СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса учащихся 1,5,10 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса учащихся 1,5,10 классов»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №21

Центральная ул., 17, Танхой, 671220

Тел.: 8-301-38-937-47, 79-2-39, факс: 8-301-38-937-47, 79-2-39



Утверждаю_____________

Директор школы-интерната №21

Воскобойников Н.Г.









ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса
учащихся 1, 5, 10 классов






Автор - составитель программы:

педагог-психолог Жукова Елена Николаевна









Танхой

2021

Оглавление

I. Пояснительная записка 3

II. Основные положения 3

III. Специфические задачи 8

IV. Прогнозируемый результат: 13

V. Этапы реализации программы 13

VI. Участники МППК и функциональная направленность их действий 15

Список использованной литературы 17

Приложение 1. 1 класс 19

Приложение 2. 5 класс 21

Приложение 3. 10 класс 23





I. Пояснительная записка

Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы-интерната №21 ОАО «РЖД», сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.

Отличительной особенностью программы «Преемственность и адаптация» является, на наш взгляд, достаточно широкий охват участников учебно-воспитательного процесса: мероприятия адаптационного периода (см. Приложение 1) предполагают не только психологическое сопровождение школьников, начиная с подготовительной группы детского сада, но так же консультативную помощь их родителям и педагогам.



II. Основные положения

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий - важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

Таким образом, можно считать, что адаптация - это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптационный период охватывает первые два месяца обучения в 1, 5, 10-х классах.

Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом «переходном» классе имеются свои особенности (см. таблицу 1)


Таблица 1


1-й класс


5-й класс


10-й класс


Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.


Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.


Учащиеся испытывают желание «отдохнуть» после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения.







Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

  1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

  2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа «Я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

  3. Поведенческий уровень. Отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае эффективность будет значительно снижена. Создание специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода будет способствовать достижению следующей цели:

успешная адаптация учащихся 1, 5, 10 классов к изменившимся условиям образовательной среды.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

2. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

3. Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

4. Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп (таблицы 1 -3).

5. Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.

6. Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.


Таким образом, для решения перечисленных задач социально-психологическая служба должна помочь педагогам:

  • отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;

  • создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;

  • помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;

  • оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;

  • создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;

  • актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.


Принципы психолого-педагогической программы

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

  • принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно-воспитательного процесса.

Основные направления работы

  • В соответствии с задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:

  • Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

  • Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

  • Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

  • Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

  • Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

  • Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.




III. Специфические задачи

Программа «Преемственность и адаптация» предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.


3.1. Специфические задачи для 1 класса

Для учащихся 1 класса:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;

  • помочь осознать появление нового сообщества - класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для учителей начальных классов и педагогов ДОУ:

  • изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения;

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;

  • определить единый комплекс показателей готовности ребенка к школе.

  • создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;

  • провести педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.

  • использовать учителю начальных классов урочную и внеурочную деятельность:

- для профилактики школьной дезадаптации;

- для знакомства детей друг с другом;

- для формирования навыков учебного сотрудничества;

- для групповой сплоченности класса;

- для освоения первоклассниками пространства своего класса, пространства школы.

Для родителей:

  • создать положительный настрой у детей по отношению к школе;

  • поддерживать ребенка в период адаптации к условиям школьной жизни;

  • сотрудничать с педагогом по организации учебного процесса и по выполнению домашнего задания.

Для педагога-психолога:

  • создать положительный настрой у родителей и снять у них напряжение, вызванное поступлением ребенка в школу через психологическое просвещение (знание особенностей ребенка др.);

  • создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;

  • провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 1 классов.

  • использовать внеурочную деятельность:

- для профилактики школьной дезадаптации;

- для знакомства детей друг с другом;

- для формирования навыков учебного сотрудничества;

- для групповой сплоченности класса;

- для освоения первоклассниками пространства своего класса, пространства школы.
Для социального педагога:

  • создать банк данных по категориям (малообеспеченные семьи; многодетные семьи; неблагополучные семьи; опекаемые дети; дети «группы риска» и др.);

  • разработать индивидуальный план работы с неблагополучными семьями; детьми «группы риска»;

  • оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям.



3.2. Специфические задачи для 5 класса

Для учащихся 5 класса:

  • увеличивать потенциал самостоятельности в процессе выполнения требований учителей-предметников;

  • принять новую социальную роль – ученика основной школы;

  • принять «новых» учителей.

