов.
С началом обучения в школе в жизни ребёнка наступают перемены, которые влияют как на его характер, так и на содержание эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера начинает изменяться, что приводит к расширению содержания деятельности и увеличению эмоциональных реакций.
Перед поступлением в школу, для дошкольника характерны следующие особенности: наличие сформированной любознательности; наличие комплекса моральных чувств, проявляющихся в формах первоначального формирования (чувство товарищества, уважения, ответственности); определённое развитие эмоциональных чувств.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств ребенка переходит на новую ступень. Его чувства становятся с каждым разом более сознательными, глубокими и управляемыми. Первоклассник в отличие от дошкольника, начинает более сдержанно выражать свои эмоции. Новая роль, которую занимает первоклассник среди детей и в семье, определяет целый ряд обязанностей, выполнение которых вызывает у него различные эмоциональные переживания. В этом возрасте для ребёнка становится важен процесс и результат его учебной деятельности. Учебная деятельность становится ведущей. Важность приобретает, оценка учителем его достижений и неудач, а также отношение окружающих к этой оценке. Когда родственники и близкие люди не оказывают эмоциональную поддержку, тогда встречаются случаи, где оценка не вызывает никаких переживаний у ребёнка, что не способствует к положительной мотивации обучения.
Младший школьник переходит от игры к учению как к основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Но стоит заметить, что в свободное время от уроков первоклассник с удовольствием играет. Учебная деятельность начинает стимулировать проявление интереса к играм, которые требуют эрудированности, смекалки и элементов соревнования. Положительные эмоции начинают возникать теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи.
Вместе с тем возможности осознания младшего школьника ограничены. В исследованиях Н.С. Лейтеса и П.М.Якобсона выяснилось то, что первоклассник не умеет правильно понимать выражения ужаса, страха и гнева. Восприятие и понимание чувств идёт через подражание взрослым в выражении чувств. В результате, главным фактором, определяющим развитие ребёнка, является взрослый и степень его участия в жизни ребёнка. Как отмечала В.С.Мухина: « Взрослый помогает ребёнку осмыслить своё поведение, свои эмоции и чувства, а также выступает в виде жизненного примера и направляет проявления ученика» [17,153]Эмоции младшего школьника становятся более разнообразными по мере того насколько он узнаёт окружающий мир. И от взрослого зависит то, насколько правильно ребёнок воспримет жизнь и окружающую действительность.
Для развития гармоничной личности ребенка немаловажную роль занимает доброжелательное общение с учителем. Самооценка младшего школьника формируется на основании результата деятельности. Ученик старается быть ответственным, у него развивается стремление оправдать ожидания взрослых. Поэтому для него важна значимость и подтверждение любви окружающих, в противном случае недостаток может привести к снижению коммуникативно-познавательной активности.
Для эмоционального благополучия ребенка необходим позитивный контакт учителя с его родителями, а также обеспечение в семье душевного комфорта, для того, чтобы личность развивалась гармонично.
Если постоянно подавлять детскую непосредственность, то страдать будет эмоциональная сфера ребенка. Она сдерживает развитие интеллектуальных резервов, которые в свою очередь угнетают развитие способности ощущать радость жизни и реализовываться в различных видах деятельности. У ребёнка могут возникнуть признаки дистресса, проявляющиеся в подавленности, нежелании играть и т.п.
Особенность первоклассников, на которую стоит обратить внимание и учителям и родителям – это поощрение и стимулирования желания работать лучше, например: « Вы работаете теперь как настоящие ученики!».
Характер в этом возрасте имеет следующие особенности: капризность, упрямство, неусидчивость, неумение длительно преследовать намеченную цель, импульсивность. Для того чтобы у ребёнка формировались такие качества как трудолюбие, умение контролировать свои действия и т.п. необходимо развивать эмоциональную сферу[5].
В период обучения в школе происходит активное развитие личности. Для успешного развития личности необходим благоприятный психологический климат. Психологический климат влияет на состояние эмоционального благополучия, на развитие положительной самооценки, на развитие гармоничной личности.
