ГБПОУ РО ПУ №38
Принята на педагогическом совете Утверждаю: Протокол №1 от 26.08.2017г. Директор училища №38
1.09.2016 года
Борзенко А.В.
Психолого-педагогическая программа
«Помощь обучающимся,находящимся в трудной жизненной ситуации»
г. Шахты
2016-2017 учебный год
Психолого-педагогическая программа
«Помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Ростовской области в последнее время остро встает вопрос о подростковом суициде и времяпрепровождении подростков и юношества. Это объясняется тем, что на ее территории проживают представители более ста национальностей. На сравнительно небольшой территории расселены различные в этническом, религиозном, социально-экономическом отношении народы. Основной особенностью геополитического положения области, в которой мы живём, является то, что она расположена в непосредственной близости от районов различных межнациональных конфликтов, что порождает большое количество вынужденных мигрантов, разобщённость людей, их конкурентное отношение друг к другу, неравенство в сфере образования, в структуре занятости, в материальном положении.
Город Шахты сегодня переживает период безработицы, резкого снижения уровня жизни, закрытия шахт. Некогда градообразующими предприятиями здесь являлись шахты и хлопчатобумажный комбинат. Сейчас идут сокращения социально-культурных программ, оттока высококвалифицированных специалистов, изменения структуры досуга взрослых и молодёжи, нарастания социальной незащищенности низших социальных слоев города.
Считаем, что данная программа очень актуальна и востребована при работе с несовершеннолетними, так как она направлена на формирование компетенций, относящихся к социальному взаимодействию обучающихся и социальной сферы.
Разрабатывая модель выпускника училища, мы опирались на определения компетенций, приведённые в исследованиях Рябченко А.М., Шорта Э., Бондаревской Е.В.: «Компетенция – это личностно- осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл, система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем».
Претворяя в жизнь данную программу, мы хотим, чтобы у обучающхся сформировались собственное мнение и свой взгляд на вещи, чтобы они понимали негативное влияние и пагубное последствие вредных привычек, чтобы они понимали, что в своих бедах и несчастьях не стоит никого обвинять, нужно измениться самим, изменить своё отношение к жизни, научиться жить в мире и согласии с собой и с окружающими, тогда никто не сможет помешать им занять достойное место в жизни.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Учитывая остроту проблемы, новизну и актуальность данного направления воспитательной работы, было принято решение о необходимости привлечения специалистов разных направлений к работе по профилактике асоциального поведения и профилактике негативных проявлений в подростково-юношеской среде(соц.педагог,инспектор ИДН, психолог, медсестра, нарколог, преподаватели правоведения и обществознания, кл.руководители, мастера,зам.директора по УВР). В связи с этим в общеобразовательном учреждении создана психолого-педагогическая служба (председатель: Морозова Н.Н.) сопровождения обучающихся, которая способствует объединению общих усилий вышеназванных лиц с родительской и социальной общественностью.
Программа предполагает проведение различных форм работы анкетирования, мониторингов, тренингов, тематических встреч, индивидуальной диагностики свойств и черт личности, профилактических бесед, дискуссий, круглых столов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: воспитание у обучающихся, особенно из из «группы риска» ,способности к уважению законов общества и способности противостоять негативным жизненным проявлениям.
Задачи:
формировать навыки самопознания, рефлексии, критичного отношения к своим поступкам, мыслям, образу жизни;
воспитывать эмоционально-волевую готовность противостоять негативизму общества и уметь выражать свое несогласие;
формировать способность к самооценке и умению противостоять негативным настроениям толпы;
воспитывать готовность к признанию высоконравственной человеческой морали и норм поведения в обществе.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формирование правильного сознания и эмоционально-волевого поведения подростков представляет собой сложный и многообразный процесс развития всех сторон личности с учётом различных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий. Работая по данной программе, следует руководствоваться следующими принципами:
спокойно и разумно воспринимать настороженное отношение со стороны обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также готовность находить возможности для достижения взаимопонимания с ними;
эмпатийность и гибкость, которые предполагают способность эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий другого и сохранение уважения к ценностям другого человека и умение понять его.
