СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая программа работы с учащимися

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

психолого-педагогическая программа работы с учащимися

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая программа работы с учащимися»


ГБПОУ РО ПУ №38







Принята на педагогическом совете Утверждаю: Протокол №1 от 26.08.2017г. Директор училища №38

1.09.2016 года

Борзенко А.В.













Психолого-педагогическая программа

«Помощь обучающимся,находящимся в трудной жизненной ситуации»










г. Шахты


2016-2017 учебный год

Психолого-педагогическая программа


«Помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Ростовской области в последнее время остро встает вопрос о подростковом суициде и времяпрепровождении подростков и юношества. Это объясняется тем, что на ее территории проживают представители более ста национальностей. На сравнительно небольшой территории расселены различные в этническом, религиозном, социально-экономическом отношении народы. Основной особенностью геополитического положения области, в которой мы живём, является то, что она расположена в непосредственной близости от районов различных межнациональных конфликтов, что порождает большое количество вынужденных мигрантов, разобщённость людей, их конкурентное отношение друг к другу, неравенство в сфере образования, в структуре занятости, в материальном положении.

Город Шахты сегодня переживает период безработицы, резкого снижения уровня жизни, закрытия шахт. Некогда градообразующими предприятиями здесь являлись шахты и хлопчатобумажный комбинат. Сейчас идут сокращения социально-культурных программ, оттока высококвалифицированных специалистов, изменения структуры досуга взрослых и молодёжи, нарастания социальной незащищенности низших социальных слоев города.

Считаем, что данная программа очень актуальна и востребована при работе с несовершеннолетними, так как она направлена на формирование компетенций, относящихся к социальному взаимодействию обучающихся и социальной сферы.

Разрабатывая модель выпускника училища, мы опирались на определения компетенций, приведённые в исследованиях Рябченко А.М., Шорта Э., Бондаревской Е.В.: «Компетенция – это личностно- осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл, система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем».

Претворяя в жизнь данную программу, мы хотим, чтобы у обучающхся сформировались собственное мнение и свой взгляд на вещи, чтобы они понимали негативное влияние и пагубное последствие вредных привычек, чтобы они понимали, что в своих бедах и несчастьях не стоит никого обвинять, нужно измениться самим, изменить своё отношение к жизни, научиться жить в мире и согласии с собой и с окружающими, тогда никто не сможет помешать им занять достойное место в жизни.


УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Учитывая остроту проблемы, новизну и актуальность данного направления воспитательной работы, было принято решение о необходимости привлечения специалистов разных направлений к работе по профилактике асоциального поведения и профилактике негативных проявлений в подростково-юношеской среде(соц.педагог,инспектор ИДН, психолог, медсестра, нарколог, преподаватели правоведения и обществознания, кл.руководители, мастера,зам.директора по УВР). В связи с этим в общеобразовательном учреждении создана психолого-педагогическая служба (председатель: Морозова Н.Н.) сопровождения обучающихся, которая способствует объединению общих усилий вышеназванных лиц с родительской и социальной общественностью.

Программа предполагает проведение различных форм работы анкетирования, мониторингов, тренингов, тематических встреч, индивидуальной диагностики свойств и черт личности, профилактических бесед, дискуссий, круглых столов.




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: воспитание у обучающихся, особенно из из «группы риска» ,способности к уважению законов общества и способности противостоять негативным жизненным проявлениям.

Задачи:

  • формировать навыки самопознания, рефлексии, критичного отношения к своим поступкам, мыслям, образу жизни;

  • воспитывать эмоционально-волевую готовность противостоять негативизму общества и уметь выражать свое несогласие;

  • формировать способность к самооценке и умению противостоять негативным настроениям толпы;

  • воспитывать готовность к признанию высоконравственной человеческой морали и норм поведения в обществе.


ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формирование правильного сознания и эмоционально-волевого поведения подростков представляет собой сложный и многообразный процесс развития всех сторон личности с учётом различных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий. Работая по данной программе, следует руководствоваться следующими принципами:

  • спокойно и разумно воспринимать настороженное отношение со стороны обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также готовность находить возможности для достижения взаимопонимания с ними;

  • эмпатийность и гибкость, которые предполагают способность эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий другого и сохранение уважения к ценностям другого человека и умение понять его.

Программа рассчитана на работу в течение всего учебного года и реализуется комплексно:(Психолого-педагогической Службой, классными руководителями и мастерами п/о, с привлечением других специалистов: подросткового нарколога, инспектораПДН.,библиотекаря), по основным направлениям воспитательной работы с обучающимися:

-психологическая диагностика;

-работа семьей;

-познавательная деятельность.


СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ


Самопознание

Знаем ли мы свой внутренний мир? Многие ответят на этот вопрос: «Да, конечно!». Почему же, совершив какой-либо поступок, хороший или плохой, мы не можем объяснить, почему мы поступили именно так, а не иначе? Часто это сложно сделать взрослому, умудрённому жизненным опытом человеку, ещё сложнее объяснить мотивы своего поведения подросткам. В силу психологических особенностей подросткам с их повышенной агрессивностью, не критичностью мышления, юношеским максимализмом сложно обеспечить гармонию даже с самим собой, что уж говорить о гармоничных отношениях с окружающими! Особенно сложно это сделать, если они чем-то от тебя отличаются и имеют собственный, отличный от твоего, взгляд на жизнь. Наша задача – помочь подросткам преодолеть этот кризисный период, ведь от этого во многом будет зависеть то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в будущем.


Цель: формирование у обучающихся способности через самопознание понимать и принимать право других людей на свой внутренний мир.

Задачи:

  • дать обучающимся основы знаний психологии личности, стимулировать их интерес к своему внутреннему миру;

  • развивать умение у обучающихся видеть другого человека изнутри, понимать его чувства, мотивы поведения;

  • формировать у обучающихся способность признавать другого человека как носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения.


Общение

Каждый из нас живёт, учится, работает среди людей. Вне зависимости от нашего желания мы общаемся с окружающими. Мы хотим научить подростков и юношество позитивному общению, которое позволит достичь более глубокого взаимопонимания и само-раскрытия собеседников, что приведёт каждого из них к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений.


Цель: формирование у обучающихся навыков позитивного взаимодействия с окружающими.

Задачи:

  • совершенствование коммуникативной культуры и создание эмоционально-волевого единства между членами группы, выработка навыков сплочённых действий;

  • формирование доверительного стиля общения и расширение возможностей установления контакта в различных жизненных ситуациях;

  • отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

  • создание условий для само-раскрытия, активизация процесса самопознания и само-актуализации.

Успешное достижение цели данного блока возможно при соблюдении нескольких условий:

--- Равенство позиций взаимодействующих сторон. У партнёров по общению должно отсутствовать стремление подчинить себе более слабого, подавить своей властью или авторитетом. Общение «взрослый –обучающийся» и «обучающийся–обучающийся» должно строиться на основе равенства, уважения достоинства каждого члена коллектива, признания права на наличие и сохранение индивидуальности.

  • Познание других через самопознание. Позитивное общение может базироваться только на уважении индивидуальности партнёра по общению. Поэтому обязательно изучение и поиск того ценного, что может быть основой для совместного существования. В ходе реализации данного блока программы мы формируем у подростков способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений.

  • Принятие другого человека таким, какой он есть. Это означает, что в процессе общения обучающиеся не должны стремиться переделать друг друга. Они будут учиться понимать и принимать чувства, эмоциональные состояния, особенности темперамента и характера своих партнёров. Это научит их воспринимать людей как целое со всеми индивидуальными особенностями.

Только при соблюдении всех перечисленных выше условий мы можем говорить о воспитании достойной личности.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В качестве технического обеспечения проекта будет использоваться оргтехника:

  • персональные компьютеры,

  • принтер, ксерокс;

видеотехника:

  • телевизор ;

  • видеомагнитофон;

  • DVD;

  • медиа- проектор.


ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Тематическая встреча

Общение психолого-педагогической службы с группой обучающихся (родителей или лицами их заменяющими) на определённую тему. Тематика встреч чередуется и определяется тем, в рамках какого из направлений проекта в данный момент проводится работа. Предполагается еженедельное проведение таких встреч по запросам. Длительность встречи – 1 час(раз в неделю). Встреча включает мини-лекцию, тестирование, игровые задания, обратную связь.


Схема проведения тематической встречи:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


МИНИ-ЛЕКЦИЯ



ДИАГНОСТИКА


Тренинг


Тренинговые занятия по всем направлениям проекта планируется проводить в игровой форме, что позволит несовершеннолетним безболезненно перейти к новому типу передачи опыта. Игра будет являться одновременно и интересным видом работы, и аналогом реальной ситуации для участников тренинговой группы, благодаря чему будут развиваться навыки всех видов социальной адаптации. Став участниками группы, подростки смогут научиться действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо этого, они приобретут опыт правильно организовывать свою работу, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, научатся самостоятельно ставить цель и решать поставленные задачи.


Схема проведения тренингового занятия:


АНАЛИЗ,

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАДАНИЯ


ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНЫХ ЗНАНИЙ



КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ






Дискуссия, «Круглый стол»

Это – формы работы, в которых могут принять участие обучающиеся, родители и педагоги. В их основе лежит обсуждение темы, актуальной для участников, например, «Твои права и обязанности», «Имеем ли мы право на индивидуальность», «Как построить взаимоотношения с людьми других взглядов» и т.д. Более интересны и эффективны дискуссионные клубы, в которых принимают участие представители разных групп (обучающиеся, родители, педагоги).




ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

  • сообщение темы занятия;

  • теоретическая часть;

  • тестирование (анкетирование);

  • игры, игровые упражнения по теме занятия;

  • игры на сплочённость группы (обще-развивающие игры);

  • подведение итогов занятия;

  • процедура окончания занятия.

***Структура занятия может меняться в зависимости от основной цели занятия, степени усвоения материала.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

Занимаясь по данной программе, предполагается, что обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации приобретут следующие предполагаемые навыки и умения:

  • иметь навык общения в различных ситуациях со сверстниками;

  • иметь навык общения с педагогами, родителями, другими окружающими людьми;

  • быть коммуникабельным;

  • уметь слушать других;

  • уметь отстаивать свои права;

  • знать обязанности человека и гражданина.


Прогнозируемые результаты:

  • высокая степень социальной адаптации обучающихся к условиям жизни;

  • развитое чувство внутренней свободы и человеческого достоинства;

  • оригинальность, неординарность восприятия себя обучающимися в мире людей;

  • большой запас современных знаний и умений, душевных сил и физического здоровья для вступления в жизнь;

  • сформированность жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;

  • адекватная самооценка;

  • естественность поведения в коллективе;

  • психологический и физический комфорт в социуме;

  • желание участвовать в оздоровительной и валеологической работе;

  • повышение культурного, нравственного, коммуникативного потенциала ребёнка, уровня социальной компетентности.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Сроки

Ответственные

Примечания

Тематические встречи с педагогами

«Внутренний мир «трудного» обучающегося»


1 .

Педагог как участник профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся.

Сентябрь

Кл.рук.,мастера п/о,психолого-пед. служба


1.1

Коллаж на тему: « Мой мир-Вселенная»

октябрь

психолог


1.2

Понятие о профилактике, виды профилактики.

Сентябрь

Психолого-пед. Служба


Тематические встречи семьей

«Семья -7 «Я»

2.

Выявление семей с жестоким обращением с детьми(анкетирование, тестирование, психо-игровые приемы и упражнения).

В течение года

Кл.рук,психолого-пед. служба


2.1

Индивидуальная диагностика психических свойств и состояний.

сентябрь

психолог


Обсуждения и встречи с обзором документов

«Я – гражданин своей страны!»

3.

Дискуссия «Кто такой гражданин?»

(анкетирование «Я гражданин своей страны»).