Младший школьный возраст является такой возрастной категорией, которая наиболее восприимчива для воспитания доброжелательности по отношению к другим людям. Эмоциональные отношения в ученическом коллективе играют огромную роль. Для школьника этого возраста важно не только эмоциональное общение с одноклассниками, но также и отношение с учителем, которое должно строиться в форме диалога, способствующее доверию, уважению и пониманию.
Участие в жизни коллектива, в школьных мероприятиях формируют у учеников чувство коллективизма. Выполнение поручений, совместная деятельность помогают школьникам накапливать определённый опыт. В этом возрасте ребёнок добросовестно подходит к своей обязанности, что формирует у него чувство ответственности и чувство подавления личных интересов для общей цели в коллективе. В ученическом коллективе формируются такие чувства, как товарищество, дружба. У первоклассников мотивы дружбы ещё не устойчивы. Они основаны на проведении свободного времени, игровой деятельности, прогулках и т.п.
Н.П.Аникеева обращала внимание на то, что существует взаимосвязь психологического климата в ученическом коллективе с благоприятным эмоциональным развитием младших школьников[7].
В настоящее время отмечается возрастание отклонений аффективного развития младших школьников. Всё это влияет на обеднённую жизнь ребёнка, что может привести к общему эмоциональному неблагополучию.
Каждый учитель должен помнить, что эмоции тесно связаны с ценностями. Теряется игровой фольклор, насыщенный движениями, эмоциональными образами.
Эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, социальных, эстетических и других. Чувство вины может возникнуть тогда, когда появляется противоречие между совершённым поступком и устоявшимися в обществе ценностями. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему.
Так радоваться успеху сверстника, является положительной реакцией, а нежелательной – радость по поводу его неуспеха.
Эмоции имеют направленность на ценности и связаны с их реализацией, таким образом, их можно классифицировать по выражению ценностей. На этом основании выделяются следующие группы эмоций: интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные, социальные, физиологические.
Но эмоциональная сфера деятельности имеет свое содержание не только в зависимости от объектов, на которые она направлена, но и по качеству (радость, горе, досада и др.). Эмоции и чувства играя ведущую роль в усвоении ценностей, имеют и самостоятельную значимость. Л.С. Выготский указывал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля». Поэтому эмоции не только служат избирательному формированию ценностей, их системы, но и сами становятся объектом ценностного отношения, самоценностью[9].
Для формирования нормального эмоционального развития важно учитывать различие эмоциональных состояний по отношению к ценностям.
У школьников требуется воспитывать и развивать культуру чувств, которая заключается в развитии умений оценивать свои эмоции, умению адекватно реагировать на ситуации. Культура чувств подразумевает под собой – разнообразие и богатство переживаний, умение управлять своими чувствами, а также сопереживать другим[20].
В.В.Зеньковский рассматривал механизм присвоения эмоций так, он выделил три фазы: «Первая фаза – первичное, но не ясное эмоциональное проникновение в новую сферу жизни, вторая фаза – телесное и психическое выражение этого чувства в игре и, наконец, третья фаза – развитие и психическое оформление изначального чувства через игру в определенное эмоциональное вживание в чужую душу». Следовательно, присвоение новых эмоции можно представить так: вначале происходит наблюдение за эмоциональным переживанием другого человека (акцентирование эмоций), затем происходит пробуждение адекватной эмоции, и в заключении, осмысление эмоции через образ и составление.
Также у детей необходимо развивать эмоциональное здоровье. Это термин впервые был использован Л.В.Тарабикиной. Она подчёркивала, что эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение не только к себе, но и к миру, умение преобразовывать отрицательные эмоции в положительные переживания. Детей необходимо учить преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни – это является актуальной задачей современного образования [3].
По мнению К.Э. Изарда эмоции воздействуют на тело и на разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Важно помнить, какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
Все эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работу, учебу, игру.
Уменьшение импульсивных реакций ребёнка, умение длительно выполнять непривлекательное задание – всё это говорит об эмоциональной зрелости, что является одним из важных аспектов обучения в школе.