Для классного руководителя и учителей предметников:

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;

  • ознакомиться с результатами диагностики уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс).

  • создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;

  • провести стартовые контрольные работы по предметам с целью выявления знаний, умений, навыков (сформированных в начальной школе) для дальнейшего овладения предметом;

  • использовать классному руководителю и учителю-предметнику урочную и внеурочную деятельность:

- для профилактики школьной дезадаптации;

- для формирования навыков учебного сотрудничества;

- для групповой сплоченности класса;

- для освоения учащимися 5-х классов пространства школы.

  • формировать устойчивую учебную мотивации;

  • формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;

Для родителей:

  • поддерживать положительный настрой у детей по отношению к школе;

  • поддерживать школьника в период адаптации к изменившимся условиям, связанным с переходом в среднее звено;

  • договориться о способах взаимодействия родителей с классным руководителем и учителями-предметниками в течение года;

  • сотрудничать с педагогом по организации учебного процесса и по выполнению домашнего задания.

Для педагога-психолога:

  • изучить уровень готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 5 классов.

  • формировать у родителей и педагогов понимание необходимости оказания поддержки учащимся при переходе из начальной школы в среднее звено.

  • стимулировать адаптационные механизмы и способствовать снижению уровня школьной тревожности посредством обращения к внутренним ресурсам в процессе развивающих занятий.

  • консультировать участников образовательного процесса (родителей, учащихся, педагогов) по запросам.

Для социального педагога:

  • корректировать банк данных по категориям (малообеспеченные семьи; многодетные семьи; неблагополучные семьи; опекаемые дети; дети «группы риска» и др.);

  • разработать индивидуальный план работы с неблагополучными семьями; детьми «группы риска»;

  • оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям.


3.3. Специфические задачи для 10 класса

Для учащихся 10 класса:

  • принять позицию ученика-старшеклассника;

  • принять новичков в коллектив;



Для классного руководителя и учителей предметников:

  • создать условия для формирования благоприятного психологического климата, общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции;

  • способствовать становлению группового коллектива;

Для родителей:

  • сотрудничать с педагогом по организации учебного процесса и по выполнению домашнего задания;

  • поддерживать положительный настрой у детей по отношению к школе;

  • поддерживать школьника в период адаптации к изменившимся условиям, связанным с переходом в старшую школу;

  • договориться о способах взаимодействия родителей с классным руководителем и учителями-предметниками в течение года;

Для педагога-психолога:

  • создать условия для формирования благоприятного психологического климата, общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции;

  • проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.

  • помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.

  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через психологическое просвещение;

  • провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 10 классов;

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом через психологическое просвещение.

Для социального педагога:

  • корректировать банк данных по категориям (малообеспеченные семьи; многодетные семьи; неблагополучные семьи; опекаемые дети; дети «группы риска» и др.);

  • выявлять социальные причины неуспеваемости.

Отличительная особенность программы состоит в том, что повышение мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту происходит через развитие навыков рефлексии, что способствует большей эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося.

Наибольший эффект программа может иметь лишь в том случае, если она будет реализовываться как целостная система совместной деятельности педагогов, педагогов-психологов, социального педагога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.


IV. Прогнозируемый результат:

Успешная адаптация, проявляющаяся на трех уровнях:
1. Эмоциональный уровень: эмоциональное благополучие школьника;
2. Когнитивный уровень: развития самосознания;
3. Поведенческий уровень: включенность в общение с окружающими людьми, способность к ответственному поведению.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней;

  • Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.



V. Этапы реализации программы

Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа.


Первый этап - определение готовности учащихся к обучению па новом возрастном этапе (март-май). Этап включает в себя следующие виды деятельности:

  • Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.

  • Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания - это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую
    возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации.

  • Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени.

  • Проведение совместных «круглых столов», носящих на данном этапе общий ознакомительный характер: для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов; учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 4 классы; учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.



Второй этап - первичная адаптация к новым социальным условиям.

Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:

  • Составление социального паспорта класса;

  • Проведение психолого-педагогической диагностики (первоклассники, пятиклассники, десятиклассники).

  • Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

  • Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.

  • Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время: классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и
    формирование актива класса; учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры; общешкольные мероприятия: «Дом, в котором мы живем",

«Мама, папа, я - спортивная семья», КВН, «Автопортрет нашего класса» и т.д. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

  • Организация профилактической работы в период адаптации.

  • Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп.

  • Проведение круглых столов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: «Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ» с приглашением методистов и педагогов ДОУ, взаимодействующих со школой, «Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе», «Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям».


Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется предполагает следующее:

  • Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся;

  • Основными способами получения информации на третьем этапе являются: экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

  • Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

  • Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (врач, невропатолог, логопед и др.) в рамках ПМПК;

  • Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики;

  • Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности;

  • Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов;

  • Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.


Организованная таким образом работа по преемственности и адаптации имеет ряд положительных моментов: предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

VI. Участники МППК и функциональная направленность их действий
Директор

Отвечает за конечный результат работы учебного заведения, за эффективность работы всех структур.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Отвечает за организацию, координацию, содержание, реализацию адаптационной программы, создает атмосферу педагогической поддержки. Осуществляет контроль за соблюдением единых требований к учащимся со стороны учителей-предметников. Выступает по результатам мониторинга стартовых контрольных работ по математике и русскому языку

Заместитель директора по воспитательной работе

Отвечает за организацию воспитательного процесса во вновь сформированных коллективах, соотнесенного с приоритетами воспитательной политики в государственных образовательных документах, за организацию со-управления. Выступает по анализу планов воспитательной работы в классах.

Педагог-психолог

Отвечает за выполнение программы адаптационного периода как программы психолого-педагогического сопровождения вхождения ребенка в новую социальную среду, за проведение диагностики и развивающих занятий в адаптационный период.

Выступает по представлению психологического портрета класса на основе исследований интеллектуального развития, психологических особенностей, эмоционального благополучия.
Медицинский работник

Отвечает за составление банка данных на учащихся по определению уровня здоровья, проблем на основе изучения, систематизации медицинских карт, итогов медицинских осмотров, собеседовании с учащимися и их родителями. Выступает по анализу состояния здоровья учащихся.

Классный руководитель

Отвечает за создание условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательного процесса, за формирование благоприятного климата общения, за становление классного коллектива.

Выступает по итогам составления социального паспорта класса, где обозначаются не только фактические данные, но и определяются особенности семейных взаимоотношений, по итогам развития коллектива класса, по особенностям этого развития и методам педагогического воздействия, осуществляемым им в процессе адаптационного периода (что и для чего делалось?).
Учителя – предметники

Отвечают за качество обученности учащихся по предмету, за формирование интереса к изучению конкретных учебных дисциплин.

Выступают по итогам педагогических наблюдений за развитием учащихся на конкретном предмете, по обмену опытом внедрения в образовательный процесс механизмов реализации адаптации учащихся через создание ситуаций успеха, вхождения учащихся в новую ступень обучения, по итогам формирования интереса к предмету

План мероприятий адаптационного периода приведен в Приложениях 1-3.


Список использованной литературы
  1. Кравцова Е. «Десятиклассники» // Школьный психолог 2003, № 20.

  2. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками / Под. ред. Н.В. Пилипко. – М.: 2002.

  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону, 2006.

  4. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. – М.: 2003.

  5. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / Авт.-сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: 2007 г.

  6. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов, 2005.

  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: 2001.

















































Приложение 1. 1 класс


1 КЛАСС



Месяц

Направление



Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Июнь


Июль


Август


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь



Административная направленность


Определение учителей, набирающих 1-ый класс




Проведение родительского собрания в ДОУ, в школе с участием учителей 1-х классов «Ребенок на пороге школы»








Посещение уроков




Проведение психологического консилиума по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ



Социально-психологическая направленность


Составление списков будущих первоклассников по микрорайону и дате рождения

Взаимопосещение уроков, занятий (ДОУ- МОУ)

Круглый стол


Распространение информации о приеме в школу




Разработка программы социально-психологической адаптации, корректировка




Прием в 1-ый класс. Комплектация классов с учетом особенностей учителя и детей


Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьника


Совместные методические объединения (ДОУ-МОУ)


Совместное с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики.






Собеседование с будущими первоклассниками.

Определение уровня готовности.






Проведение индивидуальных консультаций для родителей




Педагогическая направленность








Проведение «Дня открытых дверей» для родителей будущих первоклассников






Проведение родительского собрания на тему «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»


Выявление семей социального риска, детей девиантного поведения с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях





Родители
















Контроль за новым для ребенка режимом дня, развитие в детях чувства ответственности.