ноябрь

Психолого-пед.Служба


3.1

Знаю ли я свои права и обязанности. Уважают ли мои права взрослые (педагоги, родители)? Знаю ли я права и обязанности взрослых? Уважаю ли я их? При подготовке вместе с детьми составить анкету и провести анкетирование. Пригласить взрослых (педагогов, родителей).

декабрь

Психолого

пед.Служба и кл.рук.


3.2

Обсуждение и Обзор Документов:

-Уголовный Кодекс РФ (Ст.117»Истязание»,Ст.110 «Доведение До Самоубийства»,Ст.131-134 «О Преступлениях Сексуального Характера»);


-Административный Кодекс РФ (Ст.164 «О Правах и обязанностях родителей»;



-Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6,8,16,27,28,29,30);


-Нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав и др.


-Круглый стол с родителями по проблемам воспитания подросткового и юношеского

возраста;



-Конституция РФ, права и обязанности родителей

Сентябь





Октябрь




Ноябрь


Декабрь-январь


Февраль

март

Психологопедагогическая служба ,инспектор ПДН



Психолог,правовед.



Председатель Совета Профилактики,инспектор ПДН


психолог

Психолого-

пед.Служба



Тематические встречи

«Общение и здоровье»


4.

Наркотики.

Мифы и правда о наркотиках.

Анкетирование. Беседы. Дискуссии. Игры.

Ноябрь-апрель

Психолого-пед.служба,кл.рук.,мастер п\о,нарколог



4.1

Понятия: общение, коммуникабельность, контакт. Игры и упражнения по теме.

В течение года

психолог,кл.рук.



4.2

Мотивы общения: познавательный, личностный, деловой. Разбор примеров. Обыгрывание ситуаций

В течение года

Психолог



4.3

Выявление обучающихся «группы риска»

Сентябрь,январь,май

Психолог



4.4

Профилактические беседы с обучающимися о здоровом образе жизни

октябрь,январь,февраль

Психолог



4.4

Игровое занятие «Твое здоровье»

июнь

Психолог,кл.рук.



5.

Комплексная работа Психолого-педагогической службы училища и родительской общественности по предупреждению фактов насилия над несовершеннолетними со стороны взрослых и родителей.

В течение года

Инспектор ИДН-Никитенко Л.М.,кл.рук.,мастера п\о,Психолого-пед.Служба



6.

Личностно- ориентированное обучение:

«Учет психического и физиологического развития подростково-юношеского возраста»

Цель: усиление развивающего компонента в образовательной содержательной части обучения уч-ся в ОУ

октябрь

Зам.директора по УВР,кл.рук.,мастера п\о,психолог



6.1

Культура в общении с людьми. Правила общения.

Тренинги по темам:

-«ЗНАКОМСТВО»;

-«ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА»;

-«Я-ДРУГ»;

-«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ».

Январь



Ноябрь-май

Кл.рук.,мастера п\о,психолог



6.2

Выявление обучающихся из группы социального риска, (склонных к суицидальному поведению,наркотизации,алкоголизации).

январь

Пихолого-пед. Служба



6.3

Диспут :«Посеешь характер-пожнешь судьбу»(о стиле поведения и его влиянии на жизнь человека)

февраль

Психолог,нарколог,кл.рук.



7.

Структура личности (выступление перед педагогическим коллективом)

январь

Психолого-Пед.Служба



7.1

Выступление перед родителями на тему: «Мораль как регулятор поведения в конфликте» (друзья, родители, учителя, другие взрослые).

март

Психолого-пед.Служба



7.2

Родители и дети. Существует ли на самом деле конфликт поколений? Как его разрешить? Тестирование КРС

октябрь

психолог



7.3

Технологии обучения на основе диагностики уровней познавательной активности обучающихся

Цель: обучение педагогов навыкам активного обучения, способам усиления эффективности уроков и росту познавательной мотивации уч-ся

апрель

Психолог-пед.Служба



7.4

Учебно-познавательная деятельность (выявление уровня проявления активности).

В течение года

Психолог,нарколог,кл.рук.