Особенности развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе способности различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению.
Этот термин впервые был применён в 1990 году Питером Сэловейем и Джеком Майером. Эмоциональный интеллект они определили как «способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности»[2].
В современном мире стремительно набирает обороты технический процесс, приближаясь к технике, люди начинают отдаляться друг от друга. В межличностных отношениях человек начинают сталкиваться со многими трудностями, такими как, невозможность понять и услышать собеседника, невозможность увидеть и почувствовать в собеседнике личность.
Изучение эмоционального интеллекта является сравнительно молодой областью изучения, но этой проблемой заинтересовались многие специалисты по всему миру.
Младший школьный возраст считается наиболее подходящим периодом для развития эмоционального интеллекта. В это время происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способность к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Низкий уровень интеллекта может привести к алекситимии не только у детей, но и у взрослых. В психологии алекситимией называют затруднение в осознании и определении собственных эмоций. Это может привести к возникновению психосоматических заболеваний[10].
Таким образом, для развития личностного фактора, укрепляющего психологическое и соматическое здоровье ребёнка, необходимо с самого детства развивать способность к пониманию собственных чувств и к умению управлять ими. Многие исследования показывают, что 80% успеха, как в социальной, так и в личных сферах жизни определяет эмоциональный интеллект. Не менее важно, развивать у детей не только интеллект, но и эмоционально-волевые качества, приобщать к культурному наследию общества.
Важно помнить, что эмоции находятся в прямой взаимосвязи с мышлением. Благодаря мышлению и воображению ребёнок может хорошо владеть и управлять своими эмоциями. Уровень эмоционального интеллекта у ребёнка ниже, чем у взрослого, но это не означает то, что нет необходимости формировать эмоциональный интеллект с самого детства[6].
Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то при переходе к школьному возрасту, игровая деятельность меняется на учебную. При этом важно помнить, что игровые моменты в учебно-воспитательном процессе должны присутствовать обязательно. Возможность организации учебного процесса с игровыми элементами способствует смягчению адаптационного периода первоклассника.
Адаптация – это сложный процесс, который сопровождается целой гаммой различных переживаний. На основании этого, можно предположить, что интеллектуальное развитие ребёнка зависит от эмоционального благополучия, будет ли он испытывать комфорт в новой для себя социальной среде, удастся ли ему найти своё место.
В первом классе необходимо подавать учебный материал в игровой форме, ведь значение игры при формировании эмоционального развития ребёнка очень важно.
Игра прививает ребёнку конкретные навыки и гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, обеспечивает развитие не только конкретных умений, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию. С помощью игры ребёнок сначала эмоционально накапливает опыт взаимоотношения между людьми, а затем интеллектуально, получая знания о человеческом обществе.
На занятиях по развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребёнка, могут применяться следующие игры: подвижные, игры по развитию эмоционального реагирования, коммуникативные и т.д., которые будут способствовать созданию благоприятного эмоционального климата. Для того чтобы обогатить опыт эмоционального реагирования, глубже познакомиться с нормами поведения в обществе, многие учителя в своей практике используют приёмы сказкотерапии.
В процессе игр дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, закрепляют полученные навыки, что способствует развитию эмоционального реагирования со сверстниками.
Эмоции – это ключ к пониманию себя и других людей, поэтому развивая эмоциональный интеллект, следует помнить об этом, и учить младших школьников:
Контролировать свои эмоции и уметь сознательно влиять на них;
Использовать эмоции на благо себе и окружающим;
Распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека;
Находить общие точки соприкосновения с другими людьми.
Формирование гармоничной эмоциональной сферы младших школьников следует осуществлять путем развития социально значимых эмоций, формирования механизма управления эмоциональным состоянием, коррекции общения и т.д., что, в свою очередь, будет способствовать улучшению показателей интеллектуального развития[6].
Выводы по первой главе
Начало обучения в школе для ребёнка является важным событием в его жизни. Начальное образование, получаемое школьником, является фундаментальной основой во всей дальнейшей его жизнедеятельности.