Программа рассчитана на работу в течение всего учебного года и реализуется комплексно:(Психолого-педагогической Службой, классными руководителями и мастерами п/о, с привлечением других специалистов: подросткового нарколога, инспектораПДН.,библиотекаря), по основным направлениям воспитательной работы с обучающимися:
-психологическая диагностика;
-работа семьей;
-познавательная деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Самопознание
Знаем ли мы свой внутренний мир? Многие ответят на этот вопрос: «Да, конечно!». Почему же, совершив какой-либо поступок, хороший или плохой, мы не можем объяснить, почему мы поступили именно так, а не иначе? Часто это сложно сделать взрослому, умудрённому жизненным опытом человеку, ещё сложнее объяснить мотивы своего поведения подросткам. В силу психологических особенностей подросткам с их повышенной агрессивностью, не критичностью мышления, юношеским максимализмом сложно обеспечить гармонию даже с самим собой, что уж говорить о гармоничных отношениях с окружающими! Особенно сложно это сделать, если они чем-то от тебя отличаются и имеют собственный, отличный от твоего, взгляд на жизнь. Наша задача – помочь подросткам преодолеть этот кризисный период, ведь от этого во многом будет зависеть то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в будущем.
Цель: формирование у обучающихся способности через самопознание понимать и принимать право других людей на свой внутренний мир.
Задачи:
дать обучающимся основы знаний психологии личности, стимулировать их интерес к своему внутреннему миру;
развивать умение у обучающихся видеть другого человека изнутри, понимать его чувства, мотивы поведения;
формировать у обучающихся способность признавать другого человека как носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения.
Общение
Каждый из нас живёт, учится, работает среди людей. Вне зависимости от нашего желания мы общаемся с окружающими. Мы хотим научить подростков и юношество позитивному общению, которое позволит достичь более глубокого взаимопонимания и само-раскрытия собеседников, что приведёт каждого из них к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений.
Цель: формирование у обучающихся навыков позитивного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
совершенствование коммуникативной культуры и создание эмоционально-волевого единства между членами группы, выработка навыков сплочённых действий;
формирование доверительного стиля общения и расширение возможностей установления контакта в различных жизненных ситуациях;
отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
создание условий для само-раскрытия, активизация процесса самопознания и само-актуализации.
Успешное достижение цели данного блока возможно при соблюдении нескольких условий:
--- Равенство позиций взаимодействующих сторон. У партнёров по общению должно отсутствовать стремление подчинить себе более слабого, подавить своей властью или авторитетом. Общение «взрослый –обучающийся» и «обучающийся–обучающийся» должно строиться на основе равенства, уважения достоинства каждого члена коллектива, признания права на наличие и сохранение индивидуальности.
Познание других через самопознание. Позитивное общение может базироваться только на уважении индивидуальности партнёра по общению. Поэтому обязательно изучение и поиск того ценного, что может быть основой для совместного существования. В ходе реализации данного блока программы мы формируем у подростков способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений.
Принятие другого человека таким, какой он есть. Это означает, что в процессе общения обучающиеся не должны стремиться переделать друг друга. Они будут учиться понимать и принимать чувства, эмоциональные состояния, особенности темперамента и характера своих партнёров. Это научит их воспринимать людей как целое со всеми индивидуальными особенностями.
Только при соблюдении всех перечисленных выше условий мы можем говорить о воспитании достойной личности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве технического обеспечения проекта будет использоваться оргтехника:
персональные компьютеры,
принтер, ксерокс;
видеотехника:
телевизор ;
видеомагнитофон;
DVD;
медиа- проектор.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Тематическая встреча
Общение психолого-педагогической службы с группой обучающихся (родителей или лицами их заменяющими) на определённую тему. Тематика встреч чередуется и определяется тем, в рамках какого из направлений проекта в данный момент проводится работа. Предполагается еженедельное проведение таких встреч по запросам. Длительность встречи – 1 час(раз в неделю). Встреча включает мини-лекцию, тестирование, игровые задания, обратную связь.