7.5

Письмо родителям: «Я вас люблю, вы у меня хорошие, но если бы вы…»

июнь

психолог



7.6

Тревожность. Что это такое. Беседа. Тестирование (шкала Кондаша)

ноябрь

психолог



7.7

Тренинги по темам:

Я ПОНИМАЮ ТЕБЯ»;

-«СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА»;

-«ПРИРУЧИ СВОИХ ДРАКОНОВ»

-« Мои мысли,чувства,эмоции»

март

май

декабрь


октябрь

психолог



7.8

«Помоги себе сам».

Как перестать тревожиться и начать жить по-новому. Игра «Все минусы превращаем в плюсы».

июнь

Психолого-пед. Служба



Тематические встречи

«Трудный» обучающийся и проблемы его воспитания и обучения»

Цель: учить обучающихся способности к уважению и принятию людей, а также умению противостоять различным негативным ситуациям и типам поведения других.


8

Беседа « Мой жизненный выбор»

октябрь

психолог



8.1

Функционально-психологические основы асоциального поведения несовершеннолетних

апрель

психолог



8.2

Индивидуальная работа по теме: «20 шагов к принятию и познанию себя»

В течение года

психолог

По запросам


8.3

Профилактика асоциального поведения обучающегося;

Карта наблюдений за поведением «трудного»обучающегося.

В течение года

Психолого-пед.Служба,нарколог



9.

Фронтальная экспресс-диагностика (нарко-зависимого поведения)

Ноябрь,

февраль,май

Психолог,нарколог



9.1

Круглый стол для уч-ся «Как сохранить человеческое в человеке?».

Цель: формировать умение самостоятельно определять свою позицию в сфере межличностных взаимоотношений.

(разрабатываются анкеты, проводится анкетирование. Подготавливаются материалы СМИ.

Приглашается администрация и педагоги ОУ, а также родители уч-ся).

апрель

Психоло-пед.Служба,родите уч-ся,представители СМИ


2

4

6

6

9.2

Психолого-педагогический мониторинг

Сентябрь;июнь

Психолог,кл.рук.


7.

2

4

6


10.

Система работы с родителями: «Цикл бесед по проблемам воспитания»(работа родительского комитета).

Цель: «провоцирование размышлений» родителей над проблемами, связанными с воспитанием «трудного».

Задачи цикла:

  • ознакомить с различными способами и формами влияния на «трудного»;

  • исследовать интересы, способности, самооценку, стили воспитания и т.д.;

  • учить размышлять о том, что лежит в основе характера «трудного» обучающегося;

  • формирование положительного отношения к «трудному» и себе, воспитание у него уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в окружающем мире;

  • повышение уровня психологической компетентности родителей, за счёт пробуждения потребности в самосовершенствовании.

В течение года

Кл.рук,психолог



11.

Индивидуальные беседы с обучающимися(по запросам родителей,мастеров,уч-ся)

В течение года

Мастер п\о,педагоги,психолог,кл.рук.



12.

Воспитание сознательного поведения

и самоконтроля у обучающихся

В течение года

Мастер п\о,педагоги,психолог,кл.рук.




13.

Организация КТД(Коллективно-творческих дел)

В течение года

Кл.рук.,мастер п\о,психолог


14.

Подведение итогов, планирование профилактической воспитательной работы на следующий учебный год.

июнь

Психолого-пед.Служба


15.

Анкетирование по темам: «Мой выбор»

В течение года

Психолого-пед.Служба

16.

Разработка анкет и помощь в проведении классных часов:

-«Человек свободного общества»;

-«Учимся строить отношения»;

-«Мое здоровье»;

-Преступление и наказание»; и др.

В течение года ( по графику классных часов)

Психолого-пед.Служба

17.

Проведение профилактики суицида (с учетом типа взаимоотношений «обучающийся-обучающийся», «родитель-обучающийся», «педагог-обучающийся»):

-наличие конфликтных ситуаций и характер поведения в них;

-этика поведения юношей и девушек (с учетом гендерных ролей);

-причины возникновения конфликтов

В течение года

Психолог








11