Оно формирует умение принимать, выполнять учебные задачи, планировать, контролировать учебные действия, а также оценивать их результаты.
Не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное здоровье должны рассматриваться в качестве приоритетных задач в современной системе школьного образования.
Важным условием адекватного взаимодействия в процессе общения с окружающим миром является гармоничное развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Задача учителя, заключается в том, чтобы ученик, находясь в таком возрасте, смог почувствовать радость познания, приобрести уверенность в своих возможностях и способностях. Чем больше положительных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он адаптируется к условиям обучения в школе.
Глава 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников
Поступление ребёнка в школу приводит к возникновению эмоционально - стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психо – эмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по – настоящему.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит, несомненно, учителю. Потенциально любой учитель в силу своего положения может стать посредником между ребёнком и новой для него социальной действительностью. Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Однако следует помнить, что низкая учебная мотивация - тоже следствие каких - то причин, чаще всего идущих из семьи. Таким образом, успех устранения причины причин кроется в целенаправленной индивидуальной работе не только с детьми, но и с их родителями. Только совместные усилия родителей, врачей, воспитателей и педагогов способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Чтобы руководить психологической адаптацией первоклассников, сам учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью, определяемой уровнем сформированности необходимых знаний и умений в соответствии с выявленной структурой практической деятельности. Направленность личности учителя на руководство психологической адаптацией первоклассников находит отражение в отношении к адаптационному периоду первоклассников как достаточно сложному для детей. Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного и успешного прохождения адаптационного периода учащимися для последующего их обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.
В деятельности учителя одним из основных условий успешной адаптации детей к школе является развитие эмоциональной сферы. Для успешного обучения в школе, необходимы благоприятные условия для развития эмоциональной сферы, так как она представляет широкий спектр переживаний и чувств человека.
Сдержанность в чувствах для начинающего школьника даётся с трудом. Часто у первоклассников проявляется импульсивность. Он может внезапно засмеяться на уроке, или нарушить правила поведения при просмотре спектакля.
Общее настроение школьников - жизнерадостное, весёлое, что является нормой эмоциональной жизни. Положительные эмоции возникают у детей, если результат совпадает с их ожиданиями. Напротив, отрицательные эмоции возникнут, если деятельность не приводит к желаемому результату. Таким образом, эмоция – инструмент, регулирующий жизненный процесс.
В исследованиях, учёные пришли к выводу, что на сохранение положительного отношения к учёбе влияет эмоциональная стабильность. У детей с высоким уровнем тревожности, несдержанных, чаще всего возникают отрицательные эмоции к обучению, что приводит к конфликтам.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в связи с этим очень важно развивать регуляцию эмоций, которая будет способствовать развитию умения человека выражать свои чувства и эмоции адекватно возникшей ситуации.
Регуляция эмоций – это комплекс психических процессов, которые усиливают, ослабляют или удерживают на одном уровне интенсивность и качество эмоциональной реакции и состояний человека[18].
О.И.Баранцева в своих исследованиях подчёркивает, что внеурочная деятельность – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, которые помогают реализовать потребность детей не только в познании, но и в творчестве.
Во внеурочной деятельности детям предоставляется возможность выбрать ту деятельность, которая имеет для них больший личностный смысл. Внеурочная деятельность в начальной школе реализуется по пяти направлениям: духовно - нравственное, спортивно - оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтелектуальное. Участие детей в различных направлениях внеурочной деятельности представляет способ ведения их в общественную жизнь[4].
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов выделяют следующие виды по развитию эмоциональной сферы: познавательная, игровая, досугово-развлекательная деятельность, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, социальное творчество. Представляется в следующих формах: экскурсии, беседы, турниры, утренники и т.д.
В младшем школьном возрасте в процессе обучения идёт развитие таких высших чувств у школьника как: интеллектуальные, нравственные, эстетические.
Как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности развиваются такие нравственные чувства, как чувство товарищества, дружба, любовь к Родине.