Схема проведения тематической встречи:
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
МИНИ-ЛЕКЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
Тренинг
Тренинговые занятия по всем направлениям проекта планируется проводить в игровой форме, что позволит несовершеннолетним безболезненно перейти к новому типу передачи опыта. Игра будет являться одновременно и интересным видом работы, и аналогом реальной ситуации для участников тренинговой группы, благодаря чему будут развиваться навыки всех видов социальной адаптации. Став участниками группы, подростки смогут научиться действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо этого, они приобретут опыт правильно организовывать свою работу, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, научатся самостоятельно ставить цель и решать поставленные задачи.
Схема проведения тренингового занятия:
АНАЛИЗ,
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАДАНИЯ
ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНЫХ ЗНАНИЙ
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
Дискуссия, «Круглый стол»
Это – формы работы, в которых могут принять участие обучающиеся, родители и педагоги. В их основе лежит обсуждение темы, актуальной для участников, например, «Твои права и обязанности», «Имеем ли мы право на индивидуальность», «Как построить взаимоотношения с людьми других взглядов» и т.д. Более интересны и эффективны дискуссионные клубы, в которых принимают участие представители разных групп (обучающиеся, родители, педагоги).
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
сообщение темы занятия;
теоретическая часть;
тестирование (анкетирование);
игры, игровые упражнения по теме занятия;
игры на сплочённость группы (обще-развивающие игры);
подведение итогов занятия;
процедура окончания занятия.
***Структура занятия может меняться в зависимости от основной цели занятия, степени усвоения материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
Занимаясь по данной программе, предполагается, что обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации приобретут следующие предполагаемые навыки и умения:
иметь навык общения в различных ситуациях со сверстниками;
иметь навык общения с педагогами, родителями, другими окружающими людьми;
быть коммуникабельным;
уметь слушать других;
уметь отстаивать свои права;
знать обязанности человека и гражданина.
Прогнозируемые результаты:
высокая степень социальной адаптации обучающихся к условиям жизни;
развитое чувство внутренней свободы и человеческого достоинства;
оригинальность, неординарность восприятия себя обучающимися в мире людей;
большой запас современных знаний и умений, душевных сил и физического здоровья для вступления в жизнь;
сформированность жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;
адекватная самооценка;
естественность поведения в коллективе;
психологический и физический комфорт в социуме;
желание участвовать в оздоровительной и валеологической работе;
повышение культурного, нравственного, коммуникативного потенциала ребёнка, уровня социальной компетентности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Сроки | Ответственные | Примечания |
Тематические встречи с педагогами «Внутренний мир «трудного» обучающегося» |
1 . | Педагог как участник профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся. | Сентябрь | Кл.рук.,мастера п/о,психолого-пед. служба | |
1.1 | Коллаж на тему: « Мой мир-Вселенная» | октябрь | психолог | |
1.2 | Понятие о профилактике, виды профилактики. | Сентябрь | Психолого-пед. Служба | |
Тематические встречи семьей «Семья -7 «Я» |
2. | Выявление семей с жестоким обращением с детьми(анкетирование, тестирование, психо-игровые приемы и упражнения). | В течение года | Кл.рук,психолого-пед. служба | |
2.1 | Индивидуальная диагностика психических свойств и состояний. | сентябрь | психолог | |
