СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт на уроке - важное условие эффективности обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический комфорт 

Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт на уроке - важное условие эффективности обучения»

«Психологический комфорт
на уроке - важное
условие эффективности обучения»


Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому.

                                В. А. Караковский

Что такое комфорт?


Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).


Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).


Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.


 «Школа-второй дом», как часто мы слышим эти слова. Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь школы, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого,  перешагнувшего порог школы.

        Психологический комфорт в школе - важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребёнок. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей,- непростая задача, но посильная творческим педагогам, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников. Сегодня я попытаюсь рассказать о некоторых из них.

1. Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка.

А) Зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем для этого рекомендуем: Утреннюю зарядку под музыку, Точечный массаж лица

Б) организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация Т.Е в условиях конструктивистского подхода к обучению и преподаванию, когда меняется суть самого учебного процесса, появляются активные и интерактивные формы взаимодействия учеников, ориентированные на раскрытие и развитие индивидуальности каждого. Проводить физминутки, позитивные ролики, задания творческого характера В) необходимо демонстрировать детям свое полное к ним доверие. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

2.Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. А) Созданию ситуации успеха на уроке способствует дифференциация заданий по уровням сложности. Это позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания. Б) Можно ввести такую традицию как "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Я предлагает всем детям сесть вокруг меня чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня не забыла учебник, Максим справился с заданиями правильно. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.

  1. Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что учитель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. (Комментирование оценок)

4. Психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Участие детей и взрослых в коллективно-творческих делах (игра Зарница, Осенний бал, Новогодний карнавал, Смотр строя и песни, Дни рождения с песней «Каравай», «Паздник за честь школы»


Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

«Я-высказывание»


Чтобы овладеть таким способом выражения чувств, как «Я-высказывание», нужно немного потренироваться.

Во-первых, нужно научиться сдерживать свою первую импульсивную реакцию!

Но! Любое негативное чувство загнанное «внутрь», действует разрушающе. Поэтому возникшее напряжение, обязательно нужно сбросить: набрать воздух в легкие и медленно выпустить, словно через трубочку (или представить себе это), сжать кулаки, тряхнуть головой, заставить себя улыбнуться (не только губами, но и глазами). Переключение вашего внимания на собственное тело создаст условия для безболезненного преодоления бурных эмоций.

Во-вторых, за это время нужно сформулировать «Я-высказывание», следя за
тем, чтобы в первой его части не было слова «ты» (и даже не подразумевалось бы). При этом нужно «слушать» себя, потому что необходимо осознать, что же происходит с вами в данный момент и дать название тому чувству, которое вы испытываете.

«Я-высказывание» нужно строить по такой форме:

1. Точное название своего чувства в ситуации

  • Я чувствую (обиду, раздражение, злость, разочарование, недоумение, беспокойство, беспомощность...)

  • Я не знаю, как реагировать...

  • У меня возникает проблема...

2. Описание ситуации, вызвавшей напряжение

  • Когда я вижу, что...

  • Когда это происходит...

3. Ваше пожелание (что бы Вы хотели)

Я бы хотела....

Получается такое предложение:

Я чувствую (назвать чувство), когда (назвать проступок, ситуацию). Мне хотелось...

В-третьих, нужно еще и сказать эту фразу как можно более спокойнее (все уже сделано, зачем волноваться!)

Итог

12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

  •  уважайте детей;

  •  не навредите, ищите в детях хорошее;

  •  замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

  •  не приписывайте успех себе, а вину -ученику;

  •  ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

  •  на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

  •  не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

  •  хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

  •  только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

  •  не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

  •  оценивайте поступок, а не личность;

  •  дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


Притча

Притча о Солнце и Ветре.

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!


Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.