Детям с высоким уровнем развития нравственных чувств, свойственны такие качества, как ответственность, чуткость, доброта. Со средним уровнем – такие же чувства, но они проявляются только к друзьям. Детям с низким уровнем развития нравственных чувств, не свойственно проявление таких качеств по отношению к сверстникам.
Таким образом, необходима систематическая работа педагога по развитию нравственного опыта у учащихся, создавая в классе обстановку эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения.
К интеллектуальным чувствам относятся такие чувства, как удивление, сомнение, любознательность. Первоклассник испытывает большую радость, когда он впервые может прочитать вывеску на магазине, написать первое слово, решить задачу. В.А.Сухомлинский говорил: « Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»[13,253].
При правильной организации обучения, интеллектуальные чувства становятся для учеников потребностью.
Эстетические чувства являются особыми чувствами наслаждения, которые испытывает человек при восприятии прекрасного. Источниками эстетических чувств, являются: живопись, литература, музыка и др. В.А. Сухомлинский в своих трудах говорил о том, что детская душа в одинаковой мере чувствительная и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Это чувство открывает перед ребёнком собственную красоту, помогая маленькому человеку осознать своё достоинство. Общение с искусством должно приносить ребёнку радость, поэтому очень важно для учителя и воспитателя развивать эстетические чувства у детей. Эстетическая сторона произведения, должна отчётливо подчёркиваться учителем. Одной из главных задач педагога, является воспитание потребности в красоте. Эта потребность, во многом определяет духовный мир человека, а также влияет на взаимоотношение ребёнка в коллективе.
В процессе различных мероприятий, общих дел, у детей изменяется эмоциональный настрой. При взаимодействии в группах появляется интерес.
Для того чтобы ребёнок мог формироваться как личность, необходимо развивать эмоциональную сферу. Развитие эмоциональной сферы во внеурочной деятельности помогает школьнику приобретать социальные знания, формировать позитивное отношение к базовым ценностям общества.
2.2 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде
Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, каково по отношению к нему воспитательное мнение членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому важно изучить вопрос влияния семьи на формирование эмоционального развития ребенка.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности ребенка и осложнит вхождение его в детский коллектив. В младшем школьном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни.
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Необходимость изучения процесса адаптации первоклассников к школе связана, прежде всего, с тем, что учащиеся знакомятся с новым для них коллективом, вступают в новую систему отношений с окружающими и становятся участниками учебно-воспитательного процесса в школе. От того, как пройдет процесс адаптации, будут зависеть и дальнейшие успехи в школьной жизни первоклассников.
Изменяется не только сам ребенок, но и социальная ситуация вокруг него. Взрослые ожидают новых достижений, стремлений, поведения. Условия жизни, становясь более нормативными, подразумевают освоение новых правил, приспособление к режиму, принятие множества ограничений [4].
Трудности адаптации ребенка к школе провоцируются самими родителями. Они боятся, что их малыша обидят, и в то же время ждут от него сразу высоких достижений. Возникает проблема взаимоотношений, складывающихся между родителями и младшими школьниками в период адаптации.
На этапе начального школьного обучения в детско-материнских отношениях можно выделить три основные проблемы.
Первая проблема состоит в том, что в этот период происходит обострение двойственности родительской позиции. С одной стороны, в силу изначального единства и глубинной связи матери и ребенка материнская любовь порождает чувствительность к состояниям переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним. С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями. Сравнение своего ребенка с другими детьми.
Вторая проблема связана с тем, что на переход ребенка из детского сада в школу матери часто реагируют усилением инфантилизации, объясняя неуспешность ребенка тем, что он еще мал и потому не справляется с новыми для него требованиями. Внушение сценария неуспеха приводит к формированию такой родительской установки в отношении ребенка, как «маленький неудачник». Матери мальчиков по сравнению с матерями девочек чаще используют крайние варианты ответов по шкалам инфантализации и авторитарной гиперсоциализации, когда описывают взаимодействие со своим ребенком. Тесная связь между (чаще всего матерью) и ребенком нередко становится причиной школьной фобии. В связи с этим у него могут развиться неуверенность в себе, появиться сомнения в своей способности добиться успеха в учебной деятельности.