Обсуждения и встречи с обзором документов «Я – гражданин своей страны!» |
3. | Дискуссия «Кто такой гражданин?» (анкетирование «Я гражданин своей страны»). | ноябрь | Психолого-пед.Служба | |
3.1 | Знаю ли я свои права и обязанности. Уважают ли мои права взрослые (педагоги, родители)? Знаю ли я права и обязанности взрослых? Уважаю ли я их? При подготовке вместе с детьми составить анкету и провести анкетирование. Пригласить взрослых (педагогов, родителей). | декабрь | Психолого пед.Служба и кл.рук. | |
3.2 | Обсуждение и Обзор Документов: -Уголовный Кодекс РФ (Ст.117»Истязание»,Ст.110 «Доведение До Самоубийства»,Ст.131-134 «О Преступлениях Сексуального Характера»); -Административный Кодекс РФ (Ст.164 «О Правах и обязанностях родителей»; -Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6,8,16,27,28,29,30); -Нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав и др. -Круглый стол с родителями по проблемам воспитания подросткового и юношеского возраста; -Конституция РФ, права и обязанности родителей | Сентябь Октябрь Ноябрь Декабрь-январь Февраль март | Психологопедагогическая служба ,инспектор ПДН Психолог,правовед. Председатель Совета Профилактики,инспектор ПДН психолог Психолого- пед.Служба | |
Тематические встречи «Общение и здоровье» | |
4. | Наркотики. Мифы и правда о наркотиках. Анкетирование. Беседы. Дискуссии. Игры. | Ноябрь-апрель | Психолого-пед.служба,кл.рук.,мастер п\о,нарколог | | |
4.1 | Понятия: общение, коммуникабельность, контакт. Игры и упражнения по теме. | В течение года | психолог,кл.рук. | | |
4.2 | Мотивы общения: познавательный, личностный, деловой. Разбор примеров. Обыгрывание ситуаций | В течение года | Психолог | | |
4.3 | Выявление обучающихся «группы риска» | Сентябрь,январь,май | Психолог | | |
4.4 | Профилактические беседы с обучающимися о здоровом образе жизни | октябрь,январь,февраль | Психолог | | |
4.4 | Игровое занятие «Твое здоровье» | июнь | Психолог,кл.рук. | | |
5. | Комплексная работа Психолого-педагогической службы училища и родительской общественности по предупреждению фактов насилия над несовершеннолетними со стороны взрослых и родителей. | В течение года | Инспектор ИДН-Никитенко Л.М.,кл.рук.,мастера п\о,Психолого-пед.Служба | | |
6. | Личностно- ориентированное обучение: «Учет психического и физиологического развития подростково-юношеского возраста» Цель: усиление развивающего компонента в образовательной содержательной части обучения уч-ся в ОУ | октябрь | Зам.директора по УВР,кл.рук.,мастера п\о,психолог | | |
6.1 | Культура в общении с людьми. Правила общения. Тренинги по темам: -«ЗНАКОМСТВО»; -«ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА»; -«Я-ДРУГ»; -«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ». | Январь Ноябрь-май | Кл.рук.,мастера п\о,психолог | | |
6.2 | Выявление обучающихся из группы социального риска, (склонных к суицидальному поведению,наркотизации,алкоголизации). | январь | Пихолого-пед. Служба | | |
6.3 | Диспут :«Посеешь характер-пожнешь судьбу»(о стиле поведения и его влиянии на жизнь человека) | февраль | Психолог,нарколог,кл.рук. | | |
7. | Структура личности (выступление перед педагогическим коллективом) | январь | Психолого-Пед.Служба | | |
7.1 | Выступление перед родителями на тему: «Мораль как регулятор поведения в конфликте» (друзья, родители, учителя, другие взрослые). | март | Психолого-пед.Служба | | |
7.2 | Родители и дети. Существует ли на самом деле конфликт поколений? Как его разрешить? Тестирование КРС | октябрь | психолог | | |
7.3 | Технологии обучения на основе диагностики уровней познавательной активности обучающихся Цель: обучение педагогов навыкам активного обучения, способам усиления эффективности уроков и росту познавательной мотивации уч-ся | апрель | Психолог-пед.Служба | | |
7.4 | Учебно-познавательная деятельность (выявление уровня проявления активности). | В течение года | Психолог,нарколог,кл.рук. | | |
