П едагогическ ая
С итуац ия: вызов,
проблема, решение.
Педагогическая ситуация
это взаимодействие преподавателя с коллективом группы обучающихся или отдельным обучающимся на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт :
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Анализ конфликтной ситуации
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.
Стороны конфликта — субъекты, участники конфликтного взаимодействия.
Характеристики конфликта
• По социальному статусу сторон:
вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому;
горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.
• По количеству участников:
внутриличностный — столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями; внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой — конфликт между группами личностей.
• По результату:
конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.
Стратегии — модели поведения в конфликтной ситуации:
противоборство — настойчивое стремление добиться своего;
сотрудничество — поиск взаимовыгодных решений;
компромисс — путь взаимных уступок (уступка — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);
избегание — уход от конфликтного взаимодействия.
Стадии конфликта
Возникновение — ущемление потребности одной из сторон.
Становление — при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.
Зрелость — стадия активного противоборства сторон.
Преобразование — конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).
Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к конфликтной ситуации.
Алгоритм разрешения педагогической ситуации
Шаг 1. Описание ситуации. Ее участники. Поведение сторон конфликта
Шаг 2. Выявление подлинной проблемы: в чем ее суть? Всесторонний анализ причины возникновения конфликта
Шаг 3. Поиск вариантов решения конфликта и выбор
наиболее эффективного из них
Шаг 4. Оценка эффективности выбранной стратегии
разрешения конфликта; дальнейшие шаги для предупреждения аналогичного сценария развития ситуации (прогноз)
ВЫВОДЫ:
При анализе педагогических ситуаций необходимо придерживаться следующих правил:
1) выявить подлинную проблему: в чем ее суть;
2) отказаться от установки "Победа любой ценой!";
3) рассмотреть несколько возможных решений;
4) оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий;
5) не выносить оценочных суждений;
6) не вовлекать в конфликт посторонних людей;
7) учитывать возрастные особенности участников конфликта.
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2020/03/Sbornik_situatsionnykh_pedagogicheskikh_zad.pdf
Сборник педагогических ситуаций и задач
Составители: к.пс.н, доцент Т.А. Наумова, к.пед.н, доцент Е.В Мухачёва., к.пед.н., доцент А.Е Причинин