Нередко усиливается авторитаризм матерей, повышаются их требования и контроль. В результате ребенок долго остается инфантильным, непослушным и безответственным, не способным управлять собой и добиваться успехов в учебе. Можно сделать вывод о том, что чем жестче материнский контроль младшего школьника, тем он более инфантилен и безответственен. Такие проявления ребенка убеждают мать в правильности ее воспитательного воздействия, тем самым закрепляя дисгармоничный тип детско-материнских отношений. Необходимо отметить, что неудовлетворительные детско-материнские отношения на этапе начального школьного обучения провоцируют возникновение более сложных нарушений в дальнейшем.
Третья проблема состоит в том, что увеличивающийся собственный опыт ребенка в младшем школьном возрасте и невозможность соответствовать ожиданиям родителей (прежде всего ожиданиям матери) порождает внутренний конфликт в самосознании ребенка, который часто находит свое разрешение в невротическом развитии личности ребенка.
Психологический конфликт при неврозах представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых и неразрешимых противоречий личности. Внутриличностный конфликт у ребенка младшего школьного возраста чаще всего выражается в несоответствии требований родителей и воспитания в целом психофизиологичесикм возможностям детей, особенностям формирования характера и личности [1].
Рассматривая проблему детско-отцовских отношений следует заметить, что простота в детско-отцовских отношениях сменяется стремлением ребенка быть понятым окружающими и невозможность отца, как это было раньше, полностью контролировать весь круг знакомых ребенка.
Первая проблема в детско-отцовских отношениях периода адаптации связана с тем, что ребенок стремится к развитию отношений со сверстниками, а отец теряет прежние рычаги управления ребенком. Отсутствие доверительных отношений и эмоциональной близости с ребенком может привести на этапе обучения в начальной школе к отчуждению, которое еще более усиливается на последующих этапах.
Вторая проблема детско-отцовских отношений заключается в том, что родительские позиции отца в меньшей степени, чем матери, влияют на формирование отношения ребенка к себе. Не всегда можно обнаружить влияние отца на самопринятие ребенка, т.к. в нашей культуре чаще всего именно женщина занимается воспитанием детей в семье. В том случае, если в воспитании ребенка принимают участие оба родителя, то вполне можно обнаружить роль отца в развитии самопринятия ребенка [3].
Чтобы процесс адаптации для ребенка проходил постепенно, без неврозов и боязни школьника учиться, родителям необходимо учитывать некоторые рекомендации.
Главное, встречая ребенка из школы, не задавать сразу вопросов о том, какие оценки и успехи в школе, как он себя вел. Просто спокойно наблюдать, выслушать его. Если ребенок начинает эмоционально рассказывать об обидах, не участвовать в его эмоциях. Успокоить, сказать, что понимаете его трудности. Но потом обязательно позвонить учителю, узнать мнение педагога о сложившейся ситуации. Тогда станет многое понятно, и далее можно скорректировать поведение ребенка и его восприятие действительности более объективно. Необходимо лишний раз проконсультироваться, как преодолеть период школьной дезадаптации.
Внимательно отнестись к рекомендациям педагогов и в отношении учебной программы. Не стараться в первые школьные месяцы заставлять ученика заниматься больше, чем рекомендует учитель. Завышенные требования и чрезмерный контроль также сформировать низкую самооценку, затруднить адаптацию и вызвать торможение развития.
В период привыкания к школе главная задача родителей – сформировать положительное отношение к повседневной школьной деятельности, ко всем участникам учебного процесса, к взаимосвязи ребенка, учителя и родителей. Школа не должна являться проблемой ни для родителей, ни для младшего школьника.
Адаптация к школе у каждого протекает по своей схеме. Кто-то позволяет себе лениться, кто-то проявляет негативизм, кто-то пытается манипулировать родителями, кто-то жалуется на несправедливость учителя и обиды одноклассников. Родителям необходимо научиться адекватно реагировать на подобные жалобы. Прежде всего, показать, что вы понимаете его проблемы, сочувствуете. Но ни в коем случае не позволять вместе с ребенком обвинять кого-либо в его неудачах. Когда он успокоится, проанализировать вместе причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить с ним, как исправить положение.