7.5 | Письмо родителям: «Я вас люблю, вы у меня хорошие, но если бы вы…» | июнь | психолог | | |
7.6 | Тревожность. Что это такое. Беседа. Тестирование (шкала Кондаша) | ноябрь | психолог | | |
7.7 | Тренинги по темам: -«Я ПОНИМАЮ ТЕБЯ»; -«СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА»; -«ПРИРУЧИ СВОИХ ДРАКОНОВ» -« Мои мысли,чувства,эмоции» | март май декабрь октябрь | психолог | | |
7.8 | «Помоги себе сам». Как перестать тревожиться и начать жить по-новому. Игра «Все минусы превращаем в плюсы». | июнь | Психолого-пед. Служба | | |
Тематические встречи «Трудный» обучающийся и проблемы его воспитания и обучения» Цель: учить обучающихся способности к уважению и принятию людей, а также умению противостоять различным негативным ситуациям и типам поведения других. | |
8 | Беседа « Мой жизненный выбор» | октябрь | психолог | | |
8.1 | Функционально-психологические основы асоциального поведения несовершеннолетних | апрель | психолог | | |
8.2 | Индивидуальная работа по теме: «20 шагов к принятию и познанию себя» | В течение года | психолог | По запросам | |
8.3 | Профилактика асоциального поведения обучающегося; Карта наблюдений за поведением «трудного»обучающегося. | В течение года | Психолого-пед.Служба,нарколог | | |
9. | Фронтальная экспресс-диагностика (нарко-зависимого поведения) | Ноябрь, февраль,май | Психолог,нарколог | | |
9.1 | Круглый стол для уч-ся «Как сохранить человеческое в человеке?». Цель: формировать умение самостоятельно определять свою позицию в сфере межличностных взаимоотношений. (разрабатываются анкеты, проводится анкетирование. Подготавливаются материалы СМИ. Приглашается администрация и педагоги ОУ, а также родители уч-ся). | апрель | Психоло-пед.Служба,родите уч-ся,представители СМИ | | | 2 | 4 | 6 | 6 |
9.2 | Психолого-педагогический мониторинг | Сентябрь;июнь | Психолог,кл.рук. | | 7. | 2 | 4 | 6 | |
10. | Система работы с родителями: «Цикл бесед по проблемам воспитания»(работа родительского комитета). Цель: «провоцирование размышлений» родителей над проблемами, связанными с воспитанием «трудного». Задачи цикла: ознакомить с различными способами и формами влияния на «трудного»; исследовать интересы, способности, самооценку, стили воспитания и т.д.; учить размышлять о том, что лежит в основе характера «трудного» обучающегося; формирование положительного отношения к «трудному» и себе, воспитание у него уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в окружающем мире; повышение уровня психологической компетентности родителей, за счёт пробуждения потребности в самосовершенствовании. | В течение года | Кл.рук,психолог | | |
11. | Индивидуальные беседы с обучающимися(по запросам родителей,мастеров,уч-ся) | В течение года | Мастер п\о,педагоги,психолог,кл.рук. | | |
12. | Воспитание сознательного поведения и самоконтроля у обучающихся | В течение года | Мастер п\о,педагоги,психолог,кл.рук. | | |
13. | Организация КТД(Коллективно-творческих дел) | В течение года | Кл.рук.,мастер п\о,психолог | |
14. | Подведение итогов, планирование профилактической воспитательной работы на следующий учебный год. | июнь | Психолого-пед.Служба | |
15. | Анкетирование по темам: «Мой выбор» | В течение года | Психолого-пед.Служба | |
16. | Разработка анкет и помощь в проведении классных часов: -«Человек свободного общества»; -«Учимся строить отношения»; -«Мое здоровье»; -Преступление и наказание»; и др. | В течение года ( по графику классных часов) | Психолого-пед.Служба | |
17. | Проведение профилактики суицида (с учетом типа взаимоотношений «обучающийся-обучающийся», «родитель-обучающийся», «педагог-обучающийся»): -наличие конфликтных ситуаций и характер поведения в них; -этика поведения юношей и девушек (с учетом гендерных ролей); -причины возникновения конфликтов | В течение года | Психолог | |
11