Учащиеся


Посещение «Школы будущего первоклассника»










Соблюдение правил для учащихся.

Проведение педагогической стартовой диагностики готовности к успешному обучению в школе.

Тренинговая программа «Психологическая азбука»


Организация «Школы будущего первоклассника»






Приложение 2. 5 класс


Месяц

Направление



Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Июнь


Июль


Август


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь




Выпускник начальной школы


Пятиклассник


Административная направленность


Определение преподавателей предметников и классных руководителей с учетом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе




Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. «Впереди пятый класс» (деловая игра)








Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»


Посещение уроков










Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постанова проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики


Социально-психологическая направленность


Посещение уроков, наблюдение за детьми.

Изучение индивидуальных особенностей учеников 4-х классов с целью подбора классного руководителя





Проведение развивающей психологической игры «Дорога в 5 класс»


Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учетом особенностей конкретных классов






Проведение тренинговых занятий по профилактике дезадаптации формированию социальных навыков учащихся 5-го класса» «Новичок в средней школе»








Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах. Поддержка работы классного руководителя - консультативная, методическая, организационная


Педагогическая направленность


Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах 1 и 2 ступени




Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников






Неукоснительное соблюдение выработанных требований за «круглым столом»


Проведение родительского собрания на тему «Ваш ребенок-пятиклассник»


Активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива






Родители


Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми




Родительское собрание «Через три месяца в пятом классе»






Поддержка родителями требований школы


Тесная связь с учителями-предметниками и классными руководителями


Индивидуальные консультации для родителей


Учащиеся


Участие в проекте «Профессия–школьник»


Изучение кабинетной системы






Выполнение требований учителей


Соблюдение правил для учащихся




Психопрофилактическое занятие

«Планета моего класса»

Программа профилактических занятий «Новичок в средней школе»




Приложение 3. 10 класс


Месяц

Направление



Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Июнь


Июль


Август


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь



девятиклассник


десятиклассник





Анализ ситуации в 9-х классах: результативность обучения, прогноз, структуры 10-х классов,

посещение уроков, наблюдение за детьми, учебные планы, предварительное комплектование учителей, подготовка к итоговой аттестации





Родительское собрания о порядке итоговой аттестации комплектование профильных классов

Индивидуальные консультации по результатам компьютерного тестирования, рекомендации









Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению » десятиклассников


Приказ о адаптационном периоде. Посещение уроков


Координация деятельности всех участников адаптационного периода, корректировка расписания, включение адаптационных занятий


Психолог-педагогический консилиум анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.


Контроль за выполнением решений пед консилиума и рекоменаций






Социально-психологическая направленность




Проведение тренинговых занятий «Формула успеха»


Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации десятиклассников с учетом особенностей конкретных классов






Психологическое просвещение педагогов и родителей относительно адаптационного периода десятиклассников (родительское собрание, консультации педагогов и родителей


Индивидуальное компьютерное тестирование ПРОФИ-2


Консультации и рекомендации по результатам тестирования




Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах. Поддержка работы классного руководителя- консультативная, методическая, организационная


Педагогическая направленность


Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах средней и старшей школы




Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для десятиклассников






Неукоснительное соблюдение выработанных требований за «круглым столом»


социально-психологический тренинг «Эффективные коммуникации: трансакции, модели

результат

Участники: администрация и педагоги старшей школы


Активная работа классного руководителя по формированию ученического коллектива


Проведение родительского собрания на тему «Ваш ребенок- десятиклассник»


Подведение итогов за первое полугодие, сравнительный анализ


Родители


Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми




Заявления о приеме в 10-ый класс






Поддержка родителями требований школы.

Участие совместно детьми в веревочном курсе



Тесная связь с учителями-предметниками и классными руководителями


Индивидуальные консультации для родителей


Учащиеся


Компьютерное тестирование

«Профи-2»

Профконсультирование, участие в программе « Я и моя профессия»


Изучение новой системы оценивания






Выполнение требований учителей


Соблюдение правил для учащихся


Профессиональное самоопределение.


Участие в адаптационной программе:

-веревочный курс;

- 3-х дневный цикл тренинговых адаптационных занятий;

-социально-психологический тренинг «Эффективные коммуникации: трансакции, модели



результат


14