Главное, чтобы родители об этом знали, понимали необходимость моральной и эмоциональной поддержки своего первоклассника. Хвалить ребенка только тогда, когда он действительно потрудился или, по крайней мере, очень старался. Никогда, даже в мыслях, не сравнивать ребенка с другими. Сравнивать можно и нужно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Самый маленький шажок к лучшему должен быть искренне и без намека на иронию оценен родителями [2].
Таким образом, задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.
2.3. Методы и средства развития эмоциональной сферы
Психолого-педагогическая деятельность по развитию эмоциональной сферы детей осуществляется в рамках следующих направлений:
Таблица 1.
создание позитивного эмоционального настроения | усвоение форм внешнего выражения эмоций, которые соответствуют культурным нормам |
приобретение элементарных знаний о базовых эмоциях человека | формирование навыков управления своими эмоциями |
развитие умений распознавать и понимать свои собственные эмоции | развитие способности адекватного понимания эмоционального состояния другого человека. |
Уровень развития эмоциональной сферы детей недостаточно развит. Поэтому есть необходимость проводить развивающие работы.
На основании этого, представлен комплекс психогимнастических игр и упражнений, способствующий развитию эмоциональной сферы.
Методика: «Волшебный мир эмоций».
Детям предлагается выразить мимикой, жестами смену настроений. Учащимся зачитывается стихотворение «Веселые человечки», а они должны показать разные настроения.
Также можно предложить определить изображённые на карточках эмоции, а затем с помощью зеркала показать их.
Психогимнастические упражнения: «Злой и добрый волшебник», « Подарки».
Задача детей заключается в том, чтобы передать с помощью мимики разные эмоциональные состояния. В конце занятия, дети должны поделиться друг с другом, с какой эмоцией им понравилось работать больше всего. У многих ребят после этого занятия изменяется настроение в лучшую сторону.
Игра: « Говорящие предметы»
Ребята называют предметы и описывают, что они чувствуют, когда их используют. Такая игра заставляет многих задуматься о бережном и аккуратном отношении к окружающим предметам.
Игровое упражнение: «Читаем стихи с разным настроением».
Ребятам необходимо прочитать предложенное стихотворение, передавая настроение, изображенное на карточке. Слушатели правильно должны угадать мимический эталон.
Игровое упражнение: «Радость»
Дети прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После этого отвечают на ряд вопросов: «О чем вы думали, когда слушали музыку?», «Что чувствовали?», «Что хочется делать под такую музыку?». Затем предлагается нарисовать «радость» и рассказать по своему рисунку «Что такое радость для меня?».
Игровое упражнение: « Удивление»
Ребята смотрят в зеркало и представляют, что там отражается что-то сказочное. После этого задаётся вопрос: что общего в том, как Вы изображали удивление?
В своей практике многие учителя используют следующие виды по развитию эмоциональной сферы детей:
Таблица 2
Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий |
|
Игротерапия |
|
Арттерапия |
|
Сказкотерапия |
|
Использование наглядных пособий |
|
Для усвоения эмоционально-ценностного компонента предлагается следующая группа методов: акцентирования эмоций и ценностей, пробуждения адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов [19].
1. Метод акцентирования эмоций. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний.
Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности.
Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель, пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств.
Психоролевые ситуации. Сюда относятся такие ситуации, где создаются возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими людьми. Это - игры, церемонии, ритуалы, обряды и драматизации.
Ситуации успеха – неуспеха.
Ситуация успеха – неуспеха постоянно сопутствуют процессу достижения личностью или коллективом поставленных целей.
Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях – одна из важнейших потребностей человека.
В целом, совокупность методов и приемов, будет способствовать развитию эмоциональной сферы в процессе обучения младших школьников.
Заключение
Эмоции в жизни детей, помогают воспринимать мир вокруг нас правильно и адекватно реагировать на него.
По мере взросления ребёнка, его эмоциональная сфера становится более разнообразной. От базовых эмоций, таких как радость, страх, эмоциональная сфера переходит к наиболее сложной гамме чувств: к восторгу и удивлению, к радости и грусти. Меняется не только внутреннее проявление эмоций, но и внешнее.
В дошкольном возрасте ребенок уже понимает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. В младшем школьном возрасте, он начинает учиться сдерживать бурные и резкие выражения своих чувств. Первоклассник в отличие от дошкольника, уже может сдержать слёзы и не показывать страх. Он начинает учиться управлять выражением собственных эмоций, сознательно ими пользоваться. Но импульсивность ещё никуда не уходит. Эмоции, которые испытывают младшие школьники, легко прочитываются во всём поведении, в их мимике, пантомимике.
Поведение ребенка в этом возрасте, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Эмоциональный фон ребёнка даёт информацию об эмоциональном благополучии.
Сформированность эмоционального развития является значимой составляющей развития личности ребёнка. С помощью тренировок и упражнений, необходимо формировать у первоклассника нравственные переживания: доверие, отзывчивость, сочувствие и др.
Воспитание личности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном климате. Задача родителей и педагогов этому способствовать. Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Воля занимает важное для индивида место. Личность (по Д.Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами.
Эмоциональная сфера первоклассников неустойчива. Для успешной адаптации детей к обучению в школе необходимо способствовать увеличению эмоций и чувств, создать благоприятный психологический климат, который будет помогать адекватному взаимодействию в обществе.
Список литературы
Абдрахманова А.Т. Эмоциональное развитие младших школьников//Современные проблемы развития образования и воспитания молодёжи: сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции. – Махачкала: Апробация, 2014. -№ 4– С.95-97
Абрамова М.С. Особенности эмоционального интеллекта младших школьников//Феномен человека: сборник трудов конференции. – Подольск, 2015. – № 2. – С. 10-14
Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2012. -№ 8-с.55-57
Баранцева О.Г. Метод проектов во внеурочной деятельности// Начальная школа. – 2014. – №3. – С.3
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. .
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008. –с.398
7. Венгер А.Л. «Хорошо ли вашему ребенку в школе?» // Популярная
психология для родителей под ред. А.А. Бодалева.-М.: Педагогика, 1989
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 (Кризис семи лет). – М., 1984
Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М., 2014. – с.96
Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.,2014.- С.160
Додонов Б. Информационные теории эмоций// Психологический журнал. – 2015. -№2.-с.104-116
Захарова М.Н. Развитие эмоциональной сферы как фактор повышения интеллектуального уровня младших школьников// Psychology Historical-critical Reviews and Current Researches. – 2014. - №1-2. – С.49-68
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – спб, 2013. - С.418.
Классическая социальная психология: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям/ под ред. Е.И.Рогова. – М., 2011. – 415 с.
Лямкина Т.М. Развитие эмоциональной сферы у младших школьников//Сборник научных статей международной молодёжной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» в 6 частях/под общ. Ред. Е.Д. Родионова. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2013. – С.172-174
Маслов С.И. Эмоциональное развитие младших школьников/С.И. Маслов, Т.А. Маслова//Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №5-6. – С.250-260
Немов Р.С. Психология. – М., 2013. – 687 с.
Никитина Н.Б.Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника//Гуманитарный вектор. - 2015. - № 2. – С. 59-63.
Падун М.А. Регуляция эмоций и её нарушение//Психологические исследования. – 2015.-№39 .- С.5
Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989
Популярная психология для родителецй.-2-е изд. испр. и доп./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997
Психология для родителей под редакцией А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989
Сарыева С. Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.- № 4 (19). С. 152-154.
Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников//Начальная школа. – 2013. - №6. –С.50-52
Федченко А.А. Развитие эмоциональной сферы младших школьников во внеурочной деятельности//Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. - №8(16). –С.143-145
Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся. – М.,2013. – С.353
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. (развитие ребенка от рождения до 7 лет)).- М., 1